НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сокоренко Оксана Александровна

Непосредственно - образовательная деятельность по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

тема «Зимующие птицы»

                      Воспитатель:

                            Сокоренко О.А.

Пыть-Ях

2016

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: формирование экологической культуры у детей через ознакомление с зимующими птицами.

Задачи:

 образовательные:

  • уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

 развивающие:

  • упражнять в навыках осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую  речь;
  • развивать умение работать в центрах активности, опираясь на предложенный алгоритм действий, самостоятельно используя материал.

воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь птиц и  помогать им в затруднительных ситуациях,  связанных с зимним сезоном.

Используемые материалы: картинки с изображением птиц, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; материал для изготовления кормушек; крупа и семена для корма птиц; весы с гирями; фломастеры и карточки для мнемотаблиц; яблоки и хлеб; ножи и разделочные доски;  схемы и алгоритмы действий в центрах активности. 

Словарная работа: «зимующие», снегирь, синица, воробей, сорока, голубь, клёст; текст стихотворения «Снегири».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационная часть ( 3-4 минуты)

Приветствие  

(произносят дети с взрослым)

Вместе с солнышком встаём,

Небу мы улыбку шлём,

Всей Земле – большой привет!

Ведь её прекрасней нет!

Всем сорокам и дроздам,    

Ястребам и снегирям,

Птичек всех мы очень любим,

Обижать мы их не будем!

( дети выполняют движения в соответствии с текстом приветствия по показу педагога)

Воспитатель

- Ребята, сегодня мы с вами шли в детский сад по свежему снежку. Какие причудливые узоры «рисуют» следы от сапог детей и взрослых, от колёс автомобиля, от лап животных и птиц! А вы знаете что снег - это кристаллы замороженной воды? (ответы детей)

 -Наступая на снег, в очень морозный день, мы слышим хруст. Как вы думаете, звук возможно услышать без снега, ведь в группе он очень быстро растает и превратится в воду? (ответы детей)

-А вы хотели бы услышать хруст снега прямо здесь в тёплом помещении? (ответы детей)

- Давайте поиграем в игру « Хрустящие снежки» (надувные шарики наполненные крахмалом)  Выполняется упражнение с разным темпом и силой нажатия шариков.

Воспитатель

- Ребята, я слышу звук оповещения электронного письма. Как же узнать, кто нам отправил письмо и что в нём написано?

 - Ольга Петровна! Будьте добры, распечатайте в кабинете у Светланы Владимировны на принтере письмо. Нам не терпится узнать, кто его прислал. ( Воспитатель уходит, через некоторое время возвращается с письмом)

Воспитатель (2)

- Ребята, в принтере совсем нет краски, поэтому я не смогла выполнить ваше поручение.

Воспитатель

- Мне кажется, я вспомнила один верный способ «оживления» невидимых картинок. Нужно взять губку, обмокнуть в слабый раствор гуашевой краски и нанести на лист бумаги. Попробуем наш эксперимент? ( Наносится краска, появляется надпись-призыв «Помогите».  Использование воскографии)

Воспитатель

-Кто может прочитать, что здесь написано?( ответы детей)

-Кто  отправил нам такое тревожное письмо? (ответы детей)

- Да, ребята. Это птичьи следы. Скажите, а вы хотели бы узнать, кто именно просит помощи? (ответы детей)

 -Вы увидите следы птиц на снегу и услышите загадку. Отгадав загадку вы узнаете какие именно птицы просят о помощи.

Основная часть (15-16 минут)

(Воспитатель приглашает детей присесть на подушки)

 (Показ слайдовой презентации « Зимующие птицы»)

Воспитатель ( загадывание загадки)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый... (Воробей)

 (Ответы детей)

( изображение воробья появляется на слайде )

Воспитатель

- Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Послушайте , какую песенку поёт городской воробей. ( прослушивание голоса в записи)

 -Ребята, о воробьях нам хочет рассказать Полина Симакова. Она приготовила свой рассказ с бабушкой.

Воробьи (рассказ ребёнка, подготовленный с родителями)

Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Воробьи   едят любую пищу. Помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. В старину,  завидев на своих огородах стайку маленьких птиц, люди кричали « Вора бей!». Отсюда и пошло название воробья. Разговаривают между собой воробьи громким чириканьем и предупреждают друг друга о приближении хищника. За тёплое время года воробьиха успевает отложить  яйца 2-3 раза и вывести потомство.

Воспитатель

- Послушайте следующую загадку.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

(Ответы детей).

( появляется изображение синицы на слайде)

Воспитатель

- Какой звук издаёт синица?(ответы детей) Послушайте какую песенку поёт синица. ( прослушивание голоса в грамзаписи)

- Ребята, о синицах нам расскажет Анна Большакова. Помогала ей подготовить рассказ её мама Елена Николаевна.

