Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию в старшей группе "Путешествие в горы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Продолжать знакомить детей с неживой природой, дать начальные представление о том, как образуются горы, какие бывают, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы,показать создание горного пейзажа с помощью бумагопластики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексное занятие "Путешествие в горы" | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию в старшей группе «Путешествие в горы»
Подготовили и провели
Воспитатели ГБОУ Школа №809
Толмасова Е. О.
Николаева Л.С.
Цели занятия
1. Сформировать представления детей о том, как образуются горы. Познакомить с разными видами гор.
2. Познакомить детей с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к таким условиям жизни, формировать бережное отношение к животным и растениям.
3. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире.
4. Показать создание горного пейзажа, с помощью бумагопластики.
5. Развивать активность, инициативность и самостоятельность.
6. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
7. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться.
Материал к занятию:
- иллюстрации с изображением гор;
- физическая карта России;
- фотографии: як, горный козел, снежный барс, эдельвейс, орел, гриф,;
- макет «Горы»,
- музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля», « Шествие гномов»
- запись дождя, ветра, рассвета;
- гном;
- фотография геолога,
- коллекция камней,
- набор открыток «Драгоценные камни»;
- бумага, картон, краски клей, кисти, баночки, салфетки.
Ход занятия.
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Но куда? Отгадайте загадку:
«Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты.
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры-
Знаешь ты, что это…….(горы)»
- Да, это горы.
Чтобы наш путь был правильным - надо узнать где они находятся. Поможет нам что?
- Карта.
Все подходят к физической карте России.
-Мы уже знаем, что обозначает синий цвет – вода (моря, океаны, реки); желтый - (песок); зеленый - (леса, поля); белый - (снег); а коричневый?- (горы). Чем выше горы, тем темнее коричневый цвет.
Горы состоят из чего? (Из камней). А камни и горы – это живая или неживая природа? – (неживая).
Есть люди, которые знают о горах, о полезных ископаемых, изучают их. Эти люди называются геологами. (фотография) Они носят с собой тяжелый рюкзак с инструментами, проходят пешком сотни километров, где ни пройдет никакой транспорт. Они специальным молоточком отбивают куски породы и изучают ее.
Давайте рассмотрим какие бывают:
1. по высоте? (Высокие, средние, низкие)
2. по возрасту? ( Молодые, старые)
Горы состоят из подножия, склона, вершины.
Итак, горы - это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
Какие бывают горы? Со снежными вершинами, где лед и снег? Это вода, здесь берут начало многие реки (показ макета); с водопадами, покрытые лесами. В горах живут разные животные и птицы, растения. В горах очень чистый воздух и чистая вода.
Наше путешествие начинается с подножия горы. Здесь тепло. Давайте, посмотрим на вершину, которую будем покорять. До нее очень далеко, нам придется долго идти по склону горы. Пошли.
Поднимаемся постепенно вверх, вокруг шумят листвой деревья, на полях цветут красивые цветы, порхают бабочки. (фотография) Наша тропинка поднимается вверх, а склон становится круче. Деревьев с широкими листьями осталось мало, а вот елей еще достаточно. (фотография) Птицы еще есть - ястреб, коршун. (фотография)
Смотрите, со склона горы падает водопад. (фотография)
Везде воздух одинаковый? Нет. Чем ближе к вершине горы воздух становится все холоднее.
Какие большие камни! Их нельзя сдвинуть с места? На больших камнях лишь мхи и лишайники. (фотография)
В горах бывают камнепады. Поэтому в горах надо соблюдать правила:
- не шуметь, а то может быть обвал и засыпать камнями.
- внимательно смотреть, нет ли обрыва, а можно ли пройти по тропинке.
- не мусорить
- не оставлять костер.
А вот здесь за большим камнем может спрятаться горный козел (фотография) или большой бык - это як (фотография). У него много длинная коричневая шерсть. У него много волосков под животом, они вместо спального мешка: когда бык ложится, густая шерсть не дает ему замерзнуть. Чем они отличаются от других быков? На спине у них небольшой горб, рога длинные, загибаются вверх, а хвост похож на лошадиный. Их давно разводят в горах, за их выносливость, пьют их жирное молоко.
