Главные вкладки

    Конспект мероприятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста: Командная игра-соревнование «Лаборатория экспериментов»
    методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

    Колмакова Татьяна Викторовна

    В данной методической разработке представлено досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием поисково-исследовательской технологии. Подробно описаны цель, задачи, условия и особенности его реализации.

    Данное мероприятие - командная игра-соревнование «Лаборатория экспериментов» - может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста для эффективного развития интереса к исследовательской деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект мероприятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста:

    Командная игра-соревнование «Лаборатория экспериментов»

    Цель: Развитие исследовательской деятельности.

    Задачи: Закрепить представления детей об основных свойствах воды и свойствах предметов из разных материалов. Совершенствовать умение организовывать эксперимент и получать результат.

    Методы и формы реализации задач: в процессе подготовки и проведения мероприятия используются разные методы обучения: словесные, наглядные, практические.

    Предварительная работа: Проведение с детьми серии познавательных занятий, бесед по закреплению представлений о свойствах воды и предметах из различных материалов, чтение литературы о научных экспериментах, заучивание девиза двух команд.

    Оборудование: Вода, 2 аквариума, апельсины, желуди, ракушки, губка, камни, мозаика, стаканы из прозрачного стекла, два узких сосуда, два кораблика, условные мерки, лёд, краски, кисти, 2 непроливайки, альбомные карточки, 2 конверта, бумага, картон, обложка от скоросшивателя, тряпочки, уксус, разрыхлитель для теста, средство для мытья посуды, краситель, 2 макета мини-вулкан, 2 миски из прозрачного стекла, наградные медали, CD-проигрыватель.

    Ход мероприятия

    Вступительная часть:

    Под увлекательную  музыку команды заходят в зал - «Лаборатория экспериментов»

    Эксперт:

    Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас в моей секретной лаборатории экспериментов. Почему она секретная, вы обязательно узнаете, но это будет немного позже.

     - Сегодня, вам предстоит командное соревнование, но соревнование не спортивное, а интеллектуальное. Вам приходилось уже заниматься исследовательской работой?

    Дети:

    Да!

    Эксперт:

    Отлично! Мне очень приятно, мои юные исследователи.

    Вам необходимо разделиться, занять свои места и достойно представить свои команды.

    Дети представляют команды:

    1 команда - «Мирный атом» и 2 команда - «H2О».

    Эксперт:

    А помогут нам сегодня в проведении командного соревнования уважаемые члены жюри: заведующий детским садом  -  Татьяна Ивановна, заместитель заведующего - Марина Эдуардовна, и председатель жюри – Эксперт - Инна Олеговна.

    За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если же одна из команд затрудняется дать ответ, соперники могут заработать дополнительно 0,5 балла.

    Основная часть:

    Эксперт:

    Внимание, мы начинаем соревнование!

    Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

    Яркий, сладкий, налитой,

    Весь в обёртке золотой.

    Не с конфетной фабрики –

    Из далёкой Африки.

    Дети:

    Апельсин!

    Эксперт:

    Правильно! Молодцы!

     - Первое задание называется «Спасательный круг»

    На столе у каждой команды стоит аквариум с водой, ваша задача, ребята,  подумать и сделать так, чтоб апельсин опустился на дно аквариума, и полностью был закрыт водой. Действовать нужно дружно, аккуратно, может и силу применить, а может и смекалку! Задание понятно?

    Дети:

    Да!

    Эксперт:

    Внимание, начали!

    Дети выполняют задание, если же затрудняются, то Эксперт им подсказывает про «спасательный круг», которым служит апельсину кожура, которую необходимо снять, чтоб апельсин опустился на дно аквариума.

    Эксперт:

    Молодцы! Обе команды справились!

    Члены жюри фиксируют результаты.

    Эксперт:

    Ну, что, юные исследователи, готовы ко второму заданию?

    Дети:

    Да! Конечно!

    Эксперт:

    Посмотрите ребята, что я держу в руке?

    Дети:

    Стакан с водой!

    Эксперт:

    Скажите, ребята, а стакан наполовину пуст или на половину полон?

    Ответы детей:

    Эксперт:

    Здорово! Очень интересные предположения я услышал!

    Второе задание называется «Наполни стакан до краев».

    На столе у каждой команды стоит стакан с водой и формочки с разными предметами: мозаика, желуди, ракушки, губки, камни. Вам необходимо наполнить стакан такими предметами, чтоб уровень воды в стакане поднялся до краев. Будьте внимательны. Кто окажется первым, тот и одержит победу во втором конкурсе. Готов? Начали!

    Дети выполняют второе задание, при затруднении, эксперт может немного подсказать, какие из предметов тонут, какие нет. Губка – впитывает, забирает воду. Желуди – легкие, создают объем. Жюри фиксируют самостоятельную работу команд.

    Эксперт:

    Молодцы. Справились! Подведем итоги второго задания.

    Эксперт:

    Ребята, посмотрите, пожалуйста, что я держу в руках?

    Дети:

    Лёд!

    Эксперт:

    Правильно! Как вы думаете, если я положу лёд в воду, он утонет?

    Дети:

    Нет!

    Эксперт:

    Молодцы! Все знаете. Тогда вы легко справитесь с третьим заданием.

    Оно называется «Поймай льдинку»

    В стеклянной емкости с водой у каждой из команд находится по шесть льдинок, ваша задача выловить льдинки рукой, по очереди, передавая эстафету ладонью друг другу, быстрее, чем соперники. Внимание, льдинки практически не заметны, необходимо активизировать пальчики. Задание понятно?

    Дети:

    Да!

