Экологическое развитие дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Кирияк Ирина Викторовна


 

 «Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды»

Р. Рождественский

Экологическое воспитание представляет собой один из важных разделов дошкольного образования. Промышленные объекты и стремительное развитие новых технологий оказывает отрицательное воздействие на окружающую нас природу. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

 С вмешательством человека, некогда первозданная чистота окружающей среды стала постепенно увядать, скудеть прямо на глазах. Ведь у природы ограниченная способность к восстановлению. Каждый из нас должен задуматься, не разрушает ли его действие окружающую среду, не наносит ли это вред растениям и животным, и самому человеку. Что оставим мы своим потомкам. Для этого необходимо поменять образ мышления человека, его образа жизни и взаимоотношения с природой. Общаться с окружающим нас миром на «ВЫ». Беречь и охранять ПРИРОДУ- МАТУШКУ.

В связи с этим с раннего возраста необходимо обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей. Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Малыш с раннего детства учится бережному отношению к растениям и животным. Но воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Если внимательно посмотреть на городской пейзаж, то можно увидеть и бродячих собак, и болезненных кошек, и птиц – воробьев и ворон – которые нуждаются в помощи, особенно зимой. Поэтому особая роль отводится решению такой задачи, как нахождение путей и способов поддержки окружающей природы усилиями маленьких жителей нашего города. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.). Попутно следует прививать и чувство ответственности. Это чувство формируется постепенно, по мере того, как дети учатся ухаживать за растениями, совместно с родителями изготавливать кормушки для птиц, наблюдать и делать выводы. Перед нами стоит задача- заинтересовать, поддержать детский интерес. Показать значимость окружающей среды для всего живого на земле. Путем наблюдений, опытов, исследований, чтением художественной литературы, изобразительного искусства, способствовать формированию у детей потребности в непосредственном участии каждого дошколенка в экологической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе, заложить основу формирования личности с новым образом мышления, и типом поведения в окружающей среде- экологическим.

Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность.

В первую очередь необходимо тесное сотрудничество с родителями. Ведь работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей в работе дошкольных учреждений. Только опираясь на семью и только совместными усилиями с родителями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Будущее окружающей нас природы перейдет в эти маленькие ручонки, которые мы должны научить созидать, приумножать, любить и беречь, а не разрушать!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС

Слайд 2

Структурные компоненты экологической культуры Экологические з нания и умения Экологическое мышление Ценностные ориентации Экологически оправданное поведение Единая система

Слайд 3

Цель экологического воспитания – воспитание основ экологической культуры личности. Задачи экологического воспитания: Формирование у детей элементов экологического сознания; Формирование у детей навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна носить природоохранный характер; Воспитание гуманного отношения к природе.

Слайд 4

Принципы дошкольного экологического воспитания научность гуманизация интеграция системность регионализация

Слайд 5

Условия реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания Отбор содержания экологического воспитания Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования

Слайд 6

Содержание экологического воспитания Познавательный компонент в ключает знания и умения о многообразии живых организмов, взаимосвязях растит. и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания О взаимосвязях живых организмов с неживой природой в экосистеме О человеке, как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность Об использовании природных ресурсов, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране природных богатств Ценностный компонент О самоценности жизни во всех проявлениях, природы и человека как части природы Об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека Об основных нравственных ценностях человеческого общества Нормативный компонент О законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, -о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе Деятельный компонент О многообразии возможностей проявления созидательной деятельности в общественных местах О о способах осуществления созидательной и творческой деятельности

Слайд 7

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников

Главной целью экологического образования детей является формирование экологической культуры - экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности....

Экологическое развитие дошкольников

Проблема экологии - самая глобальная проблема на сегодняшний день. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества.В современных условиях необходимо обеспечить переход к новому т...

Экологическое развитие дошкольников через дидактические игры

Экологическое воспитание Становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим, созидающим её....

Презентация по экологическому развитию дошкольника

Презентация по экологическому развитию дошкольника . "Бережное отношение к собаке "...

Формы организации экологического развития дошкольников

В этой консультации  обьясняется насколько важно экологическое воспитание в современном образовании дошкольников, какую работу проводим мы в своем детском саду....

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»...

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»

laquo;Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»...