КОНСПЕКТ занятия «Волшебница Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Давидовская Наталья Александровна

КОНСПЕКТ

Познавательно-исследовательского занятия

«Волшебница Зима»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка – Детский сад № 9» «Солнечный город»

Муниципального образования города Братска

КОНСПЕКТ

Познавательно-исследовательского занятия

Тема: «Волшебница Зима»

                                          Тип: занятие - путешествие

                                          Вид: интегрированное занятие

                                          Возраст: дети подготовительного к школе возраста

Составила: Давидовская Н.А.

воспитатель

Цель:

Обогащать социальный опыт детей, эмоционально-эстетическое восприятие через поэтическое слово, музыку, живопись; систематизировать представления детей о зимнем времени года на основе моделирования, содержащего отличительные признаки (солнце, небо, осадки, ветер, растения, животные, одежда).

Задачи:

Образовательные:

Закреплять и обобщать представления об изменениях в природе зимой.

Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью всего живого.

Формировать интерес к окружающему; активизировать словарь по теме «Зима».

Развивающие:

Развивать монологическую речь, память, слух, воображение, образное мышление.

Развивать умение видеть, внимательно рассматривать картины; чувствовать, обсуждать, выражать свои чувства и впечатления.

Развивать уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, отвечать на вопросы; Развивать двигательную активность и мелкую моторику; развивать интерес к экспериментированию.

Воспитательные:

Воспитывать потребность в речевом общении, доброжелательном взаимодействии со сверстниками, отзывчивость, желание работать в компании, помогать друг другу.

Оборудование:

экран,  5 ноутбуков (4 для детей + 1 для просмотра презентации),

презентация,  интерактивная игра «Найди ошибки»,

музыкальное сопровождение; снежинки (для рефлексии), карточки с цифрами 2 и 4, 

карточки со схемами (человечек, животное, снежинка) – 8-9 шт.,

карточки с признаками времён года, картина с изображением зимы,

песочные часы, крупная соль, сахар, 8 листов цветной бумаги,

8 столовых ложек, 8 тарелок, столы, стульчики.

Используемые технологии:  приёмы социо-игровой технологии, информационно-коммуникативная технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

  1. Наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.
  2. Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях.
  3. Проведение опытов с водой, снегом, льдом.
  4. Рассматривание дидактических картин на зимние темы.
  5. Просмотр презентации «Снежинки».
  6. Чтение литературных произведений о зиме.
  7. Заучивание стихотворений и загадок наизусть.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Слайд 1. 

(Тема, вид, тип занятия.)

Слайд 2. 

(Дети входят в зал).

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга.

- А нам поможет веселая музыкальная игра «Здравствуйте!». 

(Парный способ взаимодействия)

(Описание игры «Здравствуйте»:

Игра проводится под датскую народную мелодию «Семь прыжков».

Дети выходят в центр зала.

- на первый музыкальный период дети свободно двигаются по залу в разных направлениях;

- на второй период выполняют три хлопка в ладоши и три притопа;

- на музыкальный сигнал пожимают руку тому, кто оказался рядом. Сколько сигналов прозвучит – столько раз нужно пожать руку.

Игра продолжается 4 раза.)

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Сегодня нас ждет увлекательное путешествие…

- А в какое путешествие мы с вами отправимся, нам подскажет загадка:

Слайд 3. (Загадка)

Наступили холода. 
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(ЗИМА)

- Ребята, а как вы догадались, что это зима? (Ответы детей)

Слайд 3. (словесная отгадка) 

Слайд 4. (картинка-отгадка)

- Отправляемся мы с вами в путешествие в мир Волшебницы Зимы, чтобы вспомнить все зимние явления в живой и неживой природе и узнать что-то новое, неизведанное.  

- Давайте полюбуемся Зимушкой-Зимой.

Слайд 5-6. (изображения зимы)

- Мы полюбовались, и я хочу напомнить, что у времени года есть свои особые приметы, признаки. И у зимы тоже.

- Я предлагаю вам составить модель зимы, подобрать зимние признаки в неживой природе, в мире растений и животных, в мире людей.

- Для этого мы разделимся на 3 компании.

- Выберите карточки, и объединитесь

(деление по карточкам - человечек, животное, снежинка).

(Выбор посыльного. Объяснение задания посыльным. Посыльный объясняет задание всей компании.