Синица (рассказ ребёнка, подготовленный с родителями)

Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют «сии-сии», да «ции-ции». У синиц желтое брюшко,  зеленоватая спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Синицы зимой не улетают в тёплые страны. Они переживают зиму в дупле. Синицам и их птенцам совсем  нелегко найти пищу, поэтому они прилетают  ближе к жилью человека, где их подкармливают зёрнышками и хлебными крошками. 12 декабря на Руси отмечали  Синицын день. В этот день синиц угощали кто чем мог: кусочками сала, семенами подсолнуха.  А 27 февраля люди слушали какую песню поёт синица. Если приговаривает « скинь кафтан», то весна будет ранняя.

Воспитатель

- Вот следующая загадка.

 Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...(снегири)

( появляется изображение снегиря на следующем слайде)

Воспитатель

- Послушайте, как снегирь поёт. (прослушивание записи голоса птицы)

-О снегире нам расскажет Алиса Филатова. Помогал ей её папа Алексей.

Снегирь (рассказ ребёнка,  подготовленный с родителями)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

 Воспитатель

- Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…(Сорока)

 ( изображение сороки появляется на слайде)

Воспитатель

- Послушайте, как трещит сорока. (звучит запись пения птицы)

-О сороке небольшое стихотворение нам расскажет Мелания Василенко. Готовилась она со своей старшей сестрой Эмилией.

Сорока (рассказ ребёнка, подготовленный с родителями) 

Сорока  белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку или стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Длиннохвоста, белобока,

Говорливая сорока.

На верхушке дерева высоко сидит,

Об опасности в лесу всех предупредит.

Воспитатель

-Ребята, из рассказов девочек мы много узнали о птицах. Давайте поблагодарим девочек, которые так интересно нам рассказали о зимующих птицах. (апплодисменты)

- Теперь мы знаем, кто именно написал письмо и просит нас о помощи. Мы готовим о зимующих птицах интересные сообщения и  на рабочей карточке девочки отметят  птиц  о которых рассказывали. (дети наклеивают смайлики на карточку с изображением птиц о которых рассказывали)

- А кто хочет приготовить с родителями дома рассказ или стихотворение о голубях и клестах к будущему вторнику? (выбор детей)

Воспитатель

-А какие птицы называются зимующими? (ответы детей)

- А как вы думаете , какие неприятности поджидают птиц зимой? (ответы детей)

 -Конечно холод, голод и хищники - самые злейшие враги птиц. Какую помощь мы с вами можем оказать птицам? (ответы детей)

Физкультминутка (дети выполняют по тексту)

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

(дети выполняют движения по тексту вместе с педагогом)

 

Воспитатель

 

- Зима  очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Наши новые знакомые ждут помощи. В путь! Все на помощь!

(дети направляются к центрам активности)

Реклама центров активности

Воспитатель

-В центре науки «Хочу всё знать» вас ждёт воробей со схемой приготовления витаминного птичьего коктейля из круп и семян. Я помогу вам справится с этой работой.  (овёс, пшено, семена подсолнечника, горох)

(дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности)

-В центре литературы и грамоты «Говори - читайка» вас ждёт снегирь. Он хочет, чтобы вы его порадовали стихотворением. Поможет вам работать в центре логопед Нина Викторовна. (составление мнемотаблицы и разучивание стихотворения «Снегири»)

(дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности)

-В центре конструирования «Мастерилка» вас ждёт сорока со схемой изготовления кормушки. Поможет вам справится с этой сложной задачей Ольга Петровна. ( конструирование кормушек для птиц)

(дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности)

-В центре кулинарии « Поварёнок» с нетерпением вас ждёт синица со схемой изготовления « вкусных бус» для птичьего пира. Поможет вам работать в центре Татьяна Витальевна. (нарезка хлеба и яблок и нанизывание на шпагат)

(дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности)

Воспитатель

- А теперь, ребята, вы можете сделать свой выбор и занять места в центрах.

(дети расходятся по центрам активности по собственному выбору)

Работа в центрах  

( самостоятельная деятельность в центрах активности)

Заключительная часть(2 минуты)

Воспитатель

 (по  сигналу приглашает всех детей на место итогового сбора)

-Ребята, что вам понравилось   больше всего на нашей встрече?  (Ответы детей)

- Что нового и интересного вы сегодня узнали о птицах? (Ответы детей)

-Расскажите, чем занимались в центрах и чем ещё планируете заняться? (ответы детей)

-Какие затруднения вы испытывали? (ответы детей)

(дети демонстрируют свои работы сверстникам и взрослым)

Воспитатель

-Ребята! Наша встреча была поучительной и полезной. Сегодня на прогулке мы развесим вкусные угощения для птиц. Думаю, птицам понравится угощение и также кормушки в которых им будет приятно полакомиться. А для хорошего настроения мы прочитаем им новое стихотворение.

-Все ребята и взрослые очень ответственно выполняли задание.

 Всем спасибо за совместную, общую работу!

Молодцы!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Следы воробья на снегу Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю, — Чик-чирик! Не робей, Я бывалый...

Слайд 3

Следы синицы на снегу . Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.

Слайд 5

Следы снегиря на снегу Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ...

Слайд 7

Следы сороки на снегу Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. Может, в них и мало прока. Но горда собой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....