Конспект ООД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Екатерина Михайловна Свистунова
Ознакомление с окружающим миром. Путешествие в прошлое утюга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utyug.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Конспект  

                               совместной  организованной  образовательной деятельности

                                    в старшей  группе  по  ФЦКМ (предметный мир)

                                           «Путешествие в прошлое предметов»

Цель:         Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов, происхождение которых имеют историческое значение и побуждение к совместной  деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.

Программные задачи:

Создать условия для закрепления знаний  детей о достижении человечества и их историческое прошлое– утюг.

Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников утюга.

Развивать внимание, воображение логическое мышление, память через дидактические игры, развивать мыслительную и речевую деятельность.

Формировать безопасное поведение в быту и социуме, умение  устанавливать причинно-следственные связи, разгадывать загадки, делать выводы.

Воспитывать  самостоятельность, активность, познавательный   интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.

Воспитывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

Методы и приемы: игровые, познавательные, беседа, постановка цели, вопросы, указания, дополнения,  поощрения.

Предварительная работа         

Подборка материала с изображениями прошлого предметов- утюга, беседы на тему «Чем был предмет раньше»,  «Как нужно вести себя в общественных местах».  Заучивание  стихов о утюге, Дид/игры «Хорошо – плохо», загадывание загадок о предметах домашнего обихода.

Материал: компьютер, презентация «Время и вещи. Утюг», предметы из музея: различные утюги, посылочная коробка, папка «История утюга»

Ход

Мотивация

Воспитатель: Ребята, в нашу группу прислали посылку. Попробуете отгадать, что в ней лежит?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы легче было отгадывать послушайте загадку.

В полотняной стране,

По реке простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.  (Утюг)

Воспитатель: Посмотрим, что лежит в посылке,  угадали вы или нет?

В посылке лежит утюг старинного образца

Воспитатель: Правильно это утюг. Но не обычный. А что в нем необычного?

Почему вы так думаете? Как вы думаете, где в наше время можно встретить старинные вещи и узнать о них?

Подвести детей к ответу (в музее)

Воспитатель: А вы знаете  как  нужно  себя  вести в музее?

Ответы детей (нельзя  разговаривать,  толкаться, если  нужно, что то спроси  нужно поднять  руку,   в музее руками ничего трогать нельзя.)

Воспитатель: Ребята,  хотите отправиться в путешествие в музей? А можно ли попасть в музей, не выходя из детского сада?

Ответы детей

Воспитатель:  Мы сейчас переместимся в музей с помощью нашего экрана. Повторяйте за мной.

«Три раза вокруг себя обернись и в музее окажись!»

Слайд 1-2

Воспитатель: Добро пожаловать в музей

Давайте сядем поудобнее и приготовимся слушать, что же интересного можно узнать об утюге.

Слайд 3

«Когда то давным-давно, когда не было ваших родителей и даже ваших дедушек и бабушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху плоским камнем и оставляли на некоторое время».

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли разглаживалась одежда под тяжелым камнем? А удобно это было?

Ответы детей (нужно было найти большой камень, одежда плохо разглаживалась, мог начаться  дождик)

Слайд 4

Воспитатель: «Прошло немного времени и люди стали пользоваться скалкой, на которую наматывали мятое белье (показ рубеля). Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед-назад по намотанной  на скалку вещи. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. Такое гладильное приспособление называлось «рубель». Мастера – резчики украшали рубели причудливыми узорами». (Предложить детям попробовать погладить белье рубелем).

Воспитатель: Хорошо ли разглаживалось белье таким способом? (нет)

- Ребята, я с вами согласна. Таким гладильным орудием нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки.  Скажите ребята рубелем лучше было гладить,  чем камнем?

Ответы детей

Слайд 5

Воспитатель:  Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой- нибудь тяжелый и  к тому же горячий предмет. Так  появились  литые утюги  - они были  тяжелые, подошву утюга  нужно было разогревать. Удобные были такие утюги? Почему?

Слайд 6-8

Воспитатель: Потом  придумали угольный утюг. Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Угольные утюги  тоже были тяжелые и еще им необходимо было непрерывно размахивать.

Воспитатель: Как вы думаете, удобно было пользоваться угольным утюгом? (нет)

Почему? (нужны были постоянно горячие угли, углями можно было обжечься, угли могли упасть на одежду)

Воспитатель: Изготавливали такие утюги вручную, при литье их украшали орнаментом, и стоили они очень дорого. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. Наличие утюга в доме считалось признаком достатка и благополучия. Иногда утюг выставляли на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения, и он с гордостью демонстрировался гостям.

Глажка угольным утюгом превращалась в физическое упражнение. Я предлагаю вам поиграть в игру

Игра- эстафета «Кто быстрее наполнит утюг углем»

Дети делятся на две команды. Их задача на лопатке перенести «угли» в угольный  утюг. Чья команда быстрее справится с заданием, та и выигрывает.

Слайд 9

Воспитатель: Но время стремительно летело вперед. Человек стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые помогали ему.  В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединённая другим концом к газовому баллону, а на крышке утюга располагался насос. С помощью насоса газ загонялся в нутро утюга, где, сгорая, нагревал гладильную подошву.

Слайд 10

Спиртовой утюг. Устроен он был по принципу керосиновой ламы: поверхность утюга нагревалась спиртом, который наливался внутрь и поджигался. Достоинство такого утюга было в том, что разогревался он быстро, весил не очень много, его можно было использовать как дорожный вариант. Вот только стоил такой утюг слишком дорого.

Слайд 11

Существовал и водяной утюг. По сути, чайник-утюг. К его платформе сверху приваривается чайник: одновременно можно и воду греть, и белье гладить, чтобы не тратить почем зря драгоценное тепло.

Слайд 12-13

Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Это были простейшие электрические утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно контролировать температуру нагревания. А сейчас современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Такие утюги называют паровые».

Воспитатель:  Вот такие этапы  прошел утюг, прежде чем стал удобным, легким, практичным.

Леонелла знает про утюг красивое  стихотворение, давайте ее послушаем.

Не  игра

                     Шагалиева Галина

Маша с куклою  играла,

Платье новое помяла.

Взять хочу утюг у мамы,

Но она мне отказала.

Брать утюг тебе нельзя -

Он не детская игра.

Может он детей обжечь,

И горяч он, словно печь.

А чтоб не было огня,

Только как поглажу я,

Отключу его всегда.

Крошка, все ты поняла?

С мамой спорить я не стала,

Детский утюжок достала.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы как надо пользоваться утюгом? Какие правила безопасности необходимо соблюдать?

1 не оставлять  утюг включенным.

2 ставить на  специальную подставку.

3 не пользоваться  утюгом  без взрослых.

4 не наливать воду во включенный утюг.

5 нельзя оставлять утюг  на  вещах.

Воспитатель:  Давайте поиграем в игру «Чем был раньше? » (игра с мячом)

Дети становятся в круг, передают друг другу мяч, я называю любой предмет, например,

Книга – деревом           лужа- дождем

Велосипед – железом;   мука - пшеницей

Стол – деревом;             дрова- деревом

Хлеб – мукой;                 платье - тканью

Дуб – желудем;                кирпич –песком

Корова – теленком;           сосулька- водой

Бабочка – гусеницей;

Дом – кирпичами;

Очки – стеклом;

Снег– водой  

В посылке еще, что то есть, посмотрим? Это альбом для рассматривания о истории утюга. Положим его в книжный уголок и будем рассматривать.                                                                                                  

Рефлексия:

Воспитатель: Вот и закончилось  наше путешествие в прошлое предметов.

Понравилось путешествие? Что больше всего понравилось?

Расскажите  своим родителям,  что вам больше всего понравилось на занятии

Воспитатель: Девочки нам постирали кукольное белье. Берите гладильные доски и утюги надо погладить и постелить белье куклам. А мальчики помогут мне убрать материал после занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....