ПРОЕКТ на тему "Самый светлый праздник - ПАСХА" старший дошкольный возраст
проект по окружающему миру (старшая группа)

Литвинова Ирина Сергеевна

Пасха считается большим семейным праздником, к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Так давайте подготовимся к нему как следует! Поэтому, готовиться к Пасхе нужно заранее. Важно сначала рассказать ребёнку, что это за праздник и почему его празднуют, чтобы ему было интересно поучаствовать в подготовке и создать что-то новое своими руками. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlyy_prazdnik_pashi_litvinova_is.docx189.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 г. Томска

Проект: «Праздник светлой Пасхи»

Старшая группа № 15 «Жемчужинка»

Воспитатель: Литвинова Ирина Сергеевна

Томск – 2019

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный.
  • По содержанию: обучающий.
  • По числу участников проекта: групповой
  • По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
  • По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Сроки реализации:

22.04 – 26.04

Актуальность:

Жизнь человека течет в годовом круге календаря.  «Праздники памятны, а будни забывчивы», -гласит русская пословица. Чтобы понять, прочувствовать величие и радость православного праздника, необходимо знать содержание и смысл великих событий, лежащих в его основе. В современном обществе в связи с утратой многих традиций заниматься духовно –нравственным воспитанием нелегко, но необходимо. Опыт работы с детьми убеждает нас в том, что приобщение к традиционным ценностям православной культуры необходимо. Возродить традиции православной культуры -одна из приоритетных задач дошкольного образования.

Цель:

Познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресенье», его историей и традициями.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей православного праздника Пасхи, рассказывая о том, как встречают православные праздники в России.
  • Раскрыть основной смысл и содержание праздника.  
  • Способствовать формированию уклада жизни в соответствии с православными традициями.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.
  • Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
  • Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».

Ожидаемый результат:

  • У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
  • Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
  • Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
  • Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
  • Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.

Итоговое мероприятие: Викторина «Пасха Светлая».

Выполнение проекта: Осуществление различных видов деятельности по основным ведущие линиям развития ребенка: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое.

Формы и методы реализации проекта:

  • с детьми: познавательные занятия, беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций картин к празднику, творческая художественно –продуктивная деятельность, литературно–художественная драматизация, чтение художественной литературы.
  • родителями: консультации, творческие выставки.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:

  • Составление паспорта проекта и разработка стратегии реализации проекта.
  • Работа с методическим материалом по данной теме.
  • Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки передвижки).
  • Подбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.

2 этап.

 Выполнение проекта

  • Проведение с детьми тематических бесед.
  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Чтение художественной литературы (заучивание) детям. Разучивание и проведение традиционных пасхальных игр. Выполнение коллективных и индивидуальных работ по ИЗО деятельности с детьми.
  • Оформление выставки «Светлая Пасха».
  • Оформление папки-передвижки с информацией о празднике.

3 этап.

Результаты

  • Консультация для родителей на папку-передвижку «Светлая Пасха».
  • Выставка совместных творческих рисунков и поделок Светлая Пасха».
  • «Пасхальное яичко» в технике «пластилинография». Буклет рекомендации и советы родителям «Несколько способов окрашивания и
  • раскрашивания пасхальных яиц».
  • Пасхальный сувенир «Яйцо». Рисунки «Пасхальные яйца и куличи».
  • Коллективная работа «Русский храм».

План реализации проекта

Дата

Мероприятие

Содержание

Участники

22.04 понедельник

консультация

«Светлая Пасха»

оформление папки-передвижки с

информацией о празднике (история,

даты, традиции…)

Педагог, родители

беседа «Что такое Пасха?»

история возникновения праздника;

рассматривание иллюстраций

Рассматривание картин: И. Левитан «Весна», П. Александров «Катание на    деревянных качелях. Пасха»

Педагог, дети

рисование «Пасхальные

яйца и куличи»;

рассматривание иллюстраций;

рисование акварельными красками;

Педагог, дети

ЧХЛ

К. Бальмонт «Вербы»

С. Есенин «Пасхальный Благовест»

Педагог, дети

23.04

Вторник

беседа «Пасхальные

приметы и обычаи»;

знакомство с народными пасхальными

приметами, обычаями;

Педагог, дети

выпуск буклета

рекомендации и советы «Несколько

способов окрашивания и раскрашивания

пасхальных яиц»

Педагог, родители

ЧХЛ

Я. Ролонский «Пасхальные вести»

Педагог, дети

24.04

Среда

лепка «Пасхальное яичко»

рассматривание иллюстраций; лепка в

технике «пластилинография»;

Педагог, дети

пасхальные поговорки и

пословицы

чтение и заучивание

Педагог, дети

ЧХЛ

Ф.Тютчев «Весенние воды»

Педагог, дети

25.05

Четверг

Составление рассказов

«Как мы дома празднуем Пасху?»

