конспект занятие по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

квашнина наталья анатольевна

конспект на тему "Перелетные птицы".

Конспект на тему "Драгоценные камни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект218.28 КБ
Файл конспект17.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цель: Продолжить формирование знаний детей о характерных признаках весны и перелетных птицах.

Задачи:

Обучающие:

— Расширить знания детей о птицах.

— Закрепить знания о перелетных птицах.

— Закрепить обобщающие понятия.

— Формировать умения составлять описательный рассказ

— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Оборудование:

—Плакат с изображением природы, перелетных птиц;

—Презентация по теме: «Перелетные птицы»;

—Конверты со схемами;

—Запись с голосами птиц;

—Д/игра «Четвёртый лишний»;

— Раскраски.

Ход занятия:

 Организационный момент:

Чтение стихотворения С. Маршака

На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?    

  ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне. Сейчас у нас какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц?

- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.  

( Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне).

ДЕТИ: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются  насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки.  Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

 Воспитатель: Каких вы птиц знаете? (Ответы)  

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

Воспитатель. Найдите зимующих птиц и назовите их. (Выполняют)

Воспитатель. Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (Перелетные).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему этих птиц называют перелётными?

ДЕТИ: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы улетают осенью?

ДЕТИ: Потому что становится холодно и нечем питаться.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как же интересно птицы летят до нас? - Могут лететь: клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает слайды 1,2,3).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Голосистей и нежней?

    Кто же это? (соловей) (слайд 4)

- Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (слайд 5)

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись).

- Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину (Ласточка) (слайд 6) (включается аудиозапись).

 4. Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту за лягушками к болоту (Аист) (слайд 7) (аудиозапись).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что общее есть у всех птиц?

(дети по очереди рассказывают)

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца (плакат).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо! Давайте поиграем!

Физкультминутка:  По лесу мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами головы вправо, влево)

Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели (поднимаем голову вверх)

Птички в гнездышках сидят (приседают)

Птички по небу летят (взмахивают руками)

И по кочкам скачут (подпрыгивают на месте)

И никто не плачет (улыбаются)

Познавательно-исследовательский этап.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, чем весной занимаются птицы?

-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. (пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им? Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?

ДЕТИ: Строят птицы гнезда.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Ребята, а Вы знаете, где птицы строят гнезда?

ДЕТИ: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями (слайд 8). Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам - выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя. (слайд 9)

Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле. (слайд 10)

Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. (слайд 11).  Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?

ДЕТИ: Отложить яйца, вывести птенцов.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Как называются птенцы?

Дидактическая игра «Назови птенцов».

У утки – утята

У гуся – гусята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

У кукушки – кукушата

ВОСПИТАТЕЛЬ: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

Дидактическая игра « Четвертый  лишний? ( по картинкам)

ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль

       Береги природу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами  и расскажем о том, чего  нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по  картинкам – символам).  

                    ДЕТИ: 

- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

ДЕТИ: 

  • Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
  • Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
  • Мы никогда не услышим их чудных песен.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтоб от вредных насекомых

                                 Сады цветущие не гибли зря,

                                Всегда в любое время года

                                Берегите всяких птиц, друзья!

Теперь вам понятно, почему говорят: Птицы - наши помощники и друзья

Завершающий этап.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- О каких перелётных птицах мы говорили?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

-  Молодцы! А сейчас я вам хочу каждому раздать картинку-раскраску с перелетной птицей.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Полезные ископаемые нашего города»

Цель: Формировать представления о полезных ископаемых нашего города.

Задачи: познакомить детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека.  Расширять кругозор ребенка. Воспитывать любознательность.

Оборудование: картинки (мрамор, золото, крокоит, малахит, яшма, горный хрусталь, каменный уголь, щебень, лазурит); презентация «Полезные ископаемые».

Ход занятия:

 В группу входит   Хозяйка медной горы.

ХМГ: Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое». - Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в родном краю! Всех я вас приветствую! Ребята, мы с вами живем на  Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Я – Хозяйка медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они издавна считаются границей между Европой и Азией. Горы Урала не высокие, но недра необыкновенно богатые.

