Итоговая непосредственно организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей средней группы №5 «Путешествие в волшебный лес» (Кружок «Развивайка»)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исаева Тамара Павловна

ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию, воображение.

ЗАДАЧИ:

Образовательные.

  • Закрепить знания детей: 
    — о последовательности времён года;
    — о сезонных изменениях присущих тому или иному времени года;
    — о правилах поведения в лесу. 
  • Формировать у детей познавательный интерес окружающему миру, родной природе.

 Развивающие:

  •  создать условия для развития мышления, фантазии;
  • способствовать умению отвечать на вопросы;
  • совершенствовать звуковую культуру речи.

 Воспитательные:

  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года
  • желание заботиться о природе.

 Материал и оборудование: декорации леса в разное время года (зима, весна, лето, осень); «ковер-самолёт»; запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; иллюстрации картинок с ягодами, зимующими и перелетными птицами; муляжи фруктов и овощей; корзинки.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о временах года; экскурсии в парк в различное время года; наблюдения в природе; изготовление альбома «Времена года».

Методические приемы: словесные (художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы детей); наглядные (использование иллюстраций); игровые (сюрпризные моменты, подвижные и дидактические игры).

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Дети заходят в зал под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

Воспитатель: 
Придумала мать дочерям имена
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в необычное путешествие – в волшебный лес. А волшебный он потому, что в нем встретятся все четыре времени года – и зима, и весна, и лето, и осень, как в сказке. Но чтобы попасть в лес нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

 (Дети называют правила поведения в лесу).

 — не жечь костры; 
— не ломать ветки деревьев; 
— не разорять гнёзда птиц;
— не мусорить; 
— не слушать громкую музыку.

 Воспитатель: Молодцы! Я надеюсь, что все правила мы с вами выполним. Ребята, если лес – волшебный, то и окажемся мы в нем на необычном транспорте — ковре-самолёте. Ковёр-самолёт не загрязняет окружающую среду, и сверху видны все красоты природы. Ну, что – полетели!

 ( Дети садятся на «ковёр-самолёт» и закрывают глаза. Звучит музыка П.И.Чайковского).

Воспитатель: Вот мы и в волшебном лесу. Что-то холодно стало. Почему?

Дети: Потому – что зима.

Воспитатель: Да, нас встречает зимний лес.

 (Дети подходят к декорациям зимнего леса).

Воспитатель: А давайте вспомним, какие животные спят зимой?

Дети: Медведь, ёж.

Воспитатель: Какое животное зимой меняет серую шубку — на белую?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Кто зимой ходит злой, голодный?

Дети: Волк.

Воспитатель: Как назвать этих зверей одним словом? Они где живут? (в лесу)

Дети: Дикие.

Воспитатель: А какие еще животные есть?

Дети: Домашние.

Воспитатель: Назовите.

Дети: Корова, собака, коза, кошка и т.д.

Воспитатель: А что происходит зимой с деревьями?

Дети: Деревья зимой не растут, и на них нет листьев.

Воспитатель: А ещё зимой идёт снег. И я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

 ( Дети сдувают «снежинки» со своих ладошек).

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько «снегу» намело. А какие ваши любимые развлечения зимой?

 Дети: Катание на санках, коньках, играть с друзьями в снежки.

 Воспитатель: Так давайте поиграем в снежки!

Игра в «снежки».

 Воспитатель: Замечательно, молодцы! Продолжаем путешествие. Садимся на ковёр-самолет, закрываем глаза (звучит музыка П.И.Чайковского).

Воспитатель: Потеплело! Где это мы?
На полянке у тропинки
Пробираются травинки.
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит.

Воспитатель: Дети, когда это бывает?

Дети: Весной.

 Воспитатель: Молодцы, правильно!

 ( Дети подходят к декорациям весеннего леса).

Воспитатель: А почему вы решили , что мы в весеннем лесу?

Дети: Тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярко!

Воспитатель: На проталинках появились первые цветы . А кто скажет, как они называются ?

Дети: Подснежники.

Воспитатель: А что произошло с деревьями?

Дети: На деревьях набухли почки, появляются первые листочки.

Воспитатель: Проснулись насекомые. Вот посмотрите – это шмель. А каких ещё насекомых вы знаете?

Дети: Бабочка, комар, божья коровка, муха, пчела.

Воспитатель: А давайте отдохнем на весенней лужайке.

