" Вот какой,мой край родной!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тросянова Юлия Викторовна

Методическая разработка по организации непрерывной

образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс на лучшую методическую разработку организации непрерывной

образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

«Мой родной край – люблю тебя, горжусь тобою» 

среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений БМР

Номинация: «Саратовский край»

Тема: «Вот какой, край мой родной!»

Разработчик :

Михайлова Юлия Викторовна

Старший воспитатель

Муниципального автономного дошкольного образотельного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 24 «Непоседы»

г.Балаково, 2019 г.

Цели: 
- Развитие интереса к родному краю.
- Конкретизировать представления о Саратовской области.
Задачи:
- Формировать представление о своём крае.
- Формировать у детей умение отвечать кратко или полными развёрнутыми предложениями в зависимости от вопроса.
- Расширить представления детей о природе малой родины.
- Расширять представления  детей о природе Саратовской области, о животном, растительном  мире области.
- Закреплять представления детей о самых распространённых в реке Волге рыбах: щука, сазан, сом, лещ, судак

-Закреплять умение классифицировать леса: лиственные, хвойные, смешанные.
- Прививать любовь и уважение к малой родине, интерес к изучению природы родного края.
-Воспитывать у детей желание бережного отношения к живой природе, вызвать чувства любви, сострадания к «братьям нашим меньшим», желание помогать им.

Предшествующая работа:
- Рассматривание глобуса, карты России, Саратовской области, беседы на природоведческие темы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций о Саратовкой области, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, пословиц о родном крае, природе, загадывание загадок.


Оборудование:
- Листы бумаги, карандаши, фломастеры, гипсовые заготовки.
- Оформление: река, лес, древние раскопки
- Карточки рыб.
- Иллюстрации с изображением лиственных и хвойных деревьев.
- Иллюстрации с изображением животных, обитающих в Саратовской области.
- Игрушки или иллюстрации, изображающие диких животных.


Ход:

Звучит мелодия на фоне которой воспитатель говорит. (Приложение №1)

-Ребята, многие из вас хорошо знают, что есть пословица «Дважды в одну и ту же реку войти нельзя»

Река вечно меняется через долю секунды она уже другая. Но вот мы попытаться войти, хотите ? Мы отправимся во времена, очень от нас далёкие. А времена–то те миллионы и миллионы лет до нашей эры!

Рассказ же наш пойдёт про путешествие во времени к очень далёким от нас событиям, 100–90 миллионов лет тому назад происходящим. 

Порой почти зримо представляется, что когда–то под современными городами, сёлами, лесами и полями была совершенно другая жизнь, не похожая ни на один ландшафт современной Земли. А воссоздать ландшафты прошлого нам помогают современные геологические процессы.

Неужели можно путешествовать в прошлое? Можно. Кто-то это делает с помощью книг, кто-то – путешествует, но многие юные и взрослые исследователи используют любые возможности: книги, экскурсии, коллекционирование. Многие из взрослых, кто сегодня занимается изучением прошлого родного края, изучением палеонтологических находок тоже начинали свои исследования как и мы.

Мы с вами раскроем тайны прошлого Земли. Хотите познакомиться с этим прошлым? Тогда….. 

Разминка «Правила поведения исследователей».
- Ребята, а вы знаете, как нужно вести в дикой природе? Если то, что я скажу, можно делать – хлопайте в ладоши, а если нельзя – топайте.
-Ветки не ломать, листья зря не рвать.
- Цветы рвать, мять.
- Шуметь, кричать, громко песни распевать.
- Лягушек, гусениц, ужей прочь гнать взашей.
- В лес возьми с собой топор, сможешь там разжечь огонь и оставить, уходя.
- Все животные, растения нужны лесу.
- Мусор не бросай, за собой убирай.
- Теперь я спокойна за наши леса и их обитателей: вы знаете, как себя вести и никого не обидите.

Тогда закрываем глаза (звучит космическая музыка, отправляемся)

( Приложение № 2)

Ой, мы с вами оказались в  селе Меловое, которое находиться в южной части Саратовской области Красноармейского района правобережья реки Волга. Участники нашей выездной экскурсии разделятся  на две группы, при помощи моих вопросов про Саратовскую область, итак…

Вопросы на интерактивной доске:

1.Кто может назвать реки, которые текут в нашей Саратовской области и впадают в Волгу? ( Алай, Еруслан, Терешка, Чардым, Курдюм, Большой Иргиз, Сестра, Камелик, Каралык, Сакма.) 


2. Как наша Волга раньше называлась «Ра» и «Итиль», что означает щедрая, река рек?

3. Ребята, как вы думаете, почему её так называли? (Потому что в Волгу впадает много - много рек и речушек и в  Волге водилось много разной рыбы:)

4. Какая рыба водилась в Волге. (Лещ, судак, щука, плотва, густера, язь севрюга, стерлядь, сазан, судак).

5. А есть ли здесь лишние рыбы?  Какие это рыбы? Почему лишние? Где водятся акулы,…? А какая рыба осталась? Как одним словом можно назвать стерлядь, щуку, ерша,…? Какие они? (Пресноводные рыбы). Почему называют пресноводными? (Эти рыбы живут в пресной воде).

