«Белоствольная красавица» (конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Хаева Гульфина Габделбаровна

Цель: расширить знания и формировать представление у детей о березе.

Задачи:

  1. Воспитывающие: воспитывать умение доброжелательно вести себя во время занятия. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе.
  2. Обучающие: закрепление знаний детей об охране природы. Формирование у детей культуры общения с природой. Расширение знаний о том, какую пользу приносит береза человеку, какими целебными свойствами обладает береза.
  3. Развивающие: развитие внимания, мышления, диалоговой речи,  творческих способностей, самостоятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Белоствольная красавица»

(конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: расширить знания и формировать представление у детей о березе.

Задачи:

  1. Воспитывающие: воспитывать умение доброжелательно вести себя во время занятия. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе.
  2. Обучающие: закрепление знаний детей об охране природы. Формирование у детей культуры общения с природой. Расширение знаний о том, какую пользу приносит береза человеку, какими целебными свойствами обладает береза.
  3. Развивающие: развитие внимания, мышления, диалоговой речи,  творческих способностей, самостоятельности детей.

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа (6 - 7 лет).

Форма организации занятия: групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, словесно-слуховой.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, эксперементальная, двигательная активность.

Планируемые результаты: испытывать любовь и бережное отношение к берёзе, родной природе, к Родине.

Предварительная работа: наблюдение за берёзой на территории ДОУ. Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение пословиц, загадок, стихов о берёзе. Беседа на тему: «Какую пользу приносит берёза?»

Используемый материал:  кора березы и других деревьев, карточки зеленого и желтого цветов, картинки с изображением деревьев, стакан с водой, презентация «Чем березка хороша?»

Ход занятия.  Организационная часть (поднятие настроения).                                                                                                                                                                                    

Здравствуй, солнце золотое!                                                                                                                                                                                                                                                                                   Здравствуй, небо голубое!                                                                                                                                                                                                                    Здравствуй, вольный ветерок!                                                                                                                                                                                                        Здравствуй, маленький дубок!                                                                                                                                                                                                                              Мы живём в одном краю                                                                                                                                                                                                                                      Я вас всех приветствую.

 Ребята, давайте отгадаем загадки (на каждый ответ воспитатель выкладывает на доску картинки)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополь)

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет 
То, что жёлуди на нем!
 (Дуб)

Воспитатель проводит беседу.                                                                                                               - Назовите одним словом. Как мы их назовем? (деревья)                                                                           - Почему мы их называем деревьями? (У них есть ствол, ветви, листья, корень.)                                                                                                                                                  - Эти деревья лиственные или хвойные? (лиственные)                                                                   - Каких еще лиственных деревьев знаете? (ива, осина, рябина и т.д)

Основная часть.                                                                                                                                               Дидактическая игра «Дерево — это…»                                                                                                   Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево для жизни разных животных, людей и т.п.                                                                       «Для птицы дерево — это…» (столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т.п.).                                                                                                                                        «Для жука наш дуб — это…» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу).                                                                                                                                   «Для художника дерево — это…» (объект для картины, источник вдохновения).                                     «Для усталого путника раскидистое дерево — это…» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть…).                                                                             «Дерево для мебельщика — это…» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов).                                                                                                                                                       «Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой, укрытие).                                                           «Дерево для горожанина — это.» чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.п.)

Работа с картинками.                                                                                                                     Воспитатель обращает внимание детей на картинки деревьев.                                                                    - Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Чем отличаются эти деревья друг от друга? (форма листьев, по стволу)                                                                                                              - Какое из этих деревьев можно увидеть на нашем участке? (береза)                                             - А где еще растет береза? (В лесу, у дороги, в поле. Даже в тундре, где очень холодно растут тоже березы. Невысокие деревья – карликовые берёзы.)                                                                                       - Но важно, что береза растет только в одной стране. Как называется эта страна? (Россия)                  -  Посмотрите на берёзу из чего она состоит? (ствол, корни, крона и т. д.)                                       - Что защищает ствол берёзы от вредных воздействий? (кора)                                                           - Почему береза имеет белую кору?

Рассказ воспитателя. В коре березы есть особое вещество - бетулин.  Бетулин окрашивает кору в белый цвет. У нее единственной в мире белая кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показывает бересту.) Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре — бересте, есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит.  В древности люди писали на коре она заменяла бумагу. Плели лапти. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, шкатулки.