ФИЗМИНУТКА

Разбегайтесь ручьи (дети делают волну рукой)
Растекайтесь лужи ( движение рукой от себя)
Вылезайте муравьи ( присели, шагают на корточках)
После зимней стужи (шевелят руками , как лапками)
Пробирается медведь (шагают на месте как медведь)
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь (прыгают на месте, машут руками)
И расцвёл подснежник! ( поднимают руки вверх, пальцы рук растопырены).

Воспитатель: Из тёплых стран прилетели птицы. А какие птицы у нас перелетные?

Дети: Ласточка, скворцы, грачи.

Воспитатель: А какие птицы зимой с нами?

Дети: Снегирь, синица, воробей.

Воспитатель: Становитесь в круг. Я называю « скворцы», «грачи», «ласточки» — вы « летите и машите «крыльями». Если я назову «снегирь», «синица» — приседайте и хлопайте в ладоши.

Игра «Зимующие и перелётные».

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Садимся на «ковёр-самолёт», закрываем глаза (звучит музыка П.И.Чайковского).

 Воспитатель: Как жарко стало!

 ( Дети подходят к декорациям летнего леса).
Расцвели ромашки, солнце припекает.
Сняли мы рубашки, вместе загораем.
Прячется букашка под листок от солнца,
Очень, очень жарко! Мы пошли купаться!

Воспитатель: Дети, а в какое время года мы любим купаться в реке, в пруду, в озере?

Дети: Летом.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Мы прилетели в летний лес. Лето – это отдых, каникулы, путешествия. А что вы любите делать летом?

Дети: Купаться, бегать, кататься на велосипеде, на роликах.

Воспитатель: Летом мы не только отдыхаем, но и ходим в лес, собираем ягоды и грибы, выращиваем овощи и фрукты, чтобы потом, осенью собрать урожай и сделать запасы на зиму.

Игра «Четвёртый лишний». 

На доске вывешены предметные картинки: 

1. ЦВЕТЫ: ромашка, малина, колокольчик, василёк. 

2. ГРИБЫ: лисички, боровик, опята, малина.

3. ДЕРЕВЬЯ: берёза, рябина, дуб, ромашка.

(Дети называют, что лишнее в каждом ряду и почему).

Воспитатель: Молодцы! А теперь пора в путь-дорогу. Все на «ковёр-самолёт», закрывайте глаза (звучит музыка П.И.Чайковского).

 Воспитатель: 
Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель: О каком времени года говориться в стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Молодцы! Правильно.

(Дети подходят к декорациям осеннего леса).

Воспитатель: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вам осенью нравиться?

Дети: Осенью собирают урожай. Осенью лес разноцветный.

Воспитатель: Чем вас осень может огорчить?

Дети: Осенью идут холодные дожди и бывает много грязи.

Воспитатель: Что делают осенью животные?

Дети: Готовятся к зиме.

Воспитатель: Прислала нам осень свои дары — спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите ногами (дети стучат ногами). Слышите, как падают с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки. Выкопайте ими овощи (дети имитируют руками выкапывание). Опустели сады и огороды, а все овощи и фрукты оказались в одной корзине. Давайте их разделим: в одну корзину сложим фрукты, в другую – овощи.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО».

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

Ой! Ребята, а что это? Да это же посылка! Пока мы с вами тут играли, волшебный лес приготовил нам сюрприз. Тут ещё и письмо, сейчас я его прочитаю.

«Дорогие дети! Вы мне очень понравились. Вы все умные, смелые, красивые, дружные! За все я вас благодарю и угощение вам дарю!»

Воспитатель: Спасибо! Ребята знают всё о лесе, как он меняется с каждым временем года. Какие времена года вы знаете?

 Дети: Зима, весна, лето, осень.

 Воспитатель: Молодцы! Пора возвращаться в детский сад. Садимся на «ковёр-самолет». Полетели !

 Дети: До свидания, волшебный лес!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №88»

Итоговая непосредственно организованная образовательная деятельность

по познавательному развитию

детей средней группы №5

«Путешествие в волшебный лес»

(Кружок «Развивайка»)

Воспитатели: Исаева Т.П.

Саранск, 2019

ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию, воображение.

ЗАДАЧИ:

Образовательные. 

  • Закрепить знания детей: 
    — о последовательности времён года;
    — о сезонных изменениях присущих тому или иному времени года;
    — о правилах поведения в лесу. 
  • Формировать у детей познавательный интерес окружающему миру, родной природе.

