Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Наши открытия о воздухе»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_otkrytiya_o_vozduhe.doc675 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»

Конспект НОД по экспериментированию

для детей старшего

дошкольного возраста

«Наши открытия о воздухе»

             

                                           Выполнила: воспитатель

                       Маркеева Ольга Александровна                  

г. Бердск

2018 год

Цель:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Программные задачи:

1. Образовательные.

1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3) Активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивающие.

1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи

на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2) Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о

значении чистого воздуха для нашего здоровья, развивать экологическое сознание

детей;

3. Воспитательные.

1) Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в

окружающем мире.

2) Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды

деятельности с детьми и взрослыми умение договариваться друг с другом,

прислушиваться к мнению друг друга.

3) воспитывать культуру общения

Методы и приемы:

- наглядные (использование иллюстрации заводов и фабрик с дымом, пожаров, картинок с правилами поведения в лаборатории)

- словесные (беседа, вопросы к детям);

- игровые (игра «Ракета»);

- практические (эксперименты с воздухом).

Оборудование: воздушный шарик; белые халаты на всех детей, бейджики по количеству детей; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей); духи; тазик с водой; веера по количеству детей; кораблики; крышки от фломастеров (по количеству детей); воздушные  шарики (по количеству детей); трубочки; гуашь; альбомные листы.

Словарная работа: лаборатория.

Содержание непосредственно - образовательной деятельности.

-Здравствуйте дети! Сегодня утром, у ворот детского сада, я встретила Воздушный шарик и он очень захотел в гости к нам.  

 Только вот, посмотрите, какой он немного грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик гулял во дворе, но вдруг ветер подхватил его и понес, понес и принес к нам в детский сад. И он совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику? (ответы детей)

            (загадывает загадку)

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

-Что это, ребята? Правильно – это воздух.

Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас.

-А для чего нам нужен воздух? 

 (ответы детей (Дышать).

-А кому ещё нужен воздух?

(ответы детей: рыбам, животным, растениям.)

-Правильно, всему живому.

А кто из вас, ребята, видел воздух?

(ответы детей).

Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами, и с Воздушным шариком, мы это проверим и как настоящие ученые-исследователи проведем опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе и разгадать все загадки природы. Для этого нам необходимо отправиться в помещение, где много приборов для опытов.  

-Как это помещение называется?

(ответ детей-Лаборатория)

(дети одевают белые халаты)

-В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, работать дружно, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники. (дети пристегивают бейджики).

Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Опыт 1. «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ».

-Возьмите со столов полиэтиленовый пакет. Посмотрите, какой он тоненький и что в нем?

(ответы детей-он пуст)

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Посмотрите, что изменилось.

(ответы детей)

-Правильно, пакет полон воздуха. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим. Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). 

Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

Опыт 2. «ВЫЙТИ СУХИМ ИХ ВОДЫ»

-Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Ребята скажите мне, как вы понимаете «выйти сухим из воды»?

(ответы детей)

-Возможно ли это? Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Давайте проверим.

Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. 

-Давайте определить, намокла ли салфетка (не намокла), и найдем объяснение, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане), пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду, и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Дети самостоятельно повторяют опыт.

                                      Опыт 3. «ВОЗДУХ В ЧЕЛОВЕКЕ»

-Коллеги, как вы думаете. внутри людей есть воздух?

(ответы детей)

-Давайте проверим.

Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне которых лежат горошинки. Давайте оживим горошинки.

-Что надо сделать?

(ответы детей)

-Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух.  

-А что делают наши горошины?

(ответы детей-они двигаются).

-Что же нам помогло оживить горошины? (ответы детей)

-Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.

-А откуда взялся этот воздух?  (ответы детей -мы подули в трубочки).

Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человеке есть воздух! Мы им дышим! 

-Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух?

(ответы детей)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(ответы детей)

 (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы;)

-А как можно очистить воздух в группе?

(проветривать помещения, протирать пыль)

- Молодцы ребята! Итак, мы продолжаем проводить эксперименты.

Опыт 4. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Что вы слышите?

-Звук, воздух.

-С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей)

-Правильно, нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

 -А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть.

-Давайте ребята встанем в круг.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал, (потянуться)

С полки шар воздушный взял. (круговые движения в плечевых суставах)

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

-Продолжаем наши исследования.

                                            Опыт 5. «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА»

- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха?

(ответы детей)

 -А увидеть? (ответы детей)

-Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? 

(ответы детей - чувствуем, как воздух движется).

 Опустите кораблики на воду.

(дети дуют на кораблики, они плывут)

- Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру.

-Что происходит с кораблём, если ветра нет? (ответы детей)

-А если ветер очень сильный?

(начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

-Коллеги предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Ракета»

-Эта игра быстрая. Дети выстраивайтесь в линеечку. Каждому в руки я дам надутый, но не завязанный шарик. Будем с вами запускать ракеты. По команде вы, ребята, должны выпустить свои «ракеты» из рук.

-Победит тот, чья ракета улетит дальше остальных. Предугадать ход игры будет невозможно, так как такие надутые «ракеты» ведут себя непредсказуемо, могут и на люстре зависнуть.

(проводиться игра).

Итак, мы сегодня провели множество опытов с воздухом. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Скажите, что же нового вы узнали о воздухе? Давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

 Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. Ребята смотрите, наш гость, Воздушный шарик наконец-то повеселел, так как он много узнал о воздухе.

Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».

 С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.

В группе детского сада, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.

А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад. Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.

Спасибо за работу, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»

конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств....

Конспект мероприятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста: Командная игра-соревнование «Лаборатория экспериментов»

В данной методической разработке представлено досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием поисково-исследовательской технологии. Подробно описаны цель, задачи, услов...

Конспект НОД по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста «Наши защитники»+презентация.

Конспект НОД по ФКЦМ  для детей старшего дошкольного возраста «Наши защитники»+презентация....

Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста

Самостоятельные несложные опыты с использованием подручных средств и предметов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберег...

Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ».

Цель: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.Задачи:Стимулировать познавательную активность детей через организацию...