Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Щетина Марина Витальевна

    Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста.

    Занятие позволяет в увлекательной форме уточнить, закрепить и расширить представления детей о свойствах воды. Занятие было проведено мной (Щетиной М.В.) в формате открытого просмотра для педагогов, в апреле 2017.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_o_vode.docx20.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 45 компенсирующего вида

    Колпинского района  Санкт-Петербурга.

    КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОВЗ (ТНР) ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

    «Что мы знаем о воде»

    Составила: воспитатель

    Щетина Марина Витальевна

    Санкт-Петербург

    2017 год

    НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
    с детьми старшего дошкольного возраста
    «Что мы знаем о воде»

    Участники: Дошкольники старшего дошкольного возраста 5- 6лет с ОВЗ (ТНР)

    Количество детей: 6-7 человек (подгруппа).

    Длительность: 25-30 минут.

    Цель: Закрепление представлений о свойствах воды. Развитие познавательных способностей. Задачи:

    1.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:  

    - Развивать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к воде.

    - Совершенствовать  умение проводить опыты под руководством воспитателя, соблюдая технику безопасности.

    -Развивать коммуникативные навыки.

    - Совершенствовать умениепроводить опыты и отвечать на вопросы воспитателя, соблюдая очерёдность, не перебивая друг друга, внимательно выслушивая ответы сверстников.

    2. Образовательная область «Речевое развитие». Коррекционно-образовательное развитие.

    -Формировать у детей умение делать выводы, умозаключения и рассказывать о них  распространёнными предложениями или несколькими предложениями,  в соответствии с требованиями взрослого.

    - Закреплять представления детей о воде и активизировать словарный запас словами, характеризующими различные состояния и свойства воды, и словами, обозначающими действия, проводимые во время опытов.

    3. Образовательная область «Познавательное развитие».

    -Содействовать развитию у детей устойчивого внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной, экспериментальной  основе.

    -Развивать способность детей понимать символические и схематические изображения свойств воды и находить подходящие к результату опыта.

    - Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.

    - Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

    - Закрепить представления о свойствах воды.

    - 4. Образовательная область «Физическое развитие».

    - Развивать тактильное восприятие.

    - Совершенствовать умение координировать речь с движением.

    5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

    - Развивать зрительное внимание - восприятие символических и схематических изображений.

    - Развивать эмоциональную отзывчивость.

    Материалы:

    Пластиковый кувшин с чистой водой, пластиковые стаканчики по 2 на каждого ребёнка и воспитателя,  чайные ложки по 1 на каждого ребёнка и воспитателя, молоко, напиток типа«Фанта», полоски цветной бумаги, поролоновые губки по кол-ву детей, соль, ёмкости разной формы: круглая тарелка, невысокие пластиковые коробочки (контейнеры) овальной, квадратной и прямоугольной формы,  кубики льда, сито, чашка с кипятком, зеркало, пахучая жидкость (разведённый уксус), небольшой тазик, картинки со схематичным изображением свойств воды, скоросшиватель, большой конверт – «письмо» с Луны.

    Предварительная работа:

    - Наблюдения за водой, выявление её свойств во время режимных моментов, на прогулке и в процессе  познавательного развития во время проведения Н.О.Д.

    Ход занятия:

    Сюрпризный момент: В группу принесли письмо (гости) с другой планеты (на нём изображена Луна и инопланетяне типа «Лунтика»)                                                                                               Ребята, вы догадались, откуда и от кого это послание? (ответы детей)

    - Как же мы его прочтём, ведь мы же не знаем их букв, слов, языка? (ответы детей: письмо написано картинками - символами)

    -  Картинки: «Луна», «капля воды» - перечёркнута, «вода» – и знак вопроса. Как вы думаете, что хотели сказать нам жители Луны (выслушать ответы детей).