Педагог, дети

Беседа

«Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»

Педагог, дети

Пасхальные игры

«Катание яиц», «За двумя зайцами», «Найди яйцо», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами».

Педагог дети

26.06

Пятница

Оформление выставки

Мини – музей «Светлый праздник Пасхи»

Педагог, родители, дети

Викторина

«праздник Пасха»

Педагог, дети

Приложение

  1. Беседа на тему «Что такое пасха?»

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

28 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах, и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

2. Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещѐ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Итог:

На Пасху на завалинке посиживаю, на народ поглядываю, все всегда запоминаю, да в копилку собираю, вот моя корзинка- копилка. А в ней рецепт записан какими – то загадками, а вы мне поможете отгадать?

Крепкий круглый пузырек

Цветом бел, внутри желток.

Курочки его несут,

Расскажите, как зовут. (яйцо)

Я живу в морской воде,

Нет меня и быть беде,

Каждый повар уважает

И по вкусу добавляет. (соль)

Любят пить котята

Да малые ребята. (молоко)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

В торты, пироги и плюшки

Положить меня должны. (мука)

Виноградину сушили,

На солнцепеке положили,

Она от зноя истомилась,

А во что же превратилась? (изюм)

 так что же из этих продуктов можно приготовить?

Без кулича, да без крашеных яиц и Пасхи не бывает. На празднике Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги.

«Крашенки» - так называются окрашенные в один цвет яйца.

«Писанки» - яйца окрашенные узорами.

«Крапанки» - яйца расписанные пятнами.

Цвета тоже имели свою символику:

Красный цвет – цвет радости жизни,

Желтый цвет – посвящается солнцу.

Зеленый цвет – символизирует весну.

Коричневый цвет – плодородие земли.

Яйцо символ солнца, жизни, любви и надежды!

Еще одна традиция Пасхи – прежде чем съесть крашенные яйца, с ними устраивали разные игры.

Пасху красную встречаем,

С яйцами играть не забываем.

Наше задание очень несложное

Для любого вполне возможное,

Берешь яйцо, кладешь в ложку

И пробежишь с ним немножко.


Бег с яйцами (киндер).

Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!

Выходите поиграть, яйца красные катать

Игра сбей мячом яйца.

Игра «Отведи сестренку в храм» (мальчикам предлагается повязать девочкам платочки и отвести в нужное место)

Несёт вам солнце яйца расписные –

Непростые, золотые!

Кто быстрее возьмет яйцо,

Тому достанется оно!

Игра «Кто быстрее» (Дети ходят вокруг блюда с яйцами под музыку, с окончанием музыки берут по одному яйцу, кому не досталось, тот выходит из игры)

В традиции русского народа были музыкальные игры пляски – веселые и задорные, под гармошку.

Игра – пляска «Платочек» (передавать платочек по кругу, когда остановится музыка, у кого останется платочек, тому нужно будет выйти в центр круга и сплясать).




Сценка «Золотое яичко»

Ведущий.

Жили - были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, золотое!

Баба. Эй, старик, проснись скорей!

Дед. Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба. Да смотри, что я нашла!

Наша курочка - пеструха

Под кустом яйцо снесла!

Дед. А тебе что за беда?

Ведь яйцо-то хоть куда!

Баба. Да яйцо то непростое,

А гляди-ка, золотое!

Дед. Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели!

Баба. Ох, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Дед. Ты в сундук его запри!

Слышен стук в дверь.

Баба. Нету дома никого!

Дед. Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов!

Баба (воротившись)

В среду в город я поеду

Там базар бывает в среду,

Богатеев много там!

Им яичко я продам!

Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук

Шаль в цветочках голубую, до краев набью сундук!

Дед. Что ты мелишь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица,

Наряжаться в разный хлам,

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты,

И беседки по углам!

Баба. Наказанье с глупым мужем,

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

Дед. Я хозяин или нет?!

(яйцо падает и разбивается)

Баба (плача) Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось!

Дед. Успокойся, хватит баба,

Нанесет яиц нам Ряба,

Мы раскрасим яйца эти

И вручим на пасху детям!




Картинки по запросу раскраски пасха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Проект: «День победы светлый праздник»

Современное поколение недостаточно знают и интересуются о событиях Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о героях Великой Отечественной во...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ, В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ» для детей старшего дошкольного возраста.

Получение образования дошкольников в новых условиях, в условиях самоизоляции, в дистанционном формате, требует от педагогов, воспитателей нового подхода при взаимодействии с детьми, родителями....

Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»

Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...

Проект "Мамин праздник". Старший дошкольный возраст.

Проект "Мамин праздник". Старший дошкольный возраст....