Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет Тема: «Русская печь»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Матанова Елена Альбертовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Центрального района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

Тема: «Русская печь»

 

Технологии: проектная деятельность, игровая технология.

 

 

 

 

Составила: воспитатель

Матанова Елена Альбертовна

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2019 г.

Сценарий совместной образовательной деятельности

 «Русская печь»

(Мероприятие проводилось в рамках долгосрочного проекта «В гостях у истории»)

Цель проекта – формирование активной гражданской позиции детей, понимание собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению русских обычаев и традиций.

Цель мероприятия: познакомить детей с русской печкой.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с бытом русских людей;
  • Пополнять и активизировать словарь детей (сундук, чугунок, ухват);
  • Знакомить с пословицами, поговорками;
  • Учить узнавать и называть предметы утвари;

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание детей;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать речь, мышление, память;
  • Развивать пальчиковую моторику.

  Воспитательные                                                                                                                                                               

  • Воспитывать любознательность, аккуратность;
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
  • Воспитывать положительное отношение к русским праздникам и традициям.

Материалы и оборудование:

Мини- музей «Русская изба» в ней: русская печь, столы, лавки, сундук, половики, самовар, чугунки, кадки и кадушки, ухват.

Электропечь, противень, кадушка с тестом.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.

 

Содержание

Действующие лица:

Хозяюшка – воспитатель 1

Домовой Кузя – воспитатель 2

Дети в русских национальных костюмах находятся у дверей мини – музея «Русская изба». Их встречает Хозяйка избы, знакомая детям по прошлым занятиям.

 

 Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!

В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».

Проходите, проходите хорошо всё обглядите. Долго ж я вас дожидалась, и вот вы опять ко мне пожаловали. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.

Дети садятся за столы на лавки.

Хозяюшка:  Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать,

отгадайте-ка загадку.

Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота.    (печь)

Правильно, дети! Самое главное  в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной  на плите. Не зря в старину говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная»  

Хозяюшка: Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».  Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.

Сначала  надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (кладет дрова в печку, дрова падают). Ох, работа что-то не спорится, давайте позовем на помощь Кузьму. (дети зовут домового)

Кузя: Конечно, я помогу вам, но сначала перед работай нужно размяться.

Повторяйте за мной движения

Физкультминутка проводится 3 раза с ускорением

За дровами мы идём

 И пилу с собой несём,

 Вместе пилим мы бревно,

 Очень толстое оно.

 Чтобы печку протопить,

 Много надо напилить!

 Чтоб дрова полезли в печку,

 Их разрубим на дощечки!

Выполняются движения по тексту.

 Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята помогайте.

Я колю, колю дрова,

 Колю дрова на чурочки —

 Гори огонь в печурочке!

 Гори, гори жарче, печь,

 Будет Дуня пышки печь.

Хозяюшка: Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.

Берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто.

Хозяюшка: Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:  

Над квашнёй сижу,

Пятернёй вожу,

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Кузя: Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».

Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:

Под моею крышей,

Собрались мыши,

Заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

  Хозяюшка:   

Вот и тесто подоспело,

 Нужно взяться нам за дело.

Напечь калачи всем дружно.   

Дети подходят к столу. Хозяюшка раздает детям уже приготовленное тесто.

 Хозяюшка: Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у нас вот такая баранка. Кладем ее на противень.

Дети из теста лепят калачи, складывают их на противень.

Хозяюшка: Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. А пока калачи пекутся, Кузьма проверит ваши знания.  Он загадает загадки, а ответы на загадки вы покажите в моей избе.

Кузя: Вот и первая загадка.

 Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук. 

Вы мне дружно все скажите, 

Этот шкаф зовут… (сундук)

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?  (печь)

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …   (чугунок)

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его....  (ухват)

То назад, то вперед,

 Ходит-бродит пароход.

 Остановишь – продырявит

(Утюг)

Молодцы ребята.

Хозяюшка: Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы!  Угощайтесь!

Хозяюшка достаёт из печи калачи, дети угощаются и угощают гостей.

Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Приходите еще. До свидания.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Центрального района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

Тема: «Русская печь»

Технологии: проектная деятельность, игровая технология.

Составила: воспитатель

Матанова Елена Альбертовна

г. Санкт-Петербург

2019 г.

