Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему: «Во поле березка стояла»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Завьялова Дина Мунаваровна

Совместная образовательная  Познавательно-исследовательская  деятельность с детьми подготовительного  дошкольного возраста тему:  «Нагрузи корабли»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezka.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Кудровский детский сад комбинированного вида № 1»

Совместная образовательная  Познавательно-исследовательская  деятельность с детьми подготовительного  дошкольного возраста на тему:

 «Во поле березка стояла»

Автор: воспитатель Завьялова Д.М.        

Форма организации: групповое занятие.

Цель: Воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к родной природе, формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разных видов искусства.

Задачи: 

Обучающие:

  • Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве.
  • Повысить у детей уровень знаний о березе, узнать о пользе дерева для здоровья.

Развивающие:

  • Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.
  • Способствовать развитию предпосылок логического мышления, познавательного интереса.
  • Развитие речевого дыхания;

развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве;

регуляции мышечного тонуса; 

развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

активация внимания и памяти.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения к живой природе.

Оборудование:  кора березы, берестяные изделия, иллюстрации художников: А.Куинджи «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», И.Шишкина «Ручей в березовом лесу», «Березовая роща», «Сломанная береза», И.Репина «Берёзы. Солнечный день»; музыкальное сопровождение «Во поле береза стояла», магнитофон.

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, ознакомление с природой, художественно-изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы  и фольклора, музыкальная деятельность, гармоничное физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская,  

Интерактивные технологии:

Технология музыкального воздействия, Логоритмика,

Здоровьесберегающие технологии.
Предварительная работа:  чтение художественной литературы по теме «Деревья» (стихи, загадки, пословицы, поговорки),  наблюдение на прогулке; беседы о деревьях, их роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций;  проведение опытов с корой.

Ход занятия:

Вводная часть

- Сегодня мы погорим о символе русской природы.

Угадайте о каком?

-Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.

-Она весну встречает, сережки одевает.

-Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.

- Правильно о березе.

Основная часть

Рано утром встает она солнце встречать

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверное, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

-Береза – символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке).

Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк).

-Посмотрите, как изображали художники на своих полотнах березу:

(демонстрация иллюстраций )

А.Куинджи «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», И.Шишкина «Ручей в березовом лесу», «Березовая роща», «Сломанная береза», И.Репина «Берёзы. Солнечный день».

- Давайте внимательно рассмотрим картины, чем они отличаются?

 (ответы детей)

- Архип Куинджи написал несколько картин, посвященным березовой роще.

Его картины в стиле романтического пейзажа, необычные комбинации цвета и света, с резким контрастом солнца и тени, создавая ощущение яркого солнечного освещения.

Картины Исаака Левитана и Ильи Репина тоже построена на игре света и тени на берёзовых стволах, а также на свежей зелёной траве и листве деревьев. Умело используя яркие краски, художники  смогли создать чудесный образ родной милой всем нам природы.

Известная во всем мире картина "Березовая роща" была написана Иваном Шишкиным маслом. Удивляет невероятная четкость, с которой прорисованы все детали: трава кажется поразительно шелковистой, березовая кора как настоящая и каждый березовый листочек заставляет вспомнить аромат березовой рощи.

-Все картины объединены одной идеей, чем они схожи? (ответы детей)

- Правильно, ребята, на всех изображены березы. Мы с вами много раз наблюдали за деревьями. Скажите, чем отличается берёза от других деревьев? (белой корой)

- Посмотрите, у меня есть кусок коры березы.

Дети рассматривают кору березы.

-Давайте опустим кору в воду и посмотрим, что произойдет?

Дети приходят к выводу: березовая кора не пропускает воду.

- Белую кору называют берестой, это защитный слой дерева. Она защищает дерево от вредных воздействий. Рассмотрите, чем кора березы необычна?

- В белой коре есть чёрные чёрточки – отдушины, они называются чечевичками, через них береза дышит. В древние времена наши предки писали на бересте, как на бумаге.

Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? Что значит щедрая? (Ответы детей)

- Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки.

 (Демонстрация берестяных изделий)

Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Ведь он насыщен полезными витаминами. Из-за него некоторые люди наносят березе раны – глубокие надрезы ствола и дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители и часто береза погибает. А ведь можно и не наносить вреда березе, достаточно срезать веточку, набрать сок и потом это место залепить садовой замазкой.

Острою секирой ранена берёза,
По коре сребристой покатились слёзы.
Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана, - 
Лишь больное сердце не залечит раны!

А. К. Толстой. 

-С давних времен русский народ любит водить хоровод вокруг березы. Давайте и мы встанем в хоровод, некоторые слова мы будем заменять движениями: стояла – будем останавливаться, кудрявую – покажем пальцами кудри, три пруточка – покажем три пальчика, гудочек – изобразим дудочку, балалайку – игру на балалайке.

(Звучит музыкальное сопровождение - песня «Во поле березка стояла», дети водят хоровод, используя движения и музыкальные шумовые инструменты: колокольчики, румбу, маракасы, тамбурины, бубенцы, деревянные ложки).

Заключительная часть

-Ребята, подберите слова, которые больше всего подходят к берёзе. Какая она? (красавица, кудрявая, стройная, белоствольная, нежная, милая ит.д.)

- Вот как русский поэт воспевают березку:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую
.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится.
(А.Прокофьев)

- Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

Непосредственно образовательная деятельность. Область "Познание". Тема: "Во поле береза стояла".

Расширить знания детей о символе России - березе. Развивать навыки работы с бумагой, учить детей делать поделки в технике "оригами". Воспитывать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции....

Конспект занятия по аппликации в старшей группе с детьми с ОНР на тему «Во поле береза стояла»

Конспект занятия по аппликации в старшей группе с детьми с ОНРна тему «Во поле береза стояла»...

Предметная аппликация в старшей группе на тему: «Во поле березка стояла …»

Предметная аппликация в старшей группе на тему:«Во поле березка стояла …» Цель: Научить создавать в аппликации изображение березы.Задачи: - закреплять умение работать с ножница...

НОД "Во поле березка стояла"

Ребята получили письмо из далекой Африки с просьбой - они хотели бы увидеть символ Росссии - белую березку. Дети решили  помочь - сделать аппликационный образ березы и отправить ее африканцким де...