Познавательное развитие (Экспериментирование) "Пять секретов воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Познавательное развитие (Экспериментирование) "Пять секретов воздуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

Городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

(Эксперементирование) «Пять секретов воздуха»

2019 учебный год

Тема: «Пять секретов воздуха»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

-способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

Развивающие:

-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Воспитательные:

 -воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Словарная работа: кляксография.

Используемое оборудования : воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).

Форма организации деятельности: групповая.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Как ваше настроение?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький

Дети: (ответы).

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

            (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.

                      (дети садятся)

Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:

           

              Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: (он пуст).

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

Дети: (ответы) .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.

Дети: (ответы)

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Вывод- воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?

Дети:(ответы)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети: (ответы) .

Воспитатель:  А давайте проверим!

Воспитатель:  Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель:  Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель:  Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Дети: (ответы) .

Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: Вывод- когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Дети: Потому что воздух легче воды.

                        Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель: Это мы сейчас проверим.

Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.

 Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: (воздух)

Воспитатель: Вывод- Правильно. Потому что воздух легче воды.

                                Физминутка. “Мыльные пузыри”

Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

                                  ( Выполняется игра.)

Воспитатель: А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Дети : (ответы)

               

                           Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Воспитатель: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?  

Дети: (Звук, воздух).

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Воспитатель: Вывод - воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? Дети:(ответы )

                   

                              Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель: Посмотрите, а в них что - ни будь есть? Дети:(ответы) .

Воспитатель: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

Дети:(ответы)

Воспитатель:  Действительно, пахнет апельсином.

Воспитатель:  Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

Воспитатель: Чем пахнет воздух в этой баночке?

Дети:(ответы) .

Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному.

Дети: (ответы) .

Воспитатель:  Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Дети:(ответы )

Воспитатель: Эта техника называется кляксография.

Воспитатель: Хотите попробовать?

Дети: Да

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты.

Дети: (ответы )

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Секреты дружбы"

Закреплять знания стихов и пословиц о дружбе;Познакомить детей с правилами дружеских  отношений, обогащать словарный запас вежливыми словами;Формировать положительное взаимоотношение между дошкол...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...

Конспект ООД по ОО "Познавательное развитие" на тему: "Секрет Бабушки - Рукавички" с детьми средней группы

КонспектООД по ОО "Познавательное развитие"на тему: "Секрет Бабушки - Рукавички"с детьми средней группы...