 Развивающие:

  •  создать условия для развития мышления, фантазии;
  • способствовать умению отвечать на вопросы;
  • совершенствовать звуковую культуру речи.

 Воспитательные:

  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года
  • желание заботиться о природе.

 Материал и оборудование: декорации леса в разное время года (зима, весна, лето, осень); «ковер-самолёт»; запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; иллюстрации картинок с ягодами, зимующими и перелетными птицами; муляжи фруктов и овощей; корзинки.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о временах года; экскурсии в парк в различное время года; наблюдения в природе; изготовление альбома «Времена года».

Методические приемы: словесные (художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы детей); наглядные (использование иллюстраций); игровые (сюрпризные моменты, подвижные и дидактические игры).

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Дети заходят в зал под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

Воспитатель: 
Придумала мать дочерям имена
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в необычное путешествие – в волшебный лес. А волшебный он потому, что в нем встретятся все четыре времени года – и зима, и весна, и лето, и осень, как в сказке. Но чтобы попасть в лес нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

 (Дети называют правила поведения в лесу).

 — не жечь костры; 
— не ломать ветки деревьев; 
— не разорять гнёзда птиц;
— не мусорить; 
— не слушать громкую музыку.

 Воспитатель: Молодцы! Я надеюсь, что все правила мы с вами выполним. Ребята, если лес – волшебный, то и окажемся мы в нем на необычном транспорте — ковре-самолёте. Ковёр-самолёт не загрязняет окружающую среду, и сверху видны все красоты природы. Ну, что – полетели!

 ( Дети садятся на «ковёр-самолёт» и закрывают глаза. Звучит музыка П.И.Чайковского).

Воспитатель: Вот мы и в волшебном лесу. Что-то холодно стало. Почему?

Дети: Потому – что зима.

Воспитатель: Да, нас встречает зимний лес.

 (Дети подходят к декорациям зимнего леса).

Воспитатель: А давайте вспомним, какие животные спят зимой?

Дети: Медведь, ёж.

Воспитатель: Какое животное зимой меняет серую шубку — на белую?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Кто зимой ходит злой, голодный?

Дети: Волк.

Воспитатель: Как назвать этих зверей одним словом? Они где живут? (в лесу)

Дети: Дикие.

Воспитатель: А какие еще животные есть?

Дети: Домашние.

Воспитатель: Назовите.

Дети: Корова, собака, коза, кошка и т.д.

Воспитатель: А что происходит зимой с деревьями?

Дети: Деревья зимой не растут, и на них нет листьев.

Воспитатель: А ещё зимой идёт снег. И я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

 ( Дети сдувают «снежинки» со своих ладошек).

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько «снегу» намело. А какие ваши любимые развлечения зимой?

 Дети: Катание на санках, коньках, играть с друзьями в снежки.

 Воспитатель: Так давайте поиграем в снежки!

Игра в «снежки».

 Воспитатель: Замечательно, молодцы! Продолжаем путешествие. Садимся на ковёр-самолет, закрываем глаза (звучит музыка П.И.Чайковского).

Воспитатель: Потеплело! Где это мы?
На полянке у тропинки
Пробираются травинки.
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит.

Воспитатель: Дети, когда это бывает?

Дети: Весной.

 Воспитатель: Молодцы, правильно!

 ( Дети подходят к декорациям весеннего леса).

Воспитатель: А почему вы решили , что мы в весеннем лесу?

Дети: Тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярко!

Воспитатель: На проталинках появились первые цветы . А кто скажет, как они называются ?

Дети: Подснежники.

Воспитатель: А что произошло с деревьями?

Дети: На деревьях набухли почки, появляются первые листочки.

Воспитатель: Проснулись насекомые. Вот посмотрите – это шмель. А каких ещё насекомых вы знаете?

Дети: Бабочка, комар, божья коровка, муха, пчела.

Воспитатель: А давайте отдохнем на весенней лужайке.

ФИЗМИНУТКА

Разбегайтесь ручьи (дети делают волну рукой)
Растекайтесь лужи ( движение рукой от себя)
Вылезайте муравьи ( присели, шагают на корточках)
После зимней стужи (шевелят руками , как лапками)
Пробирается медведь (шагают на месте как медведь)
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь (прыгают на месте, машут руками)
И расцвёл подснежник! ( поднимают руки вверх, пальцы рук растопырены).

Воспитатель: Из тёплых стран прилетели птицы. А какие птицы у нас перелетные?