Физкультминутка «Мы березку посадили»

Мы березку посадили, (имитация посадки и полива дерева)

Мы водой ее полили.

И березка подросла,   (дети-березки: присели, встали, выпрямились, руки вверх)

К небу ветки подняла.

А потом их наклонила  (наклониться вперед, покачать руками)

И ребят благодарила.

Эксперементальная деятельность.

Воспитатель. Мы сказали, что кора- это защитный слой дерева, и она не пропускает воду, а хотите ли вы сами в этом убедиться? Приглашаю вас в лабораторию…

Что вы видите перед собой? (кора деревьев в ёмкости с водой, кора разных деревьев).

Ребята должны найти кору берёзы.                                                                                                          Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим. Что произошло с корой берёзы?               Результат. Берёзовая кора на поверхности воды, она не пропускает воду, не впитывает её, поэтому не гниёт, и изделия из неё очень прочные и долговечные. А кора других деревьев стала мокрой и хрупкой. Ребята, мы справились с опытом.

Обсуждение на тему «Чем березка хороша?» (ответы детей)

 Просмотр презентации.

1слайд. С давних времен люди с большой любовью относились к березе. На летний праздник Троицы дома украшали веточками березы, девушки плели венки их них и бросали в речку, гадая, с какой стороны жениха ждать.

2слайд. На тонкой коре березы – бересте – писали первые письма.

3слайд. Из бересты плели туески и короба, в которые собирали грибы да ягоды. Вспомните сказку «Маша и медведь». В чем Маша спряталась с пирожками?

4слайд. А березовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.

5слайд. Жарко натопит хозяин баньку, берет с собой веник березовый в парилку. Напарится, нажарится, веником себя нахлещет. От такой бани и старик добрым молодцем станет. Никакие хвори да болезни не пристанут ни к взрослым, ни к ребятне.                                                                                            

6слайд. В березовой роще даже в хмурый день светло от белоствольных красавиц. А в жару под густою кроною тенек да прохлада.

7слайд. Весною березка угощает всех соком березовым, пользой земли насыщенным.

8слайд. А под стволами берез по осени грибники собирали много подберезовиков.

Да и старое, упавшее дерево гостинец грибнику готовило: опята на себе растило. Всю зиму люди грибы ели, да нахваливали. Вот какая березка наша.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» 

 Ход игры. Ребята делятся  на две команды. Участники первой команды будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.

Дидактическая игра «Так или не так?»

Ход игры. У детей зеленые и желтые карточки. Сначала выслушивают высказывания воспитателя, если согласны с высказыванием, поднимают зеленую карточку, если нет - жёлтую. 

1. Береза – символ России.

2. У березы лекарственные почки.

3. Зимой береза спит.

4. Береза – полезное дерево.

5. Береза – это трава.

6. Березовый сок полезен.

7. Береза - колючее дерево.

8. У березы две коры.

9. Под березой растет подосиновик.

Заключительная часть.

Чтение стихотворения Татьяны Шорыгиной «Моя береза».

                                                  Каждый день я вижу

                                                  Березу из окна –

                                                  И нет подруги ближе,

                                                  Милей мне, чем она!

                                                  Зеленой, легкой дымкой

                                                  Окуталась весной,

                                                  И ветер-невидимка

                                                  Колышет лист резной.

                                                  А летним днем струится

                                                  Она живым шатром,

                                                  В листве щебечут птицы,

                                                  Порхая за окном.

                                                  Лишь осень золотая

                                                  Лист опалит огнем,

                                                  Березка облетает,

                                                  Тоскует под дождем.

                                                  Укрытая снегами,

                                                  Стоит она зимой

                                                  В расшитой жемчугами

                                                  Накидке кружевной.  

Своим стихотворением Т. Шорыгина  говорит, что ее береза одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком платье летом, и в цветном сарафане осени, и в пышном кружевном уборе зимы. Автор любит березу. Называет березу подругой.

Рефлексия. Молодцы ребята. А вам понравилось занятие? Что  нового  и  интересного  вы  узнали  сегодня  на занятии? Что  вас заинтересовало  больше  всего? Поделитесь  своими  знаниями  о  берёзе  с друзьями,  родителями. Спасибо.    

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...