А вот спрятался редкий зверь, снежный барс или ирбис (фотография). Считается символом гор. Он охотится ночью, а днем прячется среди скал, в пещерах. У него густой светлый пушистый мягкий мех, который не дает ему замерзнуть. Он занесен в Красную книгу.
А вот необычный цветок - эдельвейс. Это растение встречается там, где начинается снеговая линия. Его белоснежные цветки, окруженные острыми, густо опущенными листьями, похожи на звездочки.
И вот мы на вершине. Блестит снег, сверкает лед. Хотя солнышко ярко светит, но совсем не жарко, не то, что у подножия горы.
Но что я вижу! Недалеко от вершины находится пещера (звучит музыка Эдварда Грига). Давайте заглянем туда. Из пещеры показывается гном.
Гном: «Здравствуйте, я Гном Гномыч. Я очень рад вас видеть! Я пришел к вам из сказки. Я и мои друзья гномы живем в горной стране, трудимся в пещерах, где добываем драгоценные камни. У нас случилась беда и горный король послал меня за помощью.»
- Что за беда случилась с вами?
Рассказ гнома: «В нашей стране горы были такие большие, такие высокие, а камни, из которых они состоят крепкие –прекрепкие. В глубоких пещерах мы, гномы, трудились от восхода до заката. Добывали самые красивые на свете камни, чтобы люди могли ими любоваться. Наш труд очень тяжелый, но нам наша работа очень нравилась. Шли годы, прошло очень много лет, и вот наши горы исчезли, превратились в кучку маленьких камешек. Что нам делать? Помогите нам ребята, вы ведь такие сообразительные.»
Чтобы вам было легче решить эту проблему, давайте поиграем в игру, которая нам объяснит, что же случилось с горами.
Игра: «ГОРА И КАМЕШКИ»
Дети-камешки стоят вмести, тесно прижавшись друг к другу - это гора.
Звучит музыка рассвет. Взрослый говорит слова: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали. Что они сильнее.
Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни. (звучит музыка, имитирующая капли дождя).
Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности. (звучит музыка, имитирующая ветер).
Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (еще часть детей отходят от центра).
Гора становилась все меньше и меньше и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся).
Так ветер и вода трудились день за днем, и победили большую гору.
- Теперь нам стало понятно, что случилось в вашей горной стране? Ребята, как нам помочь Гном Гномычу и его друзьям? Давайте все вместе подумаем, у кого какие предложения? (ответы детей).
-Давайте мы с вами сделаем новую горную страну для наших новых друзей. Конструирование из бумаги (бумагопластика). Дети конструируют горы из бумаги, наклеивают на основу, закрашивают красками.
Воспитатель собирает макет из гор.
ГНОМ: «Ребята, посмотрите какие красивые и высокие горы у вас получились, настоящая горная страна. Они даже красивее чем прежде. Только вы кое-что забыли? А где же пещеры?»
- Не волнуйся, Гном Гномыч, сейчас мы все исправим (проделываем в горах пещеры).
ГНОМ: «Ребята, спасибо вам! Вы настоящие волшебники! Теперь мы с моими друзьями добудем еще больше красивых драгоценных камней и обязательно принесем вам показать. А за помощь вам от горного короля подарки - золотые монетки.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду
аппликация в младшей группе...
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Грецию".
Знакомить детей с традициями страны Греция, расширить знания об Олимпийских играх....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре". На занятии с детьми проводится опытно-экспериментальная деятельность с водой....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие маленького Бельчонка по лесу.»
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старших группах....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в старшей группе " В гости к Лесовичку"
Цель: создание условий для опытно - экспериментальной деятельности, формирования представлений о сезонных изменениях в природе.Задачи: Образовательные: Обобщить знания об осенних изме...
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. тема:"Дикие животные"
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. тема:"Дикие животные"...