Главные вкладки

    Не место красит человека, а человек-место
    методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

    Емтыль Зарима Зулимовна

    Досуг с ииспользованием национального компонента в старших-подготовительных группах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dosug_emtyl.docx32.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Калинка»

    МО Тахтамукайский район

    Досуг

    в старшей группе с национальным компонентом

    «Не место красит человека, а человек место»

                                                                          воспитатель Емтыль Зарима Зулимовна

                                                            п.Энем,2019год

                Досуг в старшей группе с национальным компонентом

    «Не место красит человека, а человек место»

    Программное содержание:

    1. Закрепить знания детей о профессиях людей.
    2. Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий. Сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде. Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно;
    3. Пополнить словарь детей. Закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий, орудий труда, глаголов – действий (на адыгском и русском языках);
    4. Развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями;
    5. Развивать ловкость, быстроту реакции, память, внимание, сообразительность.

    Оборудование:

    ИТК, круглый адыгский столик (Iанэ), картинки с изображением людей разных профессий, орудий труда; шприц, книга, указка, кисточка, половник, набор игл, жезл, кирпичики, 2 мольберта, 2 ватмана, карандаши, вырезанные изображения людей разных профессий, 4 бинта, 2 сумочки медсестер, шапочки или косынки медсестер, в закрытых, непрозрачных контейнерах (лимон, кинза, соленый огурец, апельсин, кофе, рыба, чай, булка, лук, чеснок), 2 плана – схемы домов, кубики (строительный материал), косынки.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    Дети заходят в украшенный зал. На стенах плакаты и картины о профессиях, стоит круглый адыгский стол с разными предметами. На экране кадры из сериала «В мире профессий», звучит музыка.

    Воспитатель: - Здравствуйте! ШъуимафэшIу!

    Ребята, как вы думаете, почему я поздоровалась на двух языках? (ответы детей). Правильно, мы живем в многонациональной стране и наша республика не исключение. Как называется наша страна? (ответы детей). А кто напомнит мне, как называется наша малая Родина? (Адыгея). Молодцы! Ребята, кто из вас знает адыгские обычаи? (сажают дерево при рождении ребенка, почитают старших, встают при появлении старшего, первое укладывание ребенка в колыбель (кушъэхапх),первый шаг( лъэтегъэуцу) и т.д.)

    - Какие вы все умницы и молодцы!!  Назвали много обычаев. Сегодня предлагаю подробнее остановиться на одном из них. Это обряд первого шага- лъэтегъэуцу. Когда ребенок делал первые шаги -  проводили этот обряд. Малыша наряжали в яркую, нарядную одежду (от сглаза), ставили его на плоский камень или железную пластину. Нана, ставя малыша на камень, приговаривала «Пусть твердо, как камень, стоит на ногах» (Мыжъо пытэм  фэдэу плъакъо  утетынэу есэIуалIэ, сицIыкIу).Затем брали ножницы и имитировали перерезание невидимых пут, которые до сих пор связывали ноги малыша и вели по дорожке. Праздник « Первого шага» -  не простое развлечение. Главным  в нем является символический выбор будущей профессии.

    -Ребята, подойдите и посмотрите какой столик у нас стоит. Кто помнит, как он называется? (Iанэ). Да, вы правы. А на нем лежат разные предметы. Малыша подводили к такому столику и по предмету, который он возьмет первым, определяли его будущую профессию, желали ему обрести нужные навыки для этого. Мы  уже не сможем провести этот обряд, так как вы у меня уже большие и давно сделали свой первый шаг. Но наша Iанэ поможет нам сегодня выбрать себе профессии и проверить себя, что мы о них знаем, что умеем и чему еще надо научиться.

    -Мы сейчас разделимся на две команды и начнем наше состязание. В начале нашего пути хочу сообщить, что за ответы на адыгском языке команда будет получать дополнительный балл. (на столе лежат шприц, книга, кисточки, половник, жезл, кубики). 

    Проводится состязание — конкурс (представители команд по очереди выбирают предметы).

    Воспитатель: Первый предмет-ШПРИЦ.

    Ребята, чей рабочий инструмент шприц? (ответы детей). Правильно, врача. Как на адыгском языке звучит слово — врач? (Iазэ) Какими еще инструментами пользуются врачи? (ответы детей). Молодцы!

                    Врач.

     Если щеки запылают

    Вдруг сильнее кумача,

    Если кашель- вызывают

    Всем немедленно врача.

    Выпишет он нам пилюли,

    Травок этих, травок тех,

    Чтоб на завтра мы проснулись

    Сразу здоровее всех.

    Ну а если будет нужно-

    Тут же сделает укол,

    Чтоб скорей  с командой дружно

    Вновь играли мы в футбол.

    К врачам мы разным ходим-

    Это что, смотря болит:

    «Свинку» терапевт находит,

    Стоматолог зуб  сверлит.

    В час любой и дня и ночи

    Он поможет нам, друзья,

    И из всех профессий прочих

    Выбираю эту я!

       -А среди вас есть те, кто хочет стать доктором или медсестрой, работать на скорой помощи или в службе спасения? А мы сейчас проверим, готовы ли вы к такой работе.

    Игра «На приеме у врача»

    Играют 2 мальчика и 2 девочки от каждой команды.

    Ход игры: Мальчики- «больные», пришедшие на прием. Одному нужно перебинтовать руку, другому голову. Первая девочка бежит к столу, где лежат бинт, йод, сумочка для медсестры, шапочка и халат. Одевается, кладет все нужное в сумку, бежит обратно, бинтует «больного». После выполнения работы бежит обратно, раздевается и передает ход следующему игроку. Побеждает команда, выполнившая все аккуратно и быстро, не нарушив правила.

    Воспитатель: Молодцы! Можно не бояться, при необходимости нам смогут оказать помощь. А сейчас мы переходим к следующему состязанию.

    Книга и указка

     В городах больших и селах

    По утрам звенит звонок,

    И спешат ребята в школу-

    Начинается урок.

    На учителя пытливо

    Смотрит столько разных глаз!

    Отвечает терпеливо

    Он на сто вопросов в час!

    « Почему заходит солнце?»

    « Где ночует бегемот?»

    «Слон, когда–нибудь смеется?»

    «Дождик от чего идет?»

    Если трудно он поможет,

    Непонятно- объяснит.

    Драчунов вихрастых тоже

    Очень быстро примирит.

    Нет, учитель-не волшебник,

    Просто должен много знать.

    Не ленитесь же учебник

    Тоже чаще открывать.

    Воспитатель: Ребята, чьи рабочие инструменты мы выбрали? Правильно, учителя. Произнесите теперь на адыгском языке. (КIэлэегъаджэ) Молодцы! А какими качествами должен обладать учитель? (ответы детей) Что должен уметь делать учитель? (ответы детей).

    -Ребята, учителя очень любят задавать домашнее задание. Вот и для вас прислали задание, которое нужно выполнить. Выйдите пожалуйста по 4 представителя от каждой команды.

    Игра «Кто здесь был и что забыл?»

    Ход игры: на столе картинки с костюмами и рабочими инструментами людей разных профессий. Нужно подходить по очереди, брать картинку, назвать профессию, чем занимается человек этой профессии и какими инструментами пользуется. ЗА ОТВЕТ НА АДЫГСКОМ ЯЗЫКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БАЛЛ.  

    Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились с этим заданием, тогда продолжаем наше соревнование.

    Кисточки.

             Словно волшебнику радужной сказки

    Бог дал Художнику кисти и краски,

    Чудо палитру, мольберт и холстину,

    Чтоб сотворил он такую картину,

    Где будут горы, восход и закаты,

    Синее море и злые пираты,

    Желтый песок, белоснежные льдины,

    Все, что в душе - то на этой картине.

    Молча, Художник, стоит у мольберта,

    Кисти мелькают, как птицы под ветром,

    Лучик от солнца и брызги прибоя,

    Горсть янтаря, что прибило волною,

    Гроздья рябины, как капельки крови,

    Зелень травы, хмурость тучи над морем.

    Нежность любимой, улыбку ребенка-

    Все написал своей кисточкой тонкой.

    В это творенье вложил он всю душу,

    Сердце свое беспокойное слушал.

    Глянул Всевышний, слегка удивился

    На полотне целый мир уместился!

    Воспитатель: Кисточки — чей рабочий инструмент? (ответы детей) Правильно, художника. А чем еще пользуется художник в своей работе? (отеты детей). Ребята, вы любите рисовать? Сейчас мы узнаем, кто из вас может стать великим художником.

    Игра « Назови цвет»

    Ход игры: на мольберте прикреплены раскраски. Каждый из игроков может раскрасить элемент рисунка, но с условием, что он назовет цвет, которым будет пользоваться, на адыгском языке. Выигрывает команда, которая правильно назвав цвета первая раскрасит свой рисунок.

    (белый-фыжъы, синий-шхъуант1э, зеленый- уцышъо, красный- плъыжьы, желтый- гъожьы и т. д.)

    Молодцы, ребята! Рисунки у вас получились яркие и красочные. И цвета все назвали правильно. А мы с вами продолжаем наше путешествие в мире профессий.

    Половник.

    Белый фартук и колпак,

    Сам зари румяней,

    Догадаться нам пустяк,

    Кто тут перед нами.

    Целый день он у плиты

    И зимой, и летом,

    Чтобы сыт был я и ты,

    Жарит нам котлеты.

    На плите кипит компот

              И бульон прозрачный,

    Накормить скорей народ-

    Вот его задача.

    Сыт шофер и сыт солдат-

    Значит, все в порядке,

    Сыт в ракете космонавт,

    В детсаду- ребятки…

    Не поверят, может мне?

    Усмехнется кто-то?

    Нет нужнее на земле

    Повара работы!

    Воспитатель: Ребята, а что умеет делать повар? (жарить, варить, резать, тушить, пассеровать, шинковать и т.д.)

    А какие рабочие инструменты повара вы можете назвать на адыгском языке? (нож-шъэжъые, ложка- джэмышх, тарелка- лагъэ, вилка- цацэ, половник- къашыкъ, котел- щыуан, сковородка-жъапхъ ит.д.)

    Ребята, вы знаете, что настоящие повара по запаху блюда могут определить готово ли оно. Вот и мы свами попробуем стать сейчас настоящими поварами.

    Игра « Угадай по запаху»

    Ход игры представители команд по запаху должны угадать продукты и назвать их. Если называют на адыгском языке, то получают дополнительный балл. (лук, чеснок, банан, апельсин, огурец, кинза, рыба, перец ит. д).

    -Какие вы молодцы! Голодными наши поварята нас точно не оставят. А мы отправляемся дальше.

    Кубики.

    Если кто еще не знает,

    Я открою вам секрет6

    В нашем доме проживает

     Удивительный сосед.

    Не похож он на героя,

    Ростом мал и слишком худ,

    Но дома такие строит,

     Что до неба достают.

    За кирпичиком кирпичик-

    Вот и вырос новый дом.

    Целых сто квартир отличных

    Разместилось сразу в нем.

    Очень рады новоселы,

    Все спасибо говорят,

    А еще за почту, школу,

    Магазин и детский сад.

    Не похож он на героя

    И не пишут книг о нем,

    Но зато он город строит,

    Тот, в котором мы живем!

    -Ребята, почему профессия строителя так нужна? (ответы детей). А мы сейчас посмотрим, какая строительная бригада лучше работает.

    Игра: «Мы строим дом»

    Ход игры: каждая команда получает план-схему постройки дома. По нему они выбирают нужные детали и строят дом. Побеждает команда, которая лучше работает со схемой.

     -Какие вы все умнички! Можно только порадоваться, что у нас есть будущие строители, которые будут украшать своими домами наш поселок Энем! А мы свами двигаемся вперед в мире профессий.

    Жезл.

    Такая служба есть у нас в стране,

    И тот, кто в ней в судьбе людей участник!

    Ее работа- не остаться в стороне,

    А день. Ей посвященный-общий праздник.

    И день, и ночь полиция не спит,

    Ведь сутки напролет бушуют страсти.

    Порядок в обществе ей нужно сохранить,

    И в ней гарантия единства нашей власти!

    Ее сотрудники рискуют как никто.

    Но их работа- охранять правопорядок!

    Мы многое не видим, нам легко,

    За это им сказать «спасибо» надо!

    -Ребята, как вы думаете, какими качествами характера должен обладать полицейский? (ответы детей). Работа полицейского очень опасна и трудна. И очень много зависит в этой работе от слаженности коллектива, доверия друг другу. Мы сейчас посмотрим, сможете ли вы работать в команде.

    Игра: «Джигиты»

    Ход игры: (кол-во игроков должно делится на 3). Двое участников берутся за руки, третий кладет левую ногу им на руки, обхватывают друг друга за пояс. Нужно втроем, синхронно шагать, дойти до ориентира, обогнуть его и вернувшись передать эстафету следующим участникам.

    -Подводим итоги состязания джигитов. Я вас хвалю за то, что вы не сдались и дошли до конца.

     А наше сегодняшнее путешествие в мир профессий завершается.  Что же такое профессия? Это труд, которому человек посвящает свою жизнь. И выбрать профессию нужно так, чтобы она приносила удовольствие, нравилась. И самое главное, какую бы профессию не подсказала нам  волшебное 1анэ – всегда помните, что нужно оставаться человеком. И тогда вы точно украсите собой любое рабочее место!

    Я думаю, вы подрастете,

    И дело по душе найдете.

    Сегодня много мы узнали,

    Как вы все точно рассказали.

    Все профессии нужны

    Все профессии важны.

    Сколько их не сосчитать,

    Обо всех не рассказать.

    Только важно, очень важно

    Человеком в жизни стать!

     Успехов вам, ребята!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект тематического дня «ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЕТЕ, А ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ» ИЛИ. «НЕ ОДЕЖДА КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ДОБРЫЕ ДЕЛА».

    Детям нужны не поучения, а примеры.Жозеф ЖуберФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: 1. Вы говорите: «Это слишком дорого». Они слышат: «Счастье без денег невозможно». Лучше ск...

    Не место красит человека, а ЧЕЛОВЕК место

    В  нашем детском саду сосдана изостудия "Цветные ладошки"    Маленькое помещение , но сколько творческого потенциала приносят детям встречи в этом уютном уголке .Дети с р...

    Конспект игрового сеанса "Злость не красит человека"

    Игровой интегрированный сеанс, разработанный совметсно с педагогом-психологом на основе  программы "Воспитательный диалог"  М.В.Телегина...

    Интегрированное занятие в старшей группе «Добрые дела красят человека»

    Интегрированное занятие в старшей группе «Добрые дела красят человека»...

    Чем красив человек (план занятий на 1 день)

    В течение дня у  детей при помощи создания различных ситуаций и их обсуждения, чтения художественной литературы, игр формируют представление  о нравственной красоте человека....

    Добрые дела красят человека.

    Цель: Развитие  фонематического  слуха....

    Сочинение на тему «Не одежда красит человека, а добрые дела» Воспитатель Мишина Татьяна Александровна детский сад «Теремок» р.п. Языково

    Сочинение на тему «Не одежда красит человека, а добрые дела»  Воспитатель Мишина Татьяна Александровна детский сад «Теремок»        р.п. Языково.Выбрала я эту т...