Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Щетина Марина Витальевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие позволяет в увлекательной форме уточнить, закрепить и расширить представления детей о свойствах воды. Занятие было проведено мной (Щетиной М.В.) в формате открытого просмотра для педагогов, в апреле 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_vode.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 компенсирующего вида

Колпинского района  Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ (ТНР) ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

«Что мы знаем о воде»

Составила: воспитатель

Щетина Марина Витальевна

Санкт-Петербург

2017 год

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
с детьми старшего дошкольного возраста
«Что мы знаем о воде»

Участники: Дошкольники старшего дошкольного возраста 5- 6лет с ОВЗ (ТНР)

Количество детей: 6-7 человек (подгруппа).

Длительность: 25-30 минут.

Цель: Закрепление представлений о свойствах воды. Развитие познавательных способностей. Задачи:

1.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:  

- Развивать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к воде.

- Совершенствовать  умение проводить опыты под руководством воспитателя, соблюдая технику безопасности.

-Развивать коммуникативные навыки.

- Совершенствовать умениепроводить опыты и отвечать на вопросы воспитателя, соблюдая очерёдность, не перебивая друг друга, внимательно выслушивая ответы сверстников.

2. Образовательная область «Речевое развитие». Коррекционно-образовательное развитие.

-Формировать у детей умение делать выводы, умозаключения и рассказывать о них  распространёнными предложениями или несколькими предложениями,  в соответствии с требованиями взрослого.

- Закреплять представления детей о воде и активизировать словарный запас словами, характеризующими различные состояния и свойства воды, и словами, обозначающими действия, проводимые во время опытов.

3. Образовательная область «Познавательное развитие».

-Содействовать развитию у детей устойчивого внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной, экспериментальной  основе.

-Развивать способность детей понимать символические и схематические изображения свойств воды и находить подходящие к результату опыта.

- Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.

- Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

- Закрепить представления о свойствах воды.

- 4. Образовательная область «Физическое развитие».

- Развивать тактильное восприятие.

- Совершенствовать умение координировать речь с движением.

5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

- Развивать зрительное внимание - восприятие символических и схематических изображений.

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

Материалы:

Пластиковый кувшин с чистой водой, пластиковые стаканчики по 2 на каждого ребёнка и воспитателя,  чайные ложки по 1 на каждого ребёнка и воспитателя, молоко, напиток типа«Фанта», полоски цветной бумаги, поролоновые губки по кол-ву детей, соль, ёмкости разной формы: круглая тарелка, невысокие пластиковые коробочки (контейнеры) овальной, квадратной и прямоугольной формы,  кубики льда, сито, чашка с кипятком, зеркало, пахучая жидкость (разведённый уксус), небольшой тазик, картинки со схематичным изображением свойств воды, скоросшиватель, большой конверт – «письмо» с Луны.

Предварительная работа:

- Наблюдения за водой, выявление её свойств во время режимных моментов, на прогулке и в процессе  познавательного развития во время проведения Н.О.Д.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: В группу принесли письмо (гости) с другой планеты (на нём изображена Луна и инопланетяне типа «Лунтика»)                                                                                               Ребята, вы догадались, откуда и от кого это послание? (ответы детей)

- Как же мы его прочтём, ведь мы же не знаем их букв, слов, языка? (ответы детей: письмо написано картинками - символами)

-  Картинки: «Луна», «капля воды» - перечёркнута, «вода» – и знак вопроса. Как вы думаете, что хотели сказать нам жители Луны (выслушать ответы детей).

-Я думаю, что у них на Луне нет воды, и они не знают, что это такое. И спрашивают у нас «Что же такое вода?» Давайте мы с вами и сами вспомним, что мы знаем о воде, и сделаем для лунтиков книгу о воде. Согласны? Тогда наша группа превращается в научную лабораторию, а мы с вами в учёных. И сейчас мы с вами будем делать опыты, и создавать научную книгу, почти так, как это делают настоящие учёные. Но прежде, чем мы начнём, давайте вспомним, как надо себя вести при проведении опытов:

Правила техники безопасности:

- Внимательно слушать воспитатель, и выполнять все его требования.

- Нужно быть аккуратным, стараться ничего не уронить и не пролить.

- Нельзя баловаться, толкаться.

- Нельзя шуметь, выкрикивать ответы, а отвечать только тогда, когда спросит воспитатель.

- Нельзя брать в рот жидкости и инструменты.

  - Ну вот, теперь мы можем начинать!

  - Первую страничку нашей книги я предлагаю сделать вот такой. Так выглядит наша Земля из космоса. Почему она голубоватого оттенка? (на Земле много воды) И нам это богатство нужно беречь!

         Далее, для проведения опытов вызывается один ребёнок (кроме опыта №5 и 6). После проведения опыта, ребёнок самостоятельно делает соответствующие выводы, находит нужную картинку для книги, где схематично изображён результат опыта. Остальные дети наблюдают за проведением опыта, включаются в обсуждение, соглашаются или не соглашаются с выбором  экспериментатора страницы для книги, подсказывают.

Опыт №1.

В один стакан наливается молоко, в другой – вода. Затем в стаканы опускаются чайные ложки. Вопросы: В каком стакане ложку видно, в каком нет? Значит, что можно сказать о воде?(Она прозрачная). Ребёнок находит нужную страничку для книги о воде с символом прозрачности.

Опыт №2.

На столе по-прежнему стоят 2 стакана (с молоком и водой). Наливаем в третий стакан лимонад оранжевого цвета («фанту»). На столе выкладываем полоски цветной бумаги. Задание экспериментатору: подобрать цветную полоску к каждому стакану,  в соответствии с цветом напитка.

Вопрос: Почему ты не смог найти цветную полоску для воды?(Чистая вода не имеет цвета).

Опыт №3.

В двух стаканах налиты бесцветные, прозрачные жидкости. Вызванному ребёнку нужно определить, в каком из них вода, а в каком нет. Для этого воспитатель предлагает понюхать жидкости. Ребёнок по запаху определяет, что в одном из стаканов не вода, т.к. жидкость имеет резкий запах.

Вопрос: Почему ты думаешь, что здесь не вода, а в этом стакане вода? (В первом стакане жидкость пахнет – это не вода. Во втором – вода. Чистая вода не пахнет).

Опыт №4.

На столе выложены ёмкости разной формы: круглая тарелка, невысокие пластиковые коробочки (контейнеры) овальной, квадратной и прямоугольной формы. Ребёнку задаётся вопрос: какой формы эти предметы?   Затем предлагается определить, какой формы вода. Для этого её нужно налить в тарелку и остальные ёмкости.  Вопрос: Имеет ли вода свою собственную форму или принимает форму того сосуда, куда её налили?

А сейчас мы  немножко отдохнём, пойдём гулять. Вставайте и повторяйте за мной.

Физминутка:

За окошком гром гремит, гром гремит, гром гремит,

Это туча к нам летит, к нам летит, к нам летит, к нам летит.

Вдруг закапало в стекло: как-кап-кап. Кап-кап-кап.

А мы зонтики возьмём, всё равно гулять пойдём!

В резиновых сапожках пройдёмся по дорожке!

Опыт№5. Прежде, чем мы начнём наш пятый опыт, я загадаю вам загадку, слушайте внимательно!: Шли два ослика и оба несли на спине груз. У одного это были мешки с поролоном, а у другого – мешки с солью. Одному было легко идти, а другому тяжело. Как вы думаете, кому было тяжело, а кому легко? Но вот у них на пути река. Им пришлось реку переплывать и их мешки намокли. Одному было тяжело плыть, а другому легко. Кому было тяжело плыть, а кому легко и почему? (ответы детей)

 А чтобы в этом убедиться, мы и проведём наш следующий опыт (у каждого ребёнка по 2 стаканчика с небольшим количеством воды, поролоновая губка, соль, пластиковая чайная ложка)

Опустите губку в первый стакан с водой, а во второй стакан насыпьте соль.

Вопрос: Что произошло с водой в первом стакане? (она впиталась в губку), что произошло с солью? (она растворилась). Значит, какие ещё мы можем назвать свойства воды? (впитывается, растворяет некоторые вещества)

Если время позволяет, воспитатель демонстрирует растворение в воде кусочка сахара и не растворение камня.

-Понравилась загадка? Тогда слушайте ещё одну: Можно ли принести воду в сите/решете? (Ответы детей с объяснением) А если воду заморозить? Проверим?!

Ребёнок демонстрирует опыт: складывает кусочки льда в сито и перекладывает в другое место.

- Значит, ребята, вода может быть не только жидкая, но и твёрдая и ещё какая-то. Кто знает?

- Это мы сейчас и увидим.

Опыт №6 (показывает воспитатель)

Вода может быть горячей и с ней нужно быть аккуратным, чтобы не обжечься. Горячая вода превращается в пар – испаряется (демонстрируется кружка с кипятком и паром) Пар это вода в газообразном состоянии. Чтобы убедиться, что пар это действительно вода – поднесём к нему зеркало. Оно запотело – стало мокрым. Потрогайте. Значит, что мы узнали? Что у воды бывает 3 состояния. Каких? Найдём соответствующую страничку для нашей книги.

       А последней я хочу сделать вот эту страничку, как вы думаете, о чём она? (Вода нужна для всего живого на земле). Давайте же будем бережно относиться к воде, не тратить её понапрасну, не загрязнять!

      Вот мы и закончили наши опыты и нашу книгу. Вы молодцы! О чём вы сегодня узнали? (О разных свойствах воды) А в заключении давайте прочтём гостям стихотворение о воде:

Вы слыхали о воде,

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И в водопроводном кране!

Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наестся, не напиться!

Смею вам я доложить – без воды нам не прожить!

Большое спасибо гостям за внимание. До свидания! Приходите ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по городу Белгороду на тему «Мой родной город Белгород» для детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО

Воспитатель в роли экскурсовода провел экскурсию по городу Белгороду с детьми подготовительной группы.Перед экскурсией рассмотрели карту РФ. Затем узнали интересные факты достопримечательностях, говор...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развуитию речи на теме: “Цветик-семицветик” В. Катаева для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: развитие речи.

Цель: Создать условия для знакомства детей с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик - семицветик». Задачи:  продолжать учить детей правильно воспринимать художествен...

Конспект подгрупповой интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект подгрупповой интегрированной ОД по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности «Рода войск Российской Федерации и в Великую Отечественную Войну» Для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Закрепить знания детей о родах войск в мирное время и во времена ВОВ их предназначении.развивать речь детей, об...