методическая разработка Лесное путешествие
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Лесное путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnoe_puteshestvie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Программное содержание:

1. Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.

2. Учить детей связно рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей.

3. Продолжать развивать память,  внимание, воображение, логическое мышление.

4. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,

умозаключения.

5. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

Оборудование:

Картонные макеты деревьев (берёза, клён, дуб).

Листья клёна, берёзы, дуба (по два каждому ребёнку).

Демонстрационный материал:

Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».

Демонстрационные картинки «Лесные животные» (лось, белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц).

Словарная работа:

Золотая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, заботливая, кладовая, орешник, рыжуля, бодрствуют.

Предварительная работа:

Беседа об осени, диких животных, перелётных и зимующих птицах.

Наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами.

Рассматривание иллюстраций с пейзажами осени, диких животных, зимующих и перелётных птиц.

Отгадывание загадок об осени, животных.

Заучивание пословиц, примет осени.

Заучивание стихотворений, песен об осени, птицах.

Д/упражнение «Перелетные и зимующие птицы».

Д/упражнение «Как звери готовятся к зиме».

Прослушивание музыкальных произведений об осени.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен

Скажите, кто я?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в осень. Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая?

Дети: Нет, осень разная.

Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя, средняя - «золотая», поздняя.

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какой период осени изображен на каждой картине?

Дети: (показывают и называют).

Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе ранней осенью?

Дети: Погода теплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идет теплый  дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают фрукты, овощи.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?

Дети: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки,  насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осенью?

Дети: Листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Молодцы! Вы точно рассказали об изменениях в природе осенью.  Осень прекрасное время года!

Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?

Дети: Мало солнца, стало холодно.

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.

Воспитатель: Правильно, ребята. Возьмите в руки осенние листья. Представьте себе, что вы листья деревьев, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физкультминутка «Листопад» (под музыкальное сопровождение).

Мы листики осенние,

На веточках сидим,

Дунул ветер, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял-

Завертел нас, закружил

И на землю опустил.

Воспитатель: Ах, какой красивый букет из осенних листьев! Вы, наверное, обратили внимание, что у вас листья с разных деревьев. А давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?».

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

(В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба. Дети прикрепляют листья к определённому макету дерева: листья березы – на березу, листья клена – на клен, листья дуба – на дуб. Затем дети называют эти деревья).

Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе, так и хочется вспомнить стихи об этом времени года.

Прочитать  стихотворение «Осень» Т.Белозёрова:

Стоят леса                                        Уже позванивают

Полупустые                                      Льдинки,

Грустя по птичьим                          Уже прохладна

Голосам.                                           Синева,                                      

Слова роняя                                      Уже висят

Золотые,                                            На паутинке

Проходит осень                                Её последние

По лесам.                                           Слова.

Воспитатель:  Дети, вам нравится осень? А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Дидактическое упражнение «Осенние слова»:

Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая,  таинственная, скучная, грустная.

Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать. А теперь давайте вспомним пословицы и приметы осени.

(Дети называют приметы и пословицы.)

Пословицы:

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы:

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Много желудя на дубе - к лютой зиме.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы много назвали пословиц и примет осени. Мне понравились ваши ответы.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о том, что происходит с птицами осенью.

Стихотворение «Наступила осень…» А.Ерикеева:

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья,

Улетели птицы

В дальние края.

Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а  с приходом холодов исчезают насекомые, под снегом незаметны плоды и зерна.  Птицам становится голодно и холодно.

Воспитатель: А как называют этих птиц?

Дети: Перелётными.

Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи,  лебеди, утки.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.  

Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?

Дети: У этих птиц оперенье гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и  не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц, хлебными крошками, зернами, семенами.

Воспитатель: Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. У вас отличные знания о птицах.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки (на правильные ответы вывешивать картинки). Слушайте внимательно.

Загадки о лесных животных:

Хожу в густой я шубке

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу…(белка)

Воспитатель: Ребята, расскажите,  как белка готовится к зиме?

Дети: Белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может  спокойно зимовать. Цвет шкурки поменяла, он стал таким же, как ствол дерева.

Воспитатель: А сейчас послушайте следующую загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна…(медведь)

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о том, как  медведь  готовится к зиме?

Дети:  Медведи осенью много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце, не начнут цвести растения.

Воспитатель:  Правильно, молодцы!

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко…(лось)

Воспитатель: А как лось готовится к зиме?

Дети:  Лоси сбрасывают рога, потому что к осени они становятся большими и тяжелыми. С такими рогами тяжело передвигаться по снегу и уходить от погони.

Воспитатель: Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной –

Иголок очень много,

А нитки ни одной…(ёж)

Ребята, скажите,  а  как готовятся к зиме ежи?

Дети:  Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком,  они спят зимой.  Но иногда ежи просыпаются, поэтому  осенью  они готовят запасы на зиму -  мелких грызунов, змей.

Воспитатель: В сказках пишут не напрасно:

«Серый, страшный и зубастый».

Ищет, кем бы поживиться.

Прячьтесь, звери! Тише, птицы!...(волк)

Для  рыжули длиннохвостой

Дел в лесу невпроворот:

То охотится за зайцем,

То мышонка стережёт…(лиса)

Что за зверь такой лесной?

Воспитатель: Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы?

Дети: Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.

Воспитатель: Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы?...(заяц)

А  как же зайцы готовятся к зиме?

Дети:  Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме. Вы очень наблюдательны и внимательны.

ИТОГ: 

Воспитатель: Ребята, интересное сегодня было занятие? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных. Молодцы, вы постарались! Наше путешествие по осени подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-путешествия "Красный, желтый, зеленый" для детей старшего дошкольного возраста.

Игра-путешествие «Красный, желтый, зеленый» проводится для детей старшего дошкольного возраста с целью развития навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице....

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Методическая разработка занятия "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект является частью методической разработки, включающий в себя:Конспект логопедического занятия.Презентацию к логопедическому занятию....

Методическая разработка "Лесные этажи"

Методическая разработка "Лесные этажи"...

Методическая разработка "Лесные Истории"

Цели и задачи совместной образовательной деятельности: Освоение пространственного расположения предметов.Развитие сенсорных способностей.Развитие умения сравнивать предметы по длине.Развитие памяти, в...

Методическая разработка Лесные ягоды

Методическая разработка Лесные ягоды для средней группы...

Методическая разработка "Лесная викторина"

Увлекательное путешесвие детей в гости с животным леса, которые подготовили для деток много интересных заданий....