ООД "Покормите птиц зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Семкина Олеся Михайловна

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

   

Цель:  познакомить с зимующими и перелетными птицами; изучать их особенности; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их;  научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_pokormite_ptits_zimoy.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска

Организованная образовательная деятельность

«Покормите птиц зимой»

Воспитатель: Семкина

 Олеся Михайловна

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

   

Цель:  познакомить с зимующими и перелетными птицами; изучать их особенности; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их;  научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».

     2.  Введение в тему

Да, сегодня мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а

зимующие – могут? (Ответы)

Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения. Воспитатель выставляет модели.)

Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь (модель – небо).

Исчезают насекомые – они прячутся  в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев (модель с изображением насекомого).

Трава увядает (модель – трава).

Вода в водоёмах, реках замерзает (модель – капелька).

Почва покрывается снегом (модели – почва и снег).

Тепла становится все меньше и меньше (модель – солнце).

      3. Беседа о птицах зимой

  • Игра «Отгадай загадку»

Воспитатель:

 А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы продолжите.

Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,

А зовут её …

                         (Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

                                (Синичка)

Чёрная, как вар,

Кричит: «Карр!»

                                  (Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

                                         (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

                                           (Снегирь)

Всю ночь летает.

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

                                        (Сова)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

                                       (Дятел)

Белый бок, серый бок

Воркует нежно …

                                                 (Голубок)

- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

  • Беседа о внешнем виде птиц

Воспитатель  обращает внимание на  изображения птиц на доске.

- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).

-А для чего птицам нужны перья?

-Все ли перья у птицы одинаковые?

В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода,      от намокания, пересыхания.

- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.

- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?

(ОРНИТОЛОГ)

  • Беседа об образе жизни птиц в зимний период

– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.

Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.) 

- А  что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Во-первых, сильно бы расплодились вредные насекомые. Они губили бы цветы и деревья, которые и без того страдают от них. Во-вторых, хищные птицы тоже помогают природе: они съедают больных птиц и животных, чем не допускают распространения болезней. Съедают они и мёртвых животных, пока те не начнут разлагаться. В-третьих, не услышали бы люди красивых птичьих песен и чириканья, которыми наполнен обычно весь лес. Раньше по этому определяли время. С птицами связано много лесных примет: пойдёт ли дождь или будет ли лето тёплым, а зима холодной. Не было бы птиц — лес был бы сумрачным и молчаливым. Мы должны беречь птиц.)

- Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развесить  на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

- Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)

Чтение отрывка по произведению В. Бианки “Синичкин календарь. Февраль”.

“Зинь-зинь-зинь!” – запела синичка. “Рано, пташечка, поешь”, – сказал ей старый воробей. – Смотри, сколько еще морозу будет. Еще наплачешься”. “Ну, да”, – не поверила синичка. Вдруг зашипело вокруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, снег завился – началась пурга. Синичка присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвёт её с ветки, перья ерошит и леденит под ними сердце. (Дети высказывают свои предположения.)

- В старину февраль ещё называли “снеговеем”.  В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.

Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.

О чём они просят?

Чтение стихотворения.

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?                        

Известно, что у птах,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.          

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,

Когда снега метут?

Бывают птицы разными:                        

Одни боятся вьюг,

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:                          

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,                    

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны                              

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!                        

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,                      

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

“Спасибо вам великое!”

                               К. Мухаммади

4. Физкультминутка

Вот на ветках, посмотри –(руки подняли вверх)

В красных майках снегири – (руки на пояс, наклоны головы)

Распушили пёрышки -(частые потряхивания руками опущенными вниз)

Головой вертят, улететь хотят

Среди белых голубей –(идут по кругу, руки за спину)

Скачет шустрый воробей - (прыжки)

За метелью, за метелью! – (разбегаются, взмахивают руками)

Улетели, улетели!

5. Дидактическая игра на закрепление

- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

Проводится игра “Узнай птиц по голосу”.

(Включается фонограмма с голосами птиц, дети отгадывают, какая птица поёт.)

6. Угощение для птиц.

- Сначала мы укладываем в ёмкость немного семечек, ягод и веток, обязательно кладём ленточку, это обязательный элемент, так как с помощью ленты мы будем подвешивать наше угощение. Потом засыпаем ленточку семечками и крупами, пока не заполним ёмкость и только потом заливаем аккуратно водой. Наше угощение готово, осталось его заморозить, для этого вы плотно закроете ёмкости крышкой заберёте домой и заморозите, а завтра вместе с родителями вывесите угощение за окно и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к вам, приходя в детский сад будете делиться впечатлениями друг другу.

7. Подвешивание кормушек на участке детского сада.

- Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.

И мы, ребята, можем   помочь птицам в холодное время года – откроем для них столовую, смастерим кормушки.

Повешу на ветку простую кормушку,

В неё положу я печенье и сушку.

Съедят угощенье весёлые птицы

И песнями будут, с нами делится.

8. Итог. Оформление стенгазеты «Покормим птиц зимой».

-Чем мы занимались сегодня? О чем говорили?

-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...