Дошколята против мусора
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа)

Дьяченко Елена Викторовна

Загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами ведет к экологической катастрофе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoproekt_doshkolyata_protiv_musora.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Экологический  проект «Дошколята против мусора»

Проблема:загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами ведет к экологической катастрофе

Актуальность:президентом России  2017 год  объявлен годом экологии.  Тема экологии является одной из важнейших в наше время. В современном мире с каждым годом растет количество бытовых отходов.Чем лучше мы живем, тем больше мусора оставляем! Увеличение мусора сегодня ощущает каждый человек. В связи с этим необходимо формировать у нового поколения экологическое сознание, целесообразное, бережное отношение к природным ресурсам.

Участники проекта:  

дети – педагоги – родители  

Возраст детей:

старший

По продолжительности реализации проекта:

краткосрочный

Практическая направленность:

находить полезное применение мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращение мусорных свалок

Цель:

формирование у детей элементов экологического сознания

Задачи:

- воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе

- познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них

- сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении

- осознать вредное влияние мусора на здоровье людей

- развивать умение работать в группе: сотрудничать, договариваться, уступать

- обеспечить высокую умственную и речевую активность детей

- формировать умение программировать последствия своих действий

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися представлениями, обобщать, делать выводы

- формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать причинно-следственные связи

Методы и приемы работы:

Метод наглядного моделирования, деятельностный метод, метод проблемного изложения,наблюдения, экскурсии, рассматривание, просмотр видео, дискуссии, чтение, составление или придумывание творческих рассказов, образные, развивающие, сюжетные и подвижные игры, моделирующие виды деятельности, экологические акции, викторины, развлечение

Ожидаемый результат:

- сформированность у детей элементов экологического мышления

- гуманистический характер взаимодействия родителей и детей, осознание целесообразного поведения в окружающей среде

- бережное использование природных ресурсов

- сформированность практического опыта в «утилизации», применении бытовых отходов

План реализацииПРОЕКТА «Дошколята против мусора»

Активизация словарного запаса:

предметы:экология, свалка, утилизация, безопасность, проблема, катастрофа, отходы, газы, заболевания                                                                                                                                                                                                                                            признаки:  бережное, заботливое, бытовые, хозяйственный, ответственный, населенный, разумный, вредные, опасные, ядовитые, благоприятные                                                                                                                                                                                                                                                                действия: привлекать, стремиться, содействовать, распределять, разделять, разбираться, перерабатывать, разрабатывать, благоустраивать, сортировать

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Тема

дня

Область

Откуда в лесу появился мусор?

Куда исчезает мусор?

Какой бывает мусор?

Как помочь планете?

«Вторая жизнь ненужных вещей»

Поисково-познавательное

 развитие

Экскурсия в лес, обследование территории, рассматривание мусора с обсуждением «Откуда появился мусор?»

Причины:

- старые ненужные вещи, отходы, материалы

-необорудованные места

- неразумное использование многих предметов

- мусор в не предназначенных для этого местах

Определение последствий:

-угроза для здоровья людей

- создаются  взрыво- и пожароопасные ситуации

- размножаются грызуны, являющиеся переносчиками  инфекционных заболеваний

-страдает атмосферный воздух

- загрязняется вода

Что такое экология?

Зачем ее надо изучать?

Составление схемы

«От чего к чему придем?»

Наблюдение: что делают с мусором родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор на территории детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Виртуальная экскурсия

 к мусорным контейнерам.

Эвристическая беседа:

- в чем причина увеличения количества мусора?

Проблемная ситуация

 «Как сделать, чтобы не было свалок?»

Просмотр слайдов:            - что вы видите на этих фото-картинках? (лес, цветы, животные, закат, свалка)                     Ситуативный разговор:                                  - которая из них вам понравилась?  Почему?                               - о чём вы задумались?

Д/и «Так бывает или нет?»

Дискуссия: что можно сделать в группе для распределения мусора?

Игра: «Интервью с горожанами»- Какой бывает мусор? (главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы и др.)Акция«Соберем мусор вместе»:- на участке                                       - вокруг детского сада        - по дороге домой с родителямиИсследовательская лаборатория: Опыт «Изготовление новой бумаги».Опытно-практическая деятельность с пластмассой.  Ознакомление со свойствами:                            -резины                             - стекла

Обсуждение:

- Что нельзя оставлять после себя на природе?

- Почему?

- Для кого или чего это опасно?

Просмотр видеофильма «Работа мусороперерабатывающих заводов»

Беседа - обсуждение:

способы обращения с мусором: захоронение, сжигание, сортировка и переработка

Проблемная ситуация«Что из чего можно сделать?»

