НОД по познавательному развитию Что мы знаем о воде
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Набиуллина Эльвира Гаязтдиновна

НОД

по познавательному развитию

«Что мы знаем о воде»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_chto_my_znaem_o_vode.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

по познавательному развитию

«Что мы знаем о воде»

Воспитатель: Набиуллина Э.Г.

Программное  содержание:

  1. Познакомить  детей  с  круговоротом  воды  в  природе, объяснить  причину  выпадения  осадков в  виде  дождя  и снега. Способствовать  накоплению  опыта у  детей  конкретных  представлений  о  свойствах  воды; подвести  к  пониманию  того  что  вода  может  изменять  цвет, иметь  запах.
  2. Обогащать память детей, активизировать их мыслительные процессы, поощрять выдвижение  детьми гипотез.
  3. Развивать устойчивый познавательный интерес к объектам экспериментирования; навыки исследовательской деятельности.
  4. Формировать предпосылки экологического сознания.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  1. Изготовление панно «Кому нужна вода».
  2. Беседы на тему: «Кто живёт в воде?», «Где можно встретить воду?», «Берегите воду».
  3. Чтение рассказов, сказок, энциклопедий о воде.
  4. Эксперименты с водой, льдом, снегом.
  5. Организация выставки рисунков детей на тему: «Как человек использует воду?».
  6. Организация выставки рисунков родителей на тему: «Берегите воду».
  7. Организация консультации для родителей «Вода и её превращения».

Материалы и оборудование:

Схема «Круговорот воды в природе», карта мира, карта РБ, инвентарь для опытов: сосуды с водой, мелкие игрушки, фартуки, краски и кисти, баночки с водой; электрический чайник, стекло, магнитофон, минеральная вода, эмблема «Не оставляйте кран открытым», игрушка Капелька, дневники наблюдений, ручки, цветные карандаши, ароматическое масло.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, отгадайте  загадку, когда отгадаете, услышите звуки отгадки:

В  морях  и реках  обитает

Но  часто  по  небу  летает

А  как  наскучит  ей  летать

На  землю  падает  опять

Что  это?

Дети:  Вода, дождь.  (Звучит аудиозапись звука воды)

В: Мы  с  вами  продолжаем  говорить  о  воде. На  земле  вода  содержится  во  многих  водоемах.  Назовите  их.

Д: Моря, океаны, реки, ручьи, озера,  пруды, болота,  родники.

В: Чем  отличается  вода  в  морях  и  океанах  от  воды  в  озерах  и  реках?

Д: В  морях  и  океанах  вода  соленая, она  непригодна  для  питья. В  реках,  озерах  вода пресная  после  очистки  ее используют  для  питья.

В: Каким цветом обозначена вода на карте? Откуда  вода  попадает  в  наши  квартиры?

Д: С водоочистной  станции.

В: А откуда  она  попадает  на  водоочистительную  станцию?

Д: Из  реки  Кама (показывают по карте реку Каму)

В: Наш  город  большой, чистой  воды    ему  требуется  много, поэтому  из  рек  мы  берем  тоже  много  воды. Почему  же  тогда  в  реках  вода  не  кончается? Как  река  пополняет  свои  запасы?

В: Давайте вскипятим  воду    в  электрическом чайнике. Наблюдаем  за  кипящим  чайником  на  безопасном  расстоянии.

В: Что  выходит  из  носика  чайника  при  закипании  воды? Откуда  пар  появился  в  чайнике,  ведь мы  же  налили  воду?    

Д: Вода  при  нагревании  превратилась  в  пар.

(Беру чистое и сухое  стекло. Подношу  к  струе  пара  холодное  стекло. Подержав  немного  над  паром, выключаю  чайник)

В: Посмотрите, что  произошло  со  стеклом? Откуда  появились  капельки  воды  на стекле?

Д: Когда  пар  попал  на  холодное  стекло,  он  опять  превратился  в  воду.

В: Вот  так  происходит  и  в  природе. (Показываю  схему  «Круговорот  воды  в  природе») Каждый  день  Солнце  нагревает  воду в  морях  и реках,  как  только что  она  нагрелась  в  чайнике, вода  превращается  в  пар. В  виде  пара  крошечные,  невидимые  капельки  поднимаются  в  воздух. У  поверхности  воды  воздух  всегда  теплее.  Чем  выше  поднимается  пар, тем  холоднее  становится  воздух. Пар  снова превращается  в  воду. Капельки  собираются  все  вместе, образуют  облако. Когда  капелек  воды  набирается  много,  они  становятся  очень  тяжелыми  для  облака  и  выпадают  дождем  на  землю.