Компании, которой достались карточки с человечком, предлагается подобрать картинки, обозначающие изменения в жизни людей в зимнее время.

Компании, которой достались карточки с животным, предлагается подобрать картинки, обозначающие изменения в жизни животных и растений.

Компании, которой достались карточки со снежинкой, предлагается подобрать картинки, обозначающие изменения в неживой природе.)

- Наша модель называется «Изменения в зимней природе».

- А помогут вам песочные часы. Они покажут время выполнения этого задания (1 минута). Советуйтесь друг с другом и помогайте друг другу.

- Приглашаю вас подойти к столу с карточками.

(Моделирование «Признаки зимы».

Избыточность материала для осуществления выбора.)

- Время выполнения задания закончилось.

- Кто докажет, что правильно подобрали признаки зимних изменений?

- Ребята  приготовили загадки.  Давайте отгадаем некоторые зимние признаки.

(Дети загадывают загадки)

Слайд 7.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит  зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

- Это отгадка относится к каким изменениям? В неживой природе, к изменениям в мире растений и животных или к изменениям в мире людей?

(в мире растений и животных)

Слайд 8.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром  - в школу,

Днём – домой. (Валенки)

- А эта отгадка относится к каким изменениям? В неживой природе, в мире растений и животных или в мире людей?

(в мире людей)

Слайд 9.

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось —

С неба на землю свалилось. (Снег)

- А эта отгадка относится к каким изменениям? В неживой природе, к изменениям в мире растений и животных или к изменениям в мире людей?

(в мире неживой природы)

(Дети отгадывают загадки и помещают схему  в выбранный сектор)

- Пойдём путешествовать дальше!

Слайд 10. Вхождение в картину»)

- Посмотрите, какая красивая зимняя картина!

- А теперь закройте глаза. Представьте, что вы оказались в пространстве этой картины.

- Раз, два, три, вокруг себя повернись и в картине окажись! Откройте глаза.

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

- Вот вы стоите посреди картины.

 - Что вы видите? (зимнюю дорогу, сугробы, снег, деревья, снежные шапки, пушистые ветки …………………)

- Что вы ощущаете, что чувствуете? (морозно, холодно, неуютно, тихо, загадочно, дует ветерок …………………….)

- Потрогайте снег. Возьмите его в руки.  Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий, липкий………..)

- А теперь давайте прислушаемся. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

- Слушайте внимательно, все ли звуки можно услышать в зимнем лесу!!!

(При нажатии на снежинки на картине, слышны звуки:

1-й снежинка:  хруст снега;

2-я снежинка: уханье совы;

3-я снежинка: рёв лося;

4-я снежинка: кукушка

5-я снежинка: вой волка;

6-я снежинка: кваканье лягушки;

7-я снежинка: завывание ветра.)

- Кажется, непогода разыгралась.

- Какой бывает зимний ветер? (Холодный, ледяной, порывистый).

- Ой, какой холодный зимний ветер! Замёрзли? Давайте выйдем из картины и согреемся.

- Закройте глаза. Раз, два, три, вокруг себя повернись, из картины ты вернись! Откройте глаза.

Слайд 11. (Поиграем?)

Игра «Снежные комочки» - деление на компании.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Снежные комочки».

(Способ деления на компании, выбор места.)

- Под музыку вы свободно двигаетесь по залу. Когда музыка прекращается, вам надо собраться в компании по столько человек, сколько вы увидите на карточке.

(Игра проводится под музыку «Танец снежинок».

При нажатии на левую снежинку воспроизводится 1-й отрезок музыки.

Нажатием на вторую снежинку, звучит следующий отрезок музыки.

Игра продолжается 2 раза: 1-й раз показывается карточка с цифрой 4, 2-й раз показывается карточка с цифрой 2.

Дети объединяются в 4 компании по 2 человека).

- У нас получилось 4 компании по 2 человека.

- Следующая игра «Найди ошибку».

- Приглашаю вас за ноутбуки.

- Вам надо найти ошибку на картине и исправить её, нажав на ней.  

- Договоритесь между собой, чтобы работать по очереди и не ссориться. А песочные часы помогут следить за временем!

- Приступаете к выполнению задания.

(Дети парами проходят за ноутбуки.