А хотите заглянуть в недра моих гор? Я вас познакомлю с некоторыми своими богатствами. А для этого я приглашаю вас в путешествие по Свердловской области. Давайте посмотрим карту.

Дети рассматривают карту, а затем  подходят к столу, где есть коллекция полезных ископаемых, рассматривают, знакомятся.

ХМГ: Сегодня, мы познакомимся с полезными ископаемыми, узнаем о их происхождении и пользе. Планета Земля существует миллиарды лет. Природа за это время создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Одни сокровища лежат на поверхности земли, другие скрыты под землёй на несколько километров. Одни полезные ископаемые образуются сейчас, другие много миллионов лет.

1. Это каменный уголь (достаю из шкатулки образец каменного угля, на экране интерактивной доски сайд с изображением образования и способов добычи каменного угля). Добывают его в Алапаевске, Артемовске, Богдановиче. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений, которые превращались в торф. Сдавленный пластами земли, торф твердел и превращался в каменный уголь. Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам: пластмассовые игрушки, лекарственные вещества, автомобильные шины, краски и лаки (слайд с изображением изделий из каменного угля). Вопросы к детям: - Как называется этот минерал? Какую пользу он приносит? Ответы детей.

2. Это мрамор (достает из шкатулки образец мрамора, на экране слайд с изображением образования и способов добычи мрамора). Из мрамора изготавливают скульптуры, его используют как строительный и отделочный материал( слайд с изображением изделий из мрамора).

3.Это Щебень. Основная разработка месторождения каменного сырья ведется карьерным способом. Для этого вначале удаляется поверхностный растительный слой и верхняя зона выветренного камня. Затем в массиве бурятся скважины, в которые закладываются заряды и производится взрыв. В результате взрыва получают рваный камень различного размера. Карьерными экскаваторами камень загружается в крупнотоннажные самосвалы и вывозится в дробильно-сортировочный завод. Щебень строительный материал, без которого не было бы возможным возведение современных небоскребов и уютных коттеджей, прочных и парящих над бездною мостов, скоростных дорог и других великолепных сооружений, которые делают нашу жизнь красивей и безопасней.

ХМГ.: Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней.

Самоцветы – минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, горный хрусталь, крокаит. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, из них делают различные украшения.

4. Малахит ценился как ювелирный и поделочный камень с незапамятных времен. Самому древнему изделию — бусам — насчитывается что-то вроде девяти тысяч лет. Гробницы фараонов в египетских пирамидах не потеряли в цвете из-за добавления в них малахитовой крошки, амулеты и обереги из минерала были популярны и в Древней Европе, и на Востоке.

5.Лазурит

6.Яшма. Яшма встречается практически везде, но более качественпная на Урале. Нередко яшму можно найти и на поверхности Земли в виде скал и валунов. На сегодняшний день камень широко используется при изготовлении ювелирных изделий, для создания разнообразных мозаик, деталей интерьера и сувенирной продукции.

7.Горный хрусталь(турмалин). Сейчас это редкость, но раньше минерал шел на производство посуды. Также он используется и в ювелирных украшениях.

8.Крокаит. Уральские месторождения крокоита до сих пор остаются самыми богатыми в мире. Особенно славится Березовская залежь. Крокоит тоже используют в изготовлении ювелирных украшениях.

ХМГ: Ребята, а вы знаете какой драгоценный камень нашел у нас в Березовском Ерофей Марков? Ответы детей…..Молодцы, конечно это золото.

9. Золото. Золото добывают в шахте. А кто знает, как называется профессия человека, который работает в шахте? Правильно, это шахтер. Из золота делают различные украшения.

На этом наше путешествие в мир камня я хочу завершить. Поблагодарить вас всех за работу и внимание, и хочу спросить, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

Вопросы для интервью:

  1. Знаете ли вы, что такое полезные ископаемые?
  2. Для чего нужны полезные ископаемые?
  3. Какие полезные ископаемые добывают в нашем городе?
  4. Где и для чего  использует человек полезные ископаемые?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...