Сценарий совместной образовательной деятельности

 «Русская печь»

(Мероприятие проводилось в рамках долгосрочного проекта «В гостях у истории»)

Цель проекта – формирование активной гражданской позиции детей, понимание собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению русских обычаев и традиций.

Цель мероприятия: познакомить детей с русской печкой.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с бытом русских людей;
  • Пополнять и активизировать словарь детей (сундук, чугунок, ухват);
  • Знакомить с пословицами, поговорками;
  • Учить узнавать и называть предметы утвари;

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание детей;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать речь, мышление, память;
  • Развивать пальчиковую моторику.

  Воспитательные                                                                                                                                                               

  • Воспитывать любознательность, аккуратность;
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
  • Воспитывать положительное отношение к русским праздникам и традициям.

Материалы и оборудование:

Мини- музей «Русская изба» в ней: русская печь, столы, лавки, сундук, половики, самовар, чугунки, кадки и кадушки, ухват.

Электропечь, противень, кадушка с тестом.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Содержание

Действующие лица:

Хозяюшка – воспитатель 1

Домовой Кузя – воспитатель 2

Дети в русских национальных костюмах находятся у дверей мини – музея «Русская изба». Их встречает Хозяйка избы, знакомая детям по прошлым занятиям.

 Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!

В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».

Проходите, проходите хорошо всё обглядите. Долго ж я вас дожидалась, и вот вы опять ко мне пожаловали. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.

Дети садятся за столы на лавки.

Хозяюшка: Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать,

отгадайте-ка загадку.

Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота.    (печь)

Правильно, дети! Самое главное  в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной  на плите. Не зря в старину говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная»  

Хозяюшка: Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».  Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.

Сначала  надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (кладет дрова в печку, дрова падают). Ох, работа что-то не спорится, давайте позовем на помощь Кузьму. (дети зовут домового)

Кузя: Конечно, я помогу вам, но сначала перед работай нужно размяться.

Повторяйте за мной движения

Физкультминутка проводится 3 раза с ускорением

За дровами мы идём

 И пилу с собой несём,

 Вместе пилим мы бревно,

 Очень толстое оно.

 Чтобы печку протопить,

 Много надо напилить!

 Чтоб дрова полезли в печку,

 Их разрубим на дощечки!

Выполняются движения по тексту.

 Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята помогайте.

Я колю, колю дрова,

 Колю дрова на чурочки —

 Гори огонь в печурочке!

 Гори, гори жарче, печь,

 Будет Дуня пышки печь.

Хозяюшка: Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.

Берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто.

Хозяюшка: Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:  

Над квашнёй сижу,

Пятернёй вожу,

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Кузя: Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».

Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:

Под моею крышей,

Собрались мыши,

Заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

  Хозяюшка:   

Вот и тесто подоспело,

 Нужно взяться нам за дело.

Напечь калачи всем дружно.    

Дети подходят к столу. Хозяюшка раздает детям уже приготовленное тесто.

 Хозяюшка: Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у нас вот такая баранка. Кладем ее на противень.

Дети из теста лепят калачи, складывают их на противень.

Хозяюшка: Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. А пока калачи пекутся, Кузьма проверит ваши знания.  Он загадает загадки, а ответы на загадки вы покажите в моей избе.

Кузя: Вот и первая загадка.

 Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут… (сундук)

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?  (печь)

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …   (чугунок)

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его....  (ухват)

То назад, то вперед,

 Ходит-бродит пароход.

 Остановишь – продырявит

(Утюг)

Молодцы ребята.

Хозяюшка: Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы!  Угощайтесь!

Хозяюшка достаёт из печи калачи, дети угощаются и угощают гостей. 

Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Приходите еще. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"

Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области  "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме  "Космос" с детьми старшей группы....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: "Наши любимые игрушки"

В материале представлен конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста, указаны цели, оборудование, интеграция образовательной области....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Родительская любовь»

Представлен опыт работы по использованию инновационной технологии «Воспитательный диалог», М.В.Телегин...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Умный человек"

Представлен опыт работы по использованию инновационной технологии "Воспитательный диалог", М.В. Телегин...

ПЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «РУССКАЯ ЯРМАРКА».

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура». Задачи:«Позн...