    Эксперт:

    Приготовились, начали!

    Молодцы! Подведем итоги третьего задания!

    Вы, ребята, такие быстрые и дружные!

    Что бы вы немного отдохнули, предлагаю вам присесть, а ко мне приглашаю выйти капитанов обеих команд! Капитан команды «Мирный атом» - Артём. Капитан команды «H2O» - Михаил.

    Эксперт:

    Капитаны, кто из вас знает, как называется гора, из вершины которой идёт дым, а по склону течёт огненная река?

    Ответы детей:

    Эксперт:

    Правильно, такая гора называется вулканом, а огненная река – это лава. Горячая лава постоянно кипит внутри вулкана. Иногда она вырывается на поверхность и тогда…

    Дети:

    Происходит извержение вулкана!

    Эксперт:

    Совершенно верно! Вот сейчас ребята, мы с вами и попробуем продемонстрировать извержение для всех ребят на подготовленном мини- вулкане. Будьте внимательны и аккуратны!

    Приготовились, начали!

    Капитаны команд демонстрируют извержение мини-вулкана с помощью воды, разрыхлителя для теста, средства для мытья посуды, столового уксуса и красителя, для большего эффекта.

    Эксперт:

    Здорово! Ребята, вам понравилось?

    Дети:

    Да! Очень!

    Эксперт:

    Понравилось всем!

    Даже уважаемые члены жюри, не остались равнодушными!

    Эксперт:

    Пришло время рассказать вам ребята, почему моя лаборатория «Секретная». Дело в том, что мы тут не только проводим эксперименты и исследовательскую работу, но нам даже приходится разгадывать шифры.

    А вы встречались с шифровальными письмами?

    Дети:

    Я знаю, что можно писать молоком, а потом прогладить лист утюгом.

    Эксперт:

    Совершенно верно! Кто еще знает способы шифрования?

    Дети:

    Можно писать лимонным соком.

    Эксперт:

    Правильно, ребята! Я думаю, что вам очень понравиться следующее задание, которое так и называется «Шифр».

    На столе у каждой команды находится конверт и зашифрованным словом, на каждом листе одна буква. Участникам команды необходимо «проявить» букву написанную белым мелком на белой бумаге с помощью акварельных красок и кисти и, сложить слово из полученных букв. Кто будет быстрее, тот и одержит победу в этом задании. Приготовились, начали!

    Дети выполняют задание, жюри фиксируют результат!

    Эксперт:

    Молодцы! Посмотрите, какое красивое письмо разгадали наши участники! Слово «ЛЕТО».

    Подведём результаты! Замечательно справились обе команды!

    Эксперт:

    Да, лето – прекрасное время года. Летом, дети играют в игры с водой,  купаются и путешествуют.

    Следующее задание называется «Достань кораблик».

     Кораблик находится на дне узкого сосуда, достать кораблик необходимо с помощью воды и «условной мерки». Каждый игрок по очереди будет подбегать к сосуду с корабликом, и наливать воду, передавая эстафету следующему. Команда, которая первой наполнит сосуд водой и достанет кораблик, будет победителем этого конкурса. Задание понятно? Гортовы?

    Дети:

    Да!

    Эксперт:

    Приготовились, начали!

    Здорово! Молодцы! Подведём итоги этого задания!

    Эксперт:

    Дорогие исследователи, вы меня сегодня очень порадовали! Вы показали свои знания и умения, продемонстрировали ловкость и сплоченную, командную игру. Мне хочется задать вам вопрос. Как вы думает, можно ли перевернуть стакан с водой, чтоб вода не вылилась?

    Ответы детей:

    Эксперт:

    Ответов очень много. Многие из них верные. Сейчас мы с вами попрактикуемся. Подтвердим или опровергнем ваши предположения.

    Задание называется «Переверни и не пролей»

    На слотах у каждой команды стоит вода и стакан, а так же лежат различные материалы для эксперимента. Детям предоставляется возможность проверить на практике, как и чем можно удержать воду в перевернутом стакане. Задание считается выполненным, когда каждый игрок из команды использует свою попытку. Приготовились, начали!

    Эксперт:

    Молодцы! Эксперимент удался! Многие ребята использовали для удержания воды в стакане, лист бумаги, картон, открытку и даже обложку от скоросшивателя. Здорово!

    Уважаемые члены жюри, подведите итоги последнего задания и соревнования в целом!

    Заключительная часть:

    Эксперт:

    Пока подводят итоги, ребята, я хотел спросить. Вам понравилось в «Лаборатории Экспериментов»?

    Дети:

    Да!

    Эксперт:

    Какое задание вам понравилось больше всего?

    Ответы детей:

    Эксперт:

    Какое задание вызвало сложность?

    Ответы детей:

    Эксперт:

    Какой эксперимент вы хотите повторить дома? Или показать его родителям?

    Ответы детей:

    Эксперт:

    Замечательно. Послушаем итоги соревнования!

    Жюри:

    Подведение результатов. Награждение!

    Эксперт:

    Дорогие исследователи, я вас поздравляю с победой! И всегда буду рад новым встречам с вами! До свидания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

    Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

    «Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

    Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершен...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»

    ·         Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость ...

    Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Что такое радуга» (экспериментирование-рисования)

    Цель: создание условий для познавательно-исследовательской (получения радуги в домашних условиях с помощью подручных материалов) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    «В воде купался – сухим остался» (Конспект интегрированного педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим, экспериментированием для детей старшего дошкольного возраста)

    Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, жидкая и т.д.  Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью. Способствовать развитию ум...

    Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Наши открытия о воздухе»

    Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

    Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»

    конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств....