Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Щетина Марина Витальевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие позволяет в увлекательной форме уточнить, закрепить и расширить представления детей о свойствах воды. Занятие было проведено мной (Щетиной М.В.) в формате открытого просмотра для педагогов, в апреле 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_vode.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 компенсирующего вида

Колпинского района  Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ (ТНР) ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

«Что мы знаем о воде»

Составила: воспитатель

Щетина Марина Витальевна

Санкт-Петербург

2017 год

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
с детьми старшего дошкольного возраста
«Что мы знаем о воде»

Участники: Дошкольники старшего дошкольного возраста 5- 6лет с ОВЗ (ТНР)

Количество детей: 6-7 человек (подгруппа).

Длительность: 25-30 минут.

Цель: Закрепление представлений о свойствах воды. Развитие познавательных способностей. Задачи:

1.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:  

- Развивать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к воде.

- Совершенствовать  умение проводить опыты под руководством воспитателя, соблюдая технику безопасности.

-Развивать коммуникативные навыки.

- Совершенствовать умениепроводить опыты и отвечать на вопросы воспитателя, соблюдая очерёдность, не перебивая друг друга, внимательно выслушивая ответы сверстников.

2. Образовательная область «Речевое развитие». Коррекционно-образовательное развитие.

-Формировать у детей умение делать выводы, умозаключения и рассказывать о них  распространёнными предложениями или несколькими предложениями,  в соответствии с требованиями взрослого.

- Закреплять представления детей о воде и активизировать словарный запас словами, характеризующими различные состояния и свойства воды, и словами, обозначающими действия, проводимые во время опытов.

3. Образовательная область «Познавательное развитие».

-Содействовать развитию у детей устойчивого внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной, экспериментальной  основе.

-Развивать способность детей понимать символические и схематические изображения свойств воды и находить подходящие к результату опыта.

- Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.

- Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

- Закрепить представления о свойствах воды.

- 4. Образовательная область «Физическое развитие».

- Развивать тактильное восприятие.

- Совершенствовать умение координировать речь с движением.

5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

- Развивать зрительное внимание - восприятие символических и схематических изображений.

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

Материалы:

Пластиковый кувшин с чистой водой, пластиковые стаканчики по 2 на каждого ребёнка и воспитателя,  чайные ложки по 1 на каждого ребёнка и воспитателя, молоко, напиток типа«Фанта», полоски цветной бумаги, поролоновые губки по кол-ву детей, соль, ёмкости разной формы: круглая тарелка, невысокие пластиковые коробочки (контейнеры) овальной, квадратной и прямоугольной формы,  кубики льда, сито, чашка с кипятком, зеркало, пахучая жидкость (разведённый уксус), небольшой тазик, картинки со схематичным изображением свойств воды, скоросшиватель, большой конверт – «письмо» с Луны.

Предварительная работа:

- Наблюдения за водой, выявление её свойств во время режимных моментов, на прогулке и в процессе  познавательного развития во время проведения Н.О.Д.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: В группу принесли письмо (гости) с другой планеты (на нём изображена Луна и инопланетяне типа «Лунтика»)                                                                                               Ребята, вы догадались, откуда и от кого это послание? (ответы детей)

- Как же мы его прочтём, ведь мы же не знаем их букв, слов, языка? (ответы детей: письмо написано картинками - символами)

-  Картинки: «Луна», «капля воды» - перечёркнута, «вода» – и знак вопроса. Как вы думаете, что хотели сказать нам жители Луны (выслушать ответы детей).

-Я думаю, что у них на Луне нет воды, и они не знают, что это такое. И спрашивают у нас «Что же такое вода?» Давайте мы с вами и сами вспомним, что мы знаем о воде, и сделаем для лунтиков книгу о воде. Согласны? Тогда наша группа превращается в научную лабораторию, а мы с вами в учёных. И сейчас мы с вами будем делать опыты, и создавать научную книгу, почти так, как это делают настоящие учёные. Но прежде, чем мы начнём, давайте вспомним, как надо себя вести при проведении опытов:

Правила техники безопасности:

- Внимательно слушать воспитатель, и выполнять все его требования.

- Нужно быть аккуратным, стараться ничего не уронить и не пролить.

- Нельзя баловаться, толкаться.

- Нельзя шуметь, выкрикивать ответы, а отвечать только тогда, когда спросит воспитатель.

- Нельзя брать в рот жидкости и инструменты.

  - Ну вот, теперь мы можем начинать!

  - Первую страничку нашей книги я предлагаю сделать вот такой. Так выглядит наша Земля из космоса. Почему она голубоватого оттенка? (на Земле много воды) И нам это богатство нужно беречь!

         Далее, для проведения опытов вызывается один ребёнок (кроме опыта №5 и 6). После проведения опыта, ребёнок самостоятельно делает соответствующие выводы, находит нужную картинку для книги, где схематично изображён результат опыта. Остальные дети наблюдают за проведением опыта, включаются в обсуждение, соглашаются или не соглашаются с выбором  экспериментатора страницы для книги, подсказывают.

Опыт №1.

В один стакан наливается молоко, в другой – вода. Затем в стаканы опускаются чайные ложки. Вопросы: В каком стакане ложку видно, в каком нет? Значит, что можно сказать о воде?(Она прозрачная). Ребёнок находит нужную страничку для книги о воде с символом прозрачности.

Опыт №2.