Составление схем:

макулатурабумага книги, тетради, альбомы, открытки;

автомобильная шина

клумба, ограждение, подставка, стол;

органические отходы

еда для животных, птиц, удобрение для почвы;

пластик садовые скамейки и тазики, ваза, савок, заборчик, карандашница, ведерки

Социально-

коммуникативное развитие

Развитие творческого воображения (эмпатия):составление рассказа от лица сломанной ветки; ручья, заваленного мусором

Инсценировка

«Двое на игровой площадке»

Взаимодействие с родителями:

- анкетирование родителей

- всегда ли был мусор (заглянуть в прошлое)

Игра «Золотые россыпи помоек»

Д/и «Что из чего сделано?» (фантик, коробка, носок и др.) с мячом

С/р игра «Эксперты»

Любование красотой природы, пейзажами, картинами

Игра«Заполни таблицу» (рассортировать картинки-мусор)

Придумываем плакаты, природоохранные знаки, напоминающие об экологической культуре

Игра на развитие творческого воображения «Хорошо - плохо, когда есть мусор»

Д/и «Что лишнее?»

С/р игра «Экомаркет» (организация и обыгрывание)

Игра «Угадай, о чем  речь?»

-У меня очень много игрушек сделано из неё.

-У нас её получают из дерева.

-Когда падает, оно разбивается.

-Это можно сдать и получить деньги.

С/р игра «Суд над  Боссом Мусора»

Фотогазета «Это нам не нравится - давайте исправлять!»

Игра«Очумелые ручки» (мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых нужно изготовить полезные вещи)

Акция «Чистый шкафчик»

Взаимодействие с родителямиРазвлечение «Мусорная фантазия  на подиуме»

Речевое

развитие

Чтение стихотворения:

Я сорвал цветок – он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

П. Гвездослав

Обсуждение: как это – «прикоснуться к красоте сердцем»

Придумывание экологических сказок

Экологическая викторина:

-что составляет большую часть мусора? (пластмасса)

-что необходимо сделать перед утилизацией отходов (рассортировать)

-эффективный путь борьбы с мусором (повторное использование)

Чтение стих.Андрей Усачёв

«Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!»      

Отгадывание кроссвордов

Беседа - обсуждение:

- как вы понимаете:

«Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»

И.В.Гёте

Составление рассказа  из опыта«Как я обращаюсь с мусором  дома»

Придумывание и обсуждение дизайн -проекта

«Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше?»

Слова - помощники(символы):

-сокращение

-переработка

-вторичное использование

Заучивание  Клятвы

«Защитника природы»:

«Мы природу защитим

И в обиду не дадим,

Будем мы её беречь

И от мусора стеречь!»

Рекламная акция «Мусор по контейнерам»

Худож.–

эстет-ое

развитие

Пластилинография

«Цветущая земля»

Слушание музыки

Н. Добронравова «Моя планета - человечий дом»

Рисование

«Картинка-символ для мусорных контейнеров»: «Пищевые отходы», «Стекло»,

«Пластмасса»

Аппликация +оригами

«Контейнеры для мусора жителям сказочного городка»

Конструктивно-модельная деятельностьМусороперерабатывающий комплекс

Творческая мастерская

Изготовление поделки из бросового материала

Вернисаж «Новая  жизнь ненужных вещей»

Физ-ое

развитие

Подвижная игра

 «Кто быстрее соберет …»

«Попади пробкой в цель»

Подвижная игра

«Добеги и положи»

Подвижная игра

«Передай по цепочке»

Подвижная игра

«Кто быстрее довезет до завода мусор»

Подвижная игра

«Сортируем мусор правильно»

Флешмоб  «За чистую планету»

Используемая литература:

  1. http://www.studmed.ru/docs/document34480/cc1
  2. Иванова А.И.Живая экология: Программа экологического образования дошкольников /А. И. Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
  3. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог»: экологическое сознание берёт старт вдошкольном возрасте / С. Н. Николаева // Современное дошкольное образование. - 2010. - № 2 - С.32-37.
  4.         Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7 - С.61-69.
  5. Хотунцев Ю. Л. Человек, технологии, окружающая среда / Ю. Л. Хотунцев. - М.: Устойчивый мир, - 2001. - 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического мероприятия в старшей группе "Дети против мусора"

Экологическое мероприятие в старшей группе "Дети против мусора" способствует  формированию у детей  бережного отношения к окружающей среде и воспитанию потребности проявления экологиче...

НОД по экологии для детей средней группы "Против мусора и грязи"

НОД по экологии для детей средней группы "Против мусора и грязи" Конспект НОД с детьми средней группы с использованием коммуникативных, познавательных и игровых технологий на тему: "Пр...

Беседа на тему "Мы против мусора"

воспитательная беседа о мусоре, мусорном контейнере...

Проект "Мы против мусора"

Проектная деятельность...

Исследовательский проект: Тема: « Мы против мусора».

Проблема загрязнений территорий мусором и отходами актуальна на протяжении многих лет и эта актуальность с каждым годом, если ни сказать с каждым днем стремительно увеличивается....

Экологический проект "Дошколята против мусора"

Проблема загрязнения окружающей среды мусором очень актуальна для меня и моих детей. Поэтому появилась необходимость разработать проект «Дошколята против мусора». Участниками проекта стали...

Проект "Дошколята против мусора"

Проект по экологии в средней группе...