Главные вкладки

    Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Наши открытия о воздухе»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Маркеева Ольга Александровна

    Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nashi_otkrytiya_o_vozduhe.doc675 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»

    Конспект НОД по экспериментированию

    для детей старшего

    дошкольного возраста

    «Наши открытия о воздухе»

                 

                                               Выполнила: воспитатель

                           Маркеева Ольга Александровна                  

    г. Бердск

    2018 год

    Цель:

    Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

    Программные задачи:

    1. Образовательные.

    1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

    2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

    3) Активизировать речевую деятельность детей.

    2. Развивающие.

    1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи

    на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

    2) Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о

    значении чистого воздуха для нашего здоровья, развивать экологическое сознание

    детей;

    3. Воспитательные.

    1) Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в

    окружающем мире.

    2) Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды

    деятельности с детьми и взрослыми умение договариваться друг с другом,

    прислушиваться к мнению друг друга.

    3) воспитывать культуру общения

    Методы и приемы:

    - наглядные (использование иллюстрации заводов и фабрик с дымом, пожаров, картинок с правилами поведения в лаборатории)

    - словесные (беседа, вопросы к детям);

    - игровые (игра «Ракета»);

    - практические (эксперименты с воздухом).

    Оборудование: воздушный шарик; белые халаты на всех детей, бейджики по количеству детей; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей); духи; тазик с водой; веера по количеству детей; кораблики; крышки от фломастеров (по количеству детей); воздушные  шарики (по количеству детей); трубочки; гуашь; альбомные листы.

    Словарная работа: лаборатория.

    Содержание непосредственно - образовательной деятельности.

    -Здравствуйте дети! Сегодня утром, у ворот детского сада, я встретила Воздушный шарик и он очень захотел в гости к нам.  

     Только вот, посмотрите, какой он немного грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик гулял во дворе, но вдруг ветер подхватил его и понес, понес и принес к нам в детский сад. И он совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику? (ответы детей)

                (загадывает загадку)

    Он нам нужен, чтобы дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    -Что это, ребята? Правильно – это воздух.

    Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас.

    -А для чего нам нужен воздух? 

     (ответы детей (Дышать).

    -А кому ещё нужен воздух?

    (ответы детей: рыбам, животным, растениям.)

    -Правильно, всему живому.

    А кто из вас, ребята, видел воздух?

    (ответы детей).

    Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами, и с Воздушным шариком, мы это проверим и как настоящие ученые-исследователи проведем опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе и разгадать все загадки природы. Для этого нам необходимо отправиться в помещение, где много приборов для опытов.  

    -Как это помещение называется?

    (ответ детей-Лаборатория)

    (дети одевают белые халаты)

    -В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, работать дружно, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

    Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники. (дети пристегивают бейджики).

    Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

    Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

    Опыт 1. «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ».

    -Возьмите со столов полиэтиленовый пакет. Посмотрите, какой он тоненький и что в нем?

    (ответы детей-он пуст)

    Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Посмотрите, что изменилось.

    (ответы детей)

    -Правильно, пакет полон воздуха. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим. Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). 

    Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.

    И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

    Опыт 2. «ВЫЙТИ СУХИМ ИХ ВОДЫ»

    -Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Ребята скажите мне, как вы понимаете «выйти сухим из воды»?

    (ответы детей)

    -Возможно ли это? Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Давайте проверим.

    Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. 

    -Давайте определить, намокла ли салфетка (не намокла), и найдем объяснение, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане), пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду, и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

    Дети самостоятельно повторяют опыт.

                                          Опыт 3. «ВОЗДУХ В ЧЕЛОВЕКЕ»

    -Коллеги, как вы думаете. внутри людей есть воздух?

    (ответы детей)

    -Давайте проверим.

    Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне которых лежат горошинки. Давайте оживим горошинки.

    -Что надо сделать?

    (ответы детей)

    -Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух.  

    -А что делают наши горошины?

    (ответы детей-они двигаются).

    -Что же нам помогло оживить горошины? (ответы детей)

    -Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.

    -А откуда взялся этот воздух?  (ответы детей -мы подули в трубочки).

    Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человеке есть воздух! Мы им дышим! 

    -Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

    – Что в нашей жизни загрязняет воздух?

    (ответы детей)

    (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

    – Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

    (ответы детей)

     (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы;)

    -А как можно очистить воздух в группе?

    (проветривать помещения, протирать пыль)

    - Молодцы ребята! Итак, мы продолжаем проводить эксперименты.

    Опыт 4. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

    - Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Что вы слышите?

    -Звук, воздух.

    -С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей)

    -Правильно, нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

    Вывод: воздух можно услышать разными способами.

    А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

     -А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть.

    -Давайте ребята встанем в круг.

    Физкультминутка.

    Я с утра сегодня встал, (потянуться)

    С полки шар воздушный взял. (круговые движения в плечевых суставах)

    Начал дуть я и смотреть –

    Стал мой шарик вдруг толстеть.

    Я все дую – шар все толще,

    Дую – толще, дую – толще.

    Вдруг услышал я хлопок –

    Лопнул шарик, мой дружок…

    -Продолжаем наши исследования.

                                                Опыт 5. «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА»

    - Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха?

    (ответы детей)

     -А увидеть? (ответы детей)

    -Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.

    На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

    Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

    Возьмите веера и помашите им в лицо.

    Что вы чувствуете? 

    (ответы детей - чувствуем, как воздух движется).

     Опустите кораблики на воду.

    (дети дуют на кораблики, они плывут)

    - Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру.

    -Что происходит с кораблём, если ветра нет? (ответы детей)

    -А если ветер очень сильный?

    (начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение)

    Вывод: ветер – это движение воздуха.

    -Коллеги предлагаю вам немного поиграть.

    Игра «Ракета»

    -Эта игра быстрая. Дети выстраивайтесь в линеечку. Каждому в руки я дам надутый, но не завязанный шарик. Будем с вами запускать ракеты. По команде вы, ребята, должны выпустить свои «ракеты» из рук.

    -Победит тот, чья ракета улетит дальше остальных. Предугадать ход игры будет невозможно, так как такие надутые «ракеты» ведут себя непредсказуемо, могут и на люстре зависнуть.

    (проводиться игра).

    Итак, мы сегодня провели множество опытов с воздухом. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Скажите, что же нового вы узнали о воздухе? Давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

    Вывод 1: Воздух существует!

    Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

    Вывод 3: Воздух без запаха.

    Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

    Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.

    Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

     Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. Ребята смотрите, наш гость, Воздушный шарик наконец-то повеселел, так как он много узнал о воздухе.

    Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».

     С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.

    В группе детского сада, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.

    А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад. Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.

    Спасибо за работу, до новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

    Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

    «Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

    Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершен...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

    В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

    Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»

    конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств....

    Конспект мероприятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста: Командная игра-соревнование «Лаборатория экспериментов»

    В данной методической разработке представлено досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием поисково-исследовательской технологии. Подробно описаны цель, задачи, услов...