6. Ребята, как вы думаете, нужны деревья на Земле? Чем полезны, для чего нужны? (Деревья вдыхают в себя грязный воздух, а выделяют кислород, нужный всем живым существам. Лес – это дом для птиц, зверей, насекомых. Из древесины изготавливают мебель, бумагу, строят дома, отапливают дома. Лес дарит людям, животным, птицам ягоды, грибы, орехи, мёд).

7. А кто знает пословицы про лес?
* Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

* Лес и вода – брат и сестра.
* Лес – не школа, а всех учит.

8. Ребята, в нашем лесу как – то тихо, кого не хватает? (Зверей). Вспомните, какие звери у нас живут, и отберите нужные иллюстрации. (Лиса, волк, лось, куница, норка, заяц-беляк, барсук, крот, хомяк…). Кто это у тебя? Почему ты взял  этого зверя?


         Какие вы молодцы! Ну что, наш маленький и мобильный палеонтологический отряд  прибыл к  селу Меловое.

Первую группу поведет Владимир, по берегу Волги (можно использовать альпинийское снаряжение и преграды в виде мягких модулей) (затем дети просматривают увлекательная видео лекция о геологическом строении верхнемеловых отложений правобережья  Волгоградского водохранилища).

Вторая группа пойдет на возвышенности берега (можно использовать альпинийское снаряжение и преграды в виде мягких модулей). Руководителем группы будет Анна (Восхождение сопровождается просмотром иллюстраций о геологическом строении верхнемеловых отложениях правобережья и прослушиванием звуковых эффектов. )

После мини экскурсий дети делают вывод, что узнали много интересного об отложениях по берегам реки Волги.

Затем воспитатель в роли экскурсовода предлагает детям  увлекательную историю села Мелового.(Звучит мелодия ,Приложение № 3)

Село Меловое находится недалеко от Берега плезиозавров. Мы отправляемся искать останки этих восхитительных ящеров .Почему «Берег плезиозавров», спросите вы?

Этот берег в окрестностях села Нижняя Банновка был так назван с лёгкой руки Дмитрия Сергеевича Худякова. О палеонтологических находках, геологическом прошлом Саратовской области был снят фильм. ( раздаю детям гипсовые камни и предлагаю их расчистить, чтобы отыскать следы динозавров, каждый ребенок находит косточку ) Во время работы детей на тихом фоне ( Приложение № 3) воспитатель продолжает рассказ.

Территория нашей области пережила сложное геологическое развитие. Выделяют пять эпох, среди  них три эпохи явной жизни: палеозойская, мезозойская, кайнозойская.

Самая древняя эпоха – палеозойская. В этот период климат Земли был теплым и влажным. Растительный мир отличался разнообразием и богатством. В это время были образованы доломиты, песчаники, известняки, глины, мел. Иногда эти породы выходят на поверхность и можно обнаружить остатки беспозвоночных кораллов, моллюсков, белемнитов. Из останков этого периода образовались газ, нефть, горючие сланцы и уголь. На территории области во времена мезозойской эры продолжалось формирование песчаника, глин, мела и известняка. Благодаря Юрскому морю, бывшему мелководным, образовались пески и глина. Шло образование горючих сланцев и фосфоритов.

Кстати, меловые отложения встречаются в окрестностях городов Саратова, Хвалынска, Вольска, Пугачева, на водоразделе рек Терешки и Волги, в бассейнах рек Курдюм, Чардым, Хопер. В современную эпоху – кайнозойскую, территория области поначалу оставалась дном моря, но постепенно освободилась от морских вод и выравнивалась.

В меловых отложениях Саратовской области мы можем встретить окаменелости палеозойской и мезозойской эр. В районе села Меловое обнаружено неизвестное ранее и перспективное местонахождение, содержащее останки морских позвоночных акул и скатов, костистых рыб, зубные пластины хрящевых химер, беспозвоночных , живших в неглубоких морях сотни миллионов лет назад на земле Саратовской.

Фосфориты - это минералы, образующиеся на морском дне. Они в настоящее время используются в сельском хозяйстве в производстве суперфосфата, который применяется как удобрение.

Ну что, отыскали следы динозавров?

Пора возвращаться, но прежде давайте нарисуем что же вы сегодня узнали? (если вам было интересно и вы узнали много нового, в рисунке - будем использовать только  яркие цвета акварели, если было скучно - темные цвета, а чтобы на руки немного отдохнули рисовать будем любой частью ладони.) 

Звучит музыка (Приложение №4) –дети работают.          

Посмотрите, что у нас получилось-Вот какой, край мой родной!

          Был солнечный день. Легкий ветерок обдувал участников экспедиции, так уставших от жары. Все это буквально влюбляло нас на всю оставшуюся жизнь в вечно прекрасную природу и позволяло нам все глубже и глубже понимать ее, познавая множество ее тайн…

     Используемые источники:

  1. http://asrmod.ru/saratovskaya-oblast?start=15
  2. https://alecsandr-57.livejournal.com/4183.html
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-starshaja-grupa-moi-rodnoi-saratovskii-krai.html
  4. https://referatbank.ru/market/referat/i/381127/kursovaya-oznakomlenie-doshkolnikov-rodnym-kraem.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....