А  кто  сможет  рассказать, как  образуются  снежинки?

Д: Когда  очень  холодно, капли  воды  превращаются  в  кристаллики  льда – снежинки  и  падают  на  землю  в  виде  снега.

В: Дождь и  растаявший  снег  стекают  в  ручейки  и  реки,  которые  несут  свои  воды  в  озера,  моря,  океаны. Они  питают  землю  и  дают  жизнь  растениям. Затем  вода  повторяет  свой  путь. Весь  этот  процесс  называется  круговорот  воды в  природе. Благодаря  круговороту  воды, в  реке  не  кончается  вода.

   

 Физкультминутка. Подвижная  игра  «Капельки, ручейки, озера».

В: А  хотите сегодня  стать  учеными  исследователями?

Д: Да.

В: Хорошо, тогда  подойдите  за  столы. Подумайте  и  назовите , какие  свойства  воды  вам  знакомы ?

Д: Прозрачная, не  имеет  запаха,  без  вкуса, жидкая.

В: Совершенно  верно. А  как  вы  думаете, вода  может  изменить  цвет  и  быть  не  прозрачной?  Как  нам  это  узнать?

Д: Спросить  взрослых,  провести  опыт, проверить, прочитать в энциклопедии, посмотреть в компьютере.

В: Проверим?  1 , 2 , 3 , 4 , 5  будем  в  прятки  мы  играть. Возьмите  игрушку и  спрячьте  ее  в  воде.  Спряталась  игрушка? Мы  видим  ее? А как  же  нам  спрятать  игрушку? Какой  должна  быть  у  вас  вода?  

Д: Не прозрачной.

В: У вас  на  столах  краски, добавьте  ее  в  стаканчик  с  водой.  Что вы  заметили? Спряталась  игрушка?  Какой  стала  вода?

Д:  Непрозрачной.

В: Поменяйтесь  стаканчиками. Посмотрите  и  подумайте,  почему  у  кого-то  в  стаканчике    игрушки   совсем  не  видно, у  кого-то  можем  разглядеть?

Чем  темнее  вода, тем  меньше  видно  игрушку. Ну, что  вода  может  изменять  цвет, быть  не  прозрачной? Мы  с  вами  это  проверили? Тогда зарисуйте в дневнике наблюдений наш опыт.

Дети зарисовывают опыт в дневники.

В: Проведём следующий опыт: возьмите два стакана с водой,  в один положите обычный речной песок, а в другой – сахарный, размешайте. Что заметили?

В: Делаем вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

В: Где  вы  встречали  цветную  воду?

Д: Чай, пепси, газированная  вода, морс.

В: Когда  вы  называли свойства  воды, вы  сказали, что  вода  не  пахнет – без   запаха. И  это верно. А к нам сегодня пришла Капелька. Она  приготовила  для  вас  сосуды  с  водой, подойдите  и  понюхайте. Что  вы  можете  сказать?

Д: Вода  пахнет.

В: Пахнет? Почему, как  вы  думаете?

Д: В неё  что-то  добавили.

В: Совершенно  верно. Вода  будет  пахнуть, если  в нее  добавить  вещество, которое  пахнет. А вот чистая вода не имеет запаха. Юные исследователи, Капелька спрашивает: «Как вы думаете, можно ли оставлять кран открытым? Почему?»

В: Правильно, могут кончиться запасы очищенной воды и не случайно ваши родители рисовали рисунки о том, как надо беречь воду. Давайте у нас в умывальной комнате повесим памятку «Не оставляйте кран открытым».

В: Что вам понравилось больше всего на занятии?

И в конце  занятия  я  хочу  угостить  вас  необычной  водой – минеральной  водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде».

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде»....

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·         ознакомить детей со свойствами воды...

Познавательно-исследовательский проект " Что мы знаем о воде"

Познавательно-исследовательский проект для старшей группы " Что мы знаем о воде"...

конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности "Что мы знаем о воде"

Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе. Углублять и систематизировать представления детей о трех физических состояниях (жидкое, твердое и газообразное), познакомить...

Конспект занятия познавательного цикла «Что мы знаем о воде»

конспект занятия по образовательной области "Познавательной развитие"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста.Занятие позволяе...