На столе по-прежнему стоят 2 стакана (с молоком и водой). Наливаем в третий стакан лимонад оранжевого цвета («фанту»). На столе выкладываем полоски цветной бумаги. Задание экспериментатору: подобрать цветную полоску к каждому стакану,  в соответствии с цветом напитка.

Вопрос: Почему ты не смог найти цветную полоску для воды?(Чистая вода не имеет цвета).

Опыт №3.

В двух стаканах налиты бесцветные, прозрачные жидкости. Вызванному ребёнку нужно определить, в каком из них вода, а в каком нет. Для этого воспитатель предлагает понюхать жидкости. Ребёнок по запаху определяет, что в одном из стаканов не вода, т.к. жидкость имеет резкий запах.

Вопрос: Почему ты думаешь, что здесь не вода, а в этом стакане вода? (В первом стакане жидкость пахнет – это не вода. Во втором – вода. Чистая вода не пахнет).

Опыт №4.

На столе выложены ёмкости разной формы: круглая тарелка, невысокие пластиковые коробочки (контейнеры) овальной, квадратной и прямоугольной формы. Ребёнку задаётся вопрос: какой формы эти предметы?   Затем предлагается определить, какой формы вода. Для этого её нужно налить в тарелку и остальные ёмкости.  Вопрос: Имеет ли вода свою собственную форму или принимает форму того сосуда, куда её налили?

А сейчас мы  немножко отдохнём, пойдём гулять. Вставайте и повторяйте за мной.

Физминутка:

За окошком гром гремит, гром гремит, гром гремит,

Это туча к нам летит, к нам летит, к нам летит, к нам летит.

Вдруг закапало в стекло: как-кап-кап. Кап-кап-кап.

А мы зонтики возьмём, всё равно гулять пойдём!

В резиновых сапожках пройдёмся по дорожке!

Опыт№5. Прежде, чем мы начнём наш пятый опыт, я загадаю вам загадку, слушайте внимательно!: Шли два ослика и оба несли на спине груз. У одного это были мешки с поролоном, а у другого – мешки с солью. Одному было легко идти, а другому тяжело. Как вы думаете, кому было тяжело, а кому легко? Но вот у них на пути река. Им пришлось реку переплывать и их мешки намокли. Одному было тяжело плыть, а другому легко. Кому было тяжело плыть, а кому легко и почему? (ответы детей)

 А чтобы в этом убедиться, мы и проведём наш следующий опыт (у каждого ребёнка по 2 стаканчика с небольшим количеством воды, поролоновая губка, соль, пластиковая чайная ложка)

Опустите губку в первый стакан с водой, а во второй стакан насыпьте соль.

Вопрос: Что произошло с водой в первом стакане? (она впиталась в губку), что произошло с солью? (она растворилась). Значит, какие ещё мы можем назвать свойства воды? (впитывается, растворяет некоторые вещества)

Если время позволяет, воспитатель демонстрирует растворение в воде кусочка сахара и не растворение камня.

-Понравилась загадка? Тогда слушайте ещё одну: Можно ли принести воду в сите/решете? (Ответы детей с объяснением) А если воду заморозить? Проверим?!

Ребёнок демонстрирует опыт: складывает кусочки льда в сито и перекладывает в другое место.

- Значит, ребята, вода может быть не только жидкая, но и твёрдая и ещё какая-то. Кто знает?

- Это мы сейчас и увидим.

Опыт №6 (показывает воспитатель)

Вода может быть горячей и с ней нужно быть аккуратным, чтобы не обжечься. Горячая вода превращается в пар – испаряется (демонстрируется кружка с кипятком и паром) Пар это вода в газообразном состоянии. Чтобы убедиться, что пар это действительно вода – поднесём к нему зеркало. Оно запотело – стало мокрым. Потрогайте. Значит, что мы узнали? Что у воды бывает 3 состояния. Каких? Найдём соответствующую страничку для нашей книги.

       А последней я хочу сделать вот эту страничку, как вы думаете, о чём она? (Вода нужна для всего живого на земле). Давайте же будем бережно относиться к воде, не тратить её понапрасну, не загрязнять!

      Вот мы и закончили наши опыты и нашу книгу. Вы молодцы! О чём вы сегодня узнали? (О разных свойствах воды) А в заключении давайте прочтём гостям стихотворение о воде:

Вы слыхали о воде,

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И в водопроводном кране!

Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наестся, не напиться!

Смею вам я доложить – без воды нам не прожить!

Большое спасибо гостям за внимание. До свидания! Приходите ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по городу Белгороду на тему «Мой родной город Белгород» для детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО

Воспитатель в роли экскурсовода провел экскурсию по городу Белгороду с детьми подготовительной группы.Перед экскурсией рассмотрели карту РФ. Затем узнали интересные факты достопримечательностях, говор...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развуитию речи на теме: “Цветик-семицветик” В. Катаева для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: развитие речи.

Цель: Создать условия для знакомства детей с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик - семицветик». Задачи:  продолжать учить детей правильно воспринимать художествен...

Конспект подгрупповой интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект подгрупповой интегрированной ОД по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему "Домик для домовенка Кузи" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему "Домик для домовенка Кузи" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности «Рода войск Российской Федерации и в Великую Отечественную Войну» Для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Закрепить знания детей о родах войск в мирное время и во времена ВОВ их предназначении.развивать речь детей, об...