«Как устроены перья у птиц?»
план-конспект занятия по окружающему миру

Персональный сайт воспитателя Самигуллиной Галии Радифовны
Конспект занятия «Как устроены перья у птиц?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Как устроены перья у птиц?»17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Как устроены перья у птиц?»

Тема: «Как устроены перья у птиц?»

Задачи: Закреплять знания о домашних птицах. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, способность наблюдать, поощрять выдвижение гипотез, подвести к планированию своей деятельности, способствовать развитию умения делать выводы. Формировать умение устанавливать связь между строением и образом жизни птиц. Воспитывать любознательность.

Ход: воспитатель загадывает загадки.

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Гусь)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

(Курица)

Как можно назвать гуся и курицу одним словом? Кто это? (Птицы). Птицы домашние или дикие?(Домашние).

Чем похожи эти птицы? Что у них одинакового? (Клюв, голова, туловище, 2 крыла, 2 лапки, туловище, хвост)

 Что же у гуся и курицы разного? (Лапки). У курочки пальцы на лапках отдельно друг от друга, а у гуся между пальцами перепонки. Как вы думаете, для чего гусю такие лапки? (Чтобы плавать). Правильно. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие. Как называется такое строение лапок? (Веслоногие). Если гусь умеет плавать в воде, как эту птицу можно назвать? (Водоплавающая).

Чем покрыто тело гуся и курицы? (Перьями). И курица и гусь покрыты перьями. Для чего птицам перья?

 Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас с вами ненадолго превратимся в ученых, людей, которые много знают, проводят всякие опыты, чтобы узнать много нового и интересного. Давайте попробуем!

Все мы дружно повернулись,

Все тихонько потянулись,

Раз присели,

Два привстали,

На носочки дружно встали,

И еще раз повернулись,

И в ученых обернулись.

Опыт 1. «Как устроены перья птиц».

Материал: подносы, перья, ножницы, зубочистки, свеча.

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало.

Что есть у пера? (Стержень, опахало). Стержень длинный, перо большое. Попробуйте помахать пером. Волоски плотно прижаты друг к другу, поэтому перья птиц такие прочные. Воспитатель предлагает рассмотреть пуховое перо птицы, помахать им, подуть на него, подбросить вверх. Чем оно отличается от махового крыла? (Пуховое перо мягкое, волоски между собой не склеены, стержень тонкий, перо меньше по размеру). Воспитатель предлагаетприложить перо к щеке. Что вы ощущаете? (Тепло). Для чего птице пуховые перья? (Они служат для сохранения тепла).

Воспитатель предлагает отрезать кончик стержня и попробовать вставить зубочистку. Получилось? Значит внутри стержня ничего нет, он пустой, полый. Вот почему перья такие легкие. Очень важно птице иметь легкие перья. Это помогает водоплавающим птицам легко плыть, а птицам, которые летают, лететь.

Перья нужны птице не только для тепла, но и для красоты.

Опыт 2. «Ты как мокрая курица».

Цель: формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов, со средой обитания, развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Материал: емкость с водой, перья гусиные и куриные.

Воспитатель предлагает детям опустить перья в тазик с водой по очереди, разложить на две кучки: на намокшие и сухие.

Вывод: Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли. Куриные перья намокли, все склеились, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят: «Ты как мокрая курица». Каждое существо имеет свою среду обитания и приспособлению к ней. Гусь приспособлен жить как на суше, так и в воде, а курица только на суше. Почему гусиное перо не намокло, мы узнаем из следующего опыта.

Опыт 3. «В воде купался - сух остался».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, поощрять выдвижение гипотез, подвести к планированию своей деятельности, способствовать развитию умения делать выводы.

Материал: тазики с водой, гусиные перья, подсолнечное масло.

Мы с вами выяснили, что гусиные перья не намокают. Почему? (Ответы детей). Давайте опустим руки в воду. Какие они стали? (Мокрые). Воспитатель предлагает смазать руки растительным маслом и снова опустить в воду. Руки, смазанные жиром, не намокли, а вода превратилась в капельки. Гусиные перья не намокают в воде, потому что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Если перья намокнут, птице будет очень трудно плыть, она станет тяжелой.

Где используют перья? Что можно из них сделать? (Ответы детей). Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дети встают в круг.

Все мы дружно повернулись,

Все тихонько потянулись,

Раз присели,

Два привстали,

На носочки дружно встали,

И еще раз повернулись,

И обратно мы вернулисб..

Понравилось вам быть учеными. Что же нового, интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность «Плавающее перо»

Опытно-экспериментальная совместня деятельность воспитателя и детей "Плавающее перо"....

Занятие с детьми «Плавающее перо».

Занятие с детьми «Плавающее перо» Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Пет...

" Праздник пера" " Каурый омэсе"

Фольклорный праздник....

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы "Как устроены перья у птиц"

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы "Как устроены перья у птиц"...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ в старшей группе на тему: «Как устроены перья у птиц?»

Задачи: Закреплять знания о домашних птицах. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, способность наблюдать, поощрять выдвижение гипотез, подвести к планированию своей ...

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»

Цель: развитие познавательно - исследовательскойактивности детей,формирование навыков экспериментирования.Задачи: закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать ...