Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в поэтическую гостиную «Осень Югры"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Литвиненко Юлия Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с особенностью природы родного края  в подготовительной к школе группе «Путешествие в поэтическую гостиную «Осень Югры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ознакомление с родным краем25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в поэтическую гостиную «Осень Югры»

Ц е л и: познакомить детей с особенностями осеннего периода в природе родного края. 

Задачи:

Обучающие:

- обобщить и систематизировать представления об осени ( характерные особенности, осенние месяцы, осенние звуки природы).

- закреплять представления о деревьях родного края Югра, познакомить с понятием «тайга».

- учить различать шишку ели и сосны,

-обращать внимание детей на выразительные средства поэтов (образные слова, эпитеты, сравнения)

Развивающие:

1.Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, находить сходства и отличия;

2.Развивать умение передавать свое отношение к природе через продуктивную деятельность.

3.. Развивать познавательный интерес; интерес к поэзии, к худ.слову.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание играть и заниматься сообща, работать в командах;

2. Воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность.

Словарная работа:

Активизация: Югра, хвойные, названия деревьев.

Обогащение: тайга

Предварительная работа:

  1. Систематическая работа с календарем природы, наблюдения за сезонными изменениями, погодными явлениями.
  2. Дидактические игры по теме «Деревья», «Лесные животные», «Времена года».
  3. Беседы по теме «Мой край – Югра».

Методы и приемы:

Наглядные:

  1. Рассматривание иллюстраций об осени;

Словесные:

  1. Художественное слово;
  2. Объяснение;
  3. Словесные указания;
  4. Рефлексия собственной деятельности.

Игровые:

  1.     Дидактическая игра «Деревья севера»;

 Методы повышения познавательной активности:

  1. Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

  1. Проблемная ситуация («Как помочь Даше-путешественнице?»)

Материалы и оборудование:

магнитофон, карточки к игре «Деревья севера», сосновые шишки,.

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Собирайся, детвора,

Путешествовать пора!

II. Основная часть занятия.

1. В в о д н а я ч а с т ь.

В о с п и т а т е л ь. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправляемся в поэтическую гостиную.

– Что такое гостиная(Место, где принимают гостей, с ними ведут беседы. Поют чаем.)

– Всем ли будет интересно в поэтической гостиной? (Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята).Кажется, что в нашей группе все ребята именно такие, и значит – в дорогу!

2. Осенний воздух.

В о с п и т а т е л ь. Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете. Каждое время года украшает ее своими красками, наполняет особенными звуками и запахами. Узнавать природу и любоваться ею – очень сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только – природы Осени.

– Какие осенние месяцы вы знаете?

Послушайте стихотворение, посвященное осенним месяцам, и догадайтесь, о каком из них идет речь в каждом четверостишии.

Сентябрь

Пусто в домике стрижа –

Улетел, бедовый,

И, как зонтик у ежа,

Желтый лист кленовый.

В. Степанов

Октябрь

Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил бурундучок

О прошедшем лете.

В.Степано

Ноябрь

В инее ложбина,

В огоньках рябина.

Дятел клювом бьет –

Зиму в гости ждет.

В. Степанов

– Молодцы, с заданием справились и назвали все осенние месяцы. А теперь давайте помолчим и прислушаемся к Осени.

– Какие звуки вы слышите? Чем наполнен осенний воздух?

         Включается аудиозапись звуков осени (дети называют звуки, характерные для осенней природы: шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя.)

          Если это задание вызывает трудности, детям зачитываются отрывки стихотворений об осени, прослушав которые, ребята называют изображенные звуки.

1) Золотая и немая,

Затаилась тишина.

Песням спрятанным внимая,

Я иду, как в чарах сна.

Листья тихо улетают

С засыхающих ветвей

И на землю оседают,

Красотой пленя своей.

Н. Минский

Дети должны услышать: тишину, шелест листьев в воздухе.

2) Листопад

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голый будет сад.

Дети должны услышать: шорох, шуршание листьев под ногами.

В о с п и т а т е л ь. Молодцы, ребята. Все осенние звуки услышали.

2.Осенняя земля.

Показ иллюстраций из книги о временах года.

– Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (Дети высказываются по заданной теме.)

-А это что за букет из веточек стоит в нашей гостиной?

-Это с деревьев нашего края.

-А вы все знаете деревья нашего края Югры?

-Тогда поиграем в игру «Деревья севера», нам нужно разделиться на 2 команды.  

Дети самостоятельно делятся на 2 команды.

- Первая команда выкладывает на мольберт деревья, которые растут в Югре, а вторая – те деревья, которые в нашем краю не встречаются (им здесь слишком холодно).

Дети выкладывают картинки

В: Первая команда, назовите, что вы выбрали?

Д: Сосна, кедр, пихта, ель, лиственница, береза.

В: Вторая команда, что выбрали вы?

Д: дуб, клен, тополь, ива, ясень, липа

В: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Проверьте друг друга – ничего не перепутали?

В: Сосна, ель, пихта, кедр, лиственница – как вы думаете, что объединяет эти деревья?

Д: Их объединяет то, что у них есть иголки.

В: Значит, какие это деревья?

Д: Это хвойные деревья

В: А чем отличается лиственница от всех остальных хвойных деревьев? Почему ее назвали лиственницей?

Д: Потому что она сбрасывает осенью свои иголки.

В: Молодцы! Хвойный лес называется «тайга». Повторите. Вокруг нашего города – тайга.

– Посмотрите и ответьте, какая шишка у меня в правой руке, а какая – в левой. (Дети называют, но в большинстве случаев обнаруживается, что не все успешно справляются с этим заданием.)

Видите, вы еще не умеете безошибочно отличить ель от сосны по веточкам и шишкам. Сегодня мы с вами научимся это делать.

5. С р а в н е н и е ели и сосны по листочкам (хвоинкам) и шишкам.

По предложению воспитателя дети внимательно рассматривают листочки (хвоинки)ели и сосны и сравнивают их.

Вопросы и задания:

• Одинаковой ли длины листочки (хвоинки) ели и сосны? Если не одинаковой, то у какого из этих двух деревьев хвоинки длиннее, у какого – короче?

• Какие эти листочки по форме? (У ели – четырехгранные остроконечные листочки; у сосны – с одной стороны выпуклые, а с другой – плоские.)

• Помните листочки пальцами и понюхайте. Какие из них более жесткие?

• Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленого; у сосны намного светлее, чем у ели.)

• Как расположены листочки на ветке? (У ели – поодиночке, у сосны – попарно.)

• Сравните шишки по длине и толщине. (У ели шишка длиннее и тоньше, чем у сосны.)

• Какого они цвета? (Коричневые и бурые.)

2.ОСЕННИЙ ВОЗДУХ

– Какими словами можно еще охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, туманный, зябкий.)

В о с п и т а т е л ь. Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали – совсем холодно стало. Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.

Физкультминутка

Упражнение «Собери осенние листья».

Дует, дует ветер,

(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачивание туловищем вправо-влево.)

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки (Движение руками сверху вниз.)

И бегут по листьям

Маленькие ножки.

(Легкий бег на месте.)

Мы с тобой гулять пойдем

(Шаг на месте.)

И листочки соберем.

(Присаживаются, наклоняются, «собирая» листочки.)

Воспитатель. Согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали.

6. Осенняя вода.

Воспитатель читает стихотворение.

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиков

– Кто может сказать, какая же осенью вода в реке, в озере? Хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (Холодная, серая, неприветливая, зябкая.)

– Только ли в речке и озере мы можем увидеть воду осенью?

Послушайте стихотворение, может быть, в нем вы найдете ответ.

Кружатся листочки,

Дождик моросит,

А вдали рябина

Пурпуром горит.

Капнет в лужу капля,

Вот и брызг фонтан,

Липа уронила

Желтый сарафан,

Листьями укрыты

Белые грибы.

Дождиком облиты,

Будут ждать зимы.

Анна Бордей

– Кто услышал, в каком же виде встречается нам осенью вода? (В виде дождя.)

В о с п и т а т е л ь. Да, под зонтиком нам не страшен никакой, даже самый сильный осенний дождик. Хотя в поэтической гостиной любая погода хороша. И наша экскурсия подходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь.)

• Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья деревьев создают ощущение, что лес весь светится, горит.)

III. Творческая работа.

В о с п и т а т е л ь. В поэтической гостиной есть книга отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, что не понравилось.

Предлагаю вам тоже оставить такую запись. Только вы же не умеете писать, как же нам быть? (слепить, нарисовать, наклеить)

Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного осеннего леса.

(Детям предлагается лист ватмана, на котором будет создана коллективная картина. Дети вырезают листочки и наклеивают. Задача воспитателя состоит в том, чтобы все используемые цвета были объяснены. В итоге получается картина красок осени.)

IV. Заключительная часть.

В о с п и т а т е л ь. Вот и подошла к концу наше путешествие в поэтическую гостиную. Мы как будто бы побывали в гостях у осени (услышали осенние звуки, ощутили и вдохнули осенний воздух, увидели осенние воды, и создали картину «Все краски осени»

Что ж, дорогие ребята, до новых встреч в поэтической гостиной.

Ветерок с березкой шепчется,

На траве блестит роса.

Нам с тобой земля-волшебница

Снова дарит чудеса.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

П. Синявский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну электричества»

Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа об осени"

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; дать знания о  том, как назывались осенние месяцы в старину, какие перелетные птицы улетают осенью.  Учить детей видеть красивое и...

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди".

Дети совершают путешествие в сказку. Через игровые технологии решаем задачу развития связной и образной речи....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать твор...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему " Беседа об осени"

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему" Беседа об осени"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...