Предлагается интерактивная игра:

картина, на которой имеются ошибки (картинки, не имеющие никакого отношения к зиме). Дети должны их все найти.

При нажатии на картинку-ошибку она меняется на «правильную»).

- Я предлагаю вам посмотреть у своих соседей, все ли ошибки в игре они нашли и исправили. Если они не справились, помогите им, подскажите.

(Приём «Гостевой обмен» - дети оценивают работу другой компании.)

Слайд 12.

- А сейчас мы все вместе на экране проверим.

- Назовите и объясните, почему это ошибка!

(Дети подходят к экрану. На экране исправляются ошибки в игре).

Обобщение.

Слайд 13. (на экране идет снег)

- Дети, посмотрите, снег пошел!

- Откуда же берется снег?

(Он подает из тучи).

- Из чего же состоит снег? (из снежинок)

- Снежинка-это прозрачный, ледяной кристалл.                                            

- Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю. Посмотрите, сколько ветер снега надул!

- Я приглашаю вас в зимнюю лабораторию. Мы будем исследовать снег…

Слайд 14.

Слайд 15. (на экране снежинки разной формы)

- А вот и снежинки залетели.

- Пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые.

Задание «Снежинки»

 (Дети рассматривают, ищут, высказывают предположения, но не находят).

- Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает.

- Какой можно сделать вывод?

- Снежинка состоит из кристаллов, которые соединяются по-разному, поэтому 2 одинаковых снежинок не бывает.

Опыт «Почему снег скрипит»

(Выбор места, материалов: соль, сахар.)

- Ребята, а вы знаете, почему скрипит снег?

- Давайте проведем опыт. Наша задача: узнать новое свойство снега: почему скрипит снег.

- Мы с вами знаем, что снег состоит из снежинок, а снежинка из кристаллов. Снежинка очень маленькая, и услышать, как она скрипит очень трудно, поэтому возьмем другое вещество, КОТОРОЕ СОСТОИТ ТОЖЕ ИЗ КРИСТАЛЛОВ.

- А возьмем мы крупную соль или сахар. Кристаллики этих веществ очень напоминают снежинки.

- Ребята, возьмите из тарелки немного соли (сахара), насыпьте на бумагу и рассмотрите – это кристаллы, а у снежинки кристаллы намного меньше.

- Давайте ложкой надавим на кристалл соли (сахара), что с ним происходит?

(Ответы детей: рассыпается, ломается………)

- А есть ли скрип, шум?

- А  если кристаллов много будет? Возьмите чашки с кристаллами соли или сахара, ложки и надавите  на соль (сахар) несколько раз.

- Что вы слышите?

- Скрипящий или хрустящий звук. Это ломаются кристаллики соли (сахара).

- На какой звук это похоже? Звук чего? Когда мы такое можем слышать?

- Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу.

- Давайте сделаем ВЫВОД

-  Хотя снежинки-кристаллики очень маленькие, но когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы идём по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит. Теперь вы знаете, почему снег скрипит.

Обобщение:

- Ребята, что мы сегодня интересного вспомнили и узнали нового о зиме?

- Вам приятно было работать с друзьями? Помогать друзьям?

Слайд 16.

Рефлексия:  

- Те ребята, кому было интересно, легко, кто узнал что-то новое  и интересное, возьмите серебристую снежинку;

- Те, кто испытывал затруднения в путешествии сегодня, у кого что-то немножко не получилось, кому наше путешествие не очень понравилось, возьмите синюю снежинку;

- А те ребята, кому вообще ничего сегодня не понравилось, было не интересно, ничего нового и интересного не узнали,  возьмите белую снежинку.

- А сейчас я предлагаю вам пройти в группу и нарисовать свои впечатления от сегодняшнего путешествия, то, что вам понравилось и запомнилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Волшебница Зима» (Рисование техникой «штрих»)

Учить детей рисовать деревья, используя разные виды штрихов....

Конспект занятия "Волшебница-Зима"

Конспект занятия по рисованию (пластилинография) для детей подготовительной группы...

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

Конспект занятия "Волшебница Зима"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад»Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группе.Образовательная область: ...

Конспект занятия "Волшебница зима"

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях.Задачи: Закрепить умение, устанавливать связь между признаками в природе, отстаивать свою точку зрения, делать вывод...