    -Я думаю, что у них на Луне нет воды, и они не знают, что это такое. И спрашивают у нас «Что же такое вода?» Давайте мы с вами и сами вспомним, что мы знаем о воде, и сделаем для лунтиков книгу о воде. Согласны? Тогда наша группа превращается в научную лабораторию, а мы с вами в учёных. И сейчас мы с вами будем делать опыты, и создавать научную книгу, почти так, как это делают настоящие учёные. Но прежде, чем мы начнём, давайте вспомним, как надо себя вести при проведении опытов:

    Правила техники безопасности:

    - Внимательно слушать воспитатель, и выполнять все его требования.

    - Нужно быть аккуратным, стараться ничего не уронить и не пролить.

    - Нельзя баловаться, толкаться.

    - Нельзя шуметь, выкрикивать ответы, а отвечать только тогда, когда спросит воспитатель.

    - Нельзя брать в рот жидкости и инструменты.

      - Ну вот, теперь мы можем начинать!

      - Первую страничку нашей книги я предлагаю сделать вот такой. Так выглядит наша Земля из космоса. Почему она голубоватого оттенка? (на Земле много воды) И нам это богатство нужно беречь!

             Далее, для проведения опытов вызывается один ребёнок (кроме опыта №5 и 6). После проведения опыта, ребёнок самостоятельно делает соответствующие выводы, находит нужную картинку для книги, где схематично изображён результат опыта. Остальные дети наблюдают за проведением опыта, включаются в обсуждение, соглашаются или не соглашаются с выбором  экспериментатора страницы для книги, подсказывают.

    Опыт №1.

    В один стакан наливается молоко, в другой – вода. Затем в стаканы опускаются чайные ложки. Вопросы: В каком стакане ложку видно, в каком нет? Значит, что можно сказать о воде?(Она прозрачная). Ребёнок находит нужную страничку для книги о воде с символом прозрачности.

    Опыт №2.

    На столе по-прежнему стоят 2 стакана (с молоком и водой). Наливаем в третий стакан лимонад оранжевого цвета («фанту»). На столе выкладываем полоски цветной бумаги. Задание экспериментатору: подобрать цветную полоску к каждому стакану,  в соответствии с цветом напитка.

    Вопрос: Почему ты не смог найти цветную полоску для воды?(Чистая вода не имеет цвета).

    Опыт №3.

    В двух стаканах налиты бесцветные, прозрачные жидкости. Вызванному ребёнку нужно определить, в каком из них вода, а в каком нет. Для этого воспитатель предлагает понюхать жидкости. Ребёнок по запаху определяет, что в одном из стаканов не вода, т.к. жидкость имеет резкий запах.

    Вопрос: Почему ты думаешь, что здесь не вода, а в этом стакане вода? (В первом стакане жидкость пахнет – это не вода. Во втором – вода. Чистая вода не пахнет).

    Опыт №4.

    На столе выложены ёмкости разной формы: круглая тарелка, невысокие пластиковые коробочки (контейнеры) овальной, квадратной и прямоугольной формы. Ребёнку задаётся вопрос: какой формы эти предметы?   Затем предлагается определить, какой формы вода. Для этого её нужно налить в тарелку и остальные ёмкости.  Вопрос: Имеет ли вода свою собственную форму или принимает форму того сосуда, куда её налили?

    А сейчас мы  немножко отдохнём, пойдём гулять. Вставайте и повторяйте за мной.

    Физминутка:

    За окошком гром гремит, гром гремит, гром гремит,

    Это туча к нам летит, к нам летит, к нам летит, к нам летит.

    Вдруг закапало в стекло: как-кап-кап. Кап-кап-кап.

    А мы зонтики возьмём, всё равно гулять пойдём!

    В резиновых сапожках пройдёмся по дорожке!