Дети: Ласточка, скворцы, грачи.

Воспитатель: А какие птицы зимой с нами?

Дети: Снегирь, синица, воробей.

Воспитатель: Становитесь в круг. Я называю « скворцы», «грачи», «ласточки» — вы « летите и машите «крыльями». Если я назову «снегирь», «синица» — приседайте и хлопайте в ладоши.

Игра «Зимующие и перелётные».

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Садимся на «ковёр-самолёт», закрываем глаза (звучит музыка П.И.Чайковского).

 Воспитатель: Как жарко стало!

 ( Дети подходят к декорациям летнего леса).
Расцвели ромашки, солнце припекает.
Сняли мы рубашки, вместе загораем.
Прячется букашка под листок от солнца,
Очень, очень жарко! Мы пошли купаться!

Воспитатель: Дети, а в какое время года мы любим купаться в реке, в пруду, в озере?

Дети: Летом.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Мы прилетели в летний лес. Лето – это отдых, каникулы, путешествия. А что вы любите делать летом?

Дети: Купаться, бегать, кататься на велосипеде, на роликах.

Воспитатель: Летом мы не только отдыхаем, но и ходим в лес, собираем ягоды и грибы, выращиваем овощи и фрукты, чтобы потом, осенью собрать урожай и сделать запасы на зиму.

Игра «Четвёртый лишний». 

На доске вывешены предметные картинки: 

1. ЦВЕТЫ: ромашка, малина, колокольчик, василёк. 

2. ГРИБЫ: лисички, боровик, опята, малина.

3. ДЕРЕВЬЯ: берёза, рябина, дуб, ромашка.

(Дети называют, что лишнее в каждом ряду и почему).

Воспитатель: Молодцы! А теперь пора в путь-дорогу. Все на «ковёр-самолёт», закрывайте глаза (звучит музыка П.И.Чайковского).

 Воспитатель: 
Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель: О каком времени года говориться в стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Молодцы! Правильно.

(Дети подходят к декорациям осеннего леса).

Воспитатель: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вам осенью нравиться?

Дети: Осенью собирают урожай. Осенью лес разноцветный.

Воспитатель: Чем вас осень может огорчить?

Дети: Осенью идут холодные дожди и бывает много грязи.

Воспитатель: Что делают осенью животные?

Дети: Готовятся к зиме.

Воспитатель: Прислала нам осень свои дары — спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите ногами (дети стучат ногами). Слышите, как падают с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки. Выкопайте ими овощи (дети имитируют руками выкапывание). Опустели сады и огороды, а все овощи и фрукты оказались в одной корзине. Давайте их разделим: в одну корзину сложим фрукты, в другую – овощи.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО».

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

Ой! Ребята, а что это? Да это же посылка! Пока мы с вами тут играли, волшебный лес приготовил нам сюрприз. Тут ещё и письмо, сейчас я его прочитаю.

«Дорогие дети! Вы мне очень понравились. Вы все умные, смелые, красивые, дружные! За все я вас благодарю и угощение вам дарю!»

Воспитатель: Спасибо! Ребята знают всё о лесе, как он меняется с каждым временем года. Какие времена года вы знаете?

 Дети: Зима, весна, лето, осень.

 Воспитатель: Молодцы! Пора возвращаться в детский сад. Садимся на «ковёр-самолет». Полетели !

 Дети: До свидания, волшебный лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованная образовательная деятельность по познавательному развитию во средней группе. Тема «Воздух – какой он?»

Конспект занятия в средней группе по познанию окружающего мира (опытно-экспериментальная деятельность)...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды».  Цели: Формирование и систематизирование знаний детей о свой...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе комбинированной направленности №8 «Тюльпанчик» «Волшебная страна фигур» с применением кругов Эйлера

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе комбинированной направленности №8 «Тюльпанчик»«Волшебная страна фигур» с примен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе тема: «Путешествие в волшебную страну»

Инновационные технологии: развивающие игры:«Блоки Дьенеша», «Цветные крышки», «Сложи узор», «Волшебные палочки», «Соты»,  «Матема...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в прошлое бумаги»

Данный материал способствует созданию условий для расширения представлений детей об окружающем мире, помогает знакомить с широким кругом предметов и объектов, используя новые способы обследования....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей средней группы детского сада  на тему: « Дары осени"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Путешествие по зимнему лесу"

Знакомство детей с лесом, с жизнью лесных растений и животных, особенностями зимней природы, одеждой людей....