    Опыт№5. Прежде, чем мы начнём наш пятый опыт, я загадаю вам загадку, слушайте внимательно!: Шли два ослика и оба несли на спине груз. У одного это были мешки с поролоном, а у другого – мешки с солью. Одному было легко идти, а другому тяжело. Как вы думаете, кому было тяжело, а кому легко? Но вот у них на пути река. Им пришлось реку переплывать и их мешки намокли. Одному было тяжело плыть, а другому легко. Кому было тяжело плыть, а кому легко и почему? (ответы детей)

     А чтобы в этом убедиться, мы и проведём наш следующий опыт (у каждого ребёнка по 2 стаканчика с небольшим количеством воды, поролоновая губка, соль, пластиковая чайная ложка)

    Опустите губку в первый стакан с водой, а во второй стакан насыпьте соль.

    Вопрос: Что произошло с водой в первом стакане? (она впиталась в губку), что произошло с солью? (она растворилась). Значит, какие ещё мы можем назвать свойства воды? (впитывается, растворяет некоторые вещества)

    Если время позволяет, воспитатель демонстрирует растворение в воде кусочка сахара и не растворение камня.

    -Понравилась загадка? Тогда слушайте ещё одну: Можно ли принести воду в сите/решете? (Ответы детей с объяснением) А если воду заморозить? Проверим?!

    Ребёнок демонстрирует опыт: складывает кусочки льда в сито и перекладывает в другое место.

    - Значит, ребята, вода может быть не только жидкая, но и твёрдая и ещё какая-то. Кто знает?

    - Это мы сейчас и увидим.

    Опыт №6 (показывает воспитатель)

    Вода может быть горячей и с ней нужно быть аккуратным, чтобы не обжечься. Горячая вода превращается в пар – испаряется (демонстрируется кружка с кипятком и паром) Пар это вода в газообразном состоянии. Чтобы убедиться, что пар это действительно вода – поднесём к нему зеркало. Оно запотело – стало мокрым. Потрогайте. Значит, что мы узнали? Что у воды бывает 3 состояния. Каких? Найдём соответствующую страничку для нашей книги.

           А последней я хочу сделать вот эту страничку, как вы думаете, о чём она? (Вода нужна для всего живого на земле). Давайте же будем бережно относиться к воде, не тратить её понапрасну, не загрязнять!

          Вот мы и закончили наши опыты и нашу книгу. Вы молодцы! О чём вы сегодня узнали? (О разных свойствах воды) А в заключении давайте прочтём гостям стихотворение о воде:

    Вы слыхали о воде,

    Говорят она везде!

    В луже, море, океане.

    И в водопроводном кране!

    Как сосулька замерзает,

     В лес туманом заползает.

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Растворяет сахар в чае,

    Мы её не замечаем.

    Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!

    Без воды нам не умыться,

    Не наестся, не напиться!

    Смею вам я доложить – без воды нам не прожить!

    Большое спасибо гостям за внимание. До свидания! Приходите ещё!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина "Что мы знаем о театре?" для детей среднего дошкольного возраста

    Данная работа предназначенна для детей среднего дошкольного возраста для знакомства с различными театрами. К данной работе прилагается презентация....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по городу Белгороду на тему «Мой родной город Белгород» для детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО

    Воспитатель в роли экскурсовода провел экскурсию по городу Белгороду с детьми подготовительной группы.Перед экскурсией рассмотрели карту РФ. Затем узнали интересные факты достопримечательностях, говор...

    Конспект итогового НОД по познавательному развитию на тему: "Что мы знаем о деревьях" для детей 2 младшей группы.

    Выявить у детей знания, полученные в течение учебного года по данной теме....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях логопедического пункта для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    Тенденция к стремительному росту количества детей с дисграфическими нарушениями в начальной школе в последние годы сместил акцент исследований в детской логопедии в сторону более раннего выявления отк...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях логопедического пункта для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    Выявление и коррекция фонетико-фонематических нарушений речи с использованием нетрадиционной  формы выполнения артикуляционной гимнастики и с применением логопедического массажа....