КОНСПЕКТ занятия по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Секреты обыкновенной бумаги» (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Уткина Светлана Юрьевна

Цель: формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Пензятский детский сад»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия»

КОНСПЕКТ

занятия

по образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему: «Секреты обыкновенной бумаги»

 (для детей старшего дошкольного возраста)

                                                                      Подготовила и провела:

                                               воспитатель высшей

квалификационной категории

                                      С.Ю. Уткина

Пензятка 2021

Цель: формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги.

Задачи:

Образовательные: Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

Развивающие: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.  Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.  Развивать свободного общения со взрослыми и детьми. Продолжать развивать у детей речь, словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие. Развивать мелкую моторику рук. 

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, дидактическая игра «Какая бумага», беседа, опытно – экспериментальная деятельность, дыхательное упражнение,  рассматривание и показ иллюстраций, практические: работа с ножницами, изготовление поделок, физкультминутка.

Предварительная работа: знакомство с разными видами бумаги, разучивание физминутки, беседы по безопасности с просмотром слайдовой презентации.

Материалы и оборудование: волшебный сундучок, газета, тетрадь, картон, цветная (для аппликаций), альбомная бумага (для рисования), обойная бумага, фотобумага, бархатная бумага, салфетная бумага, копировальная бумага, ножницы, емкости с водой, ватные палочки, растительное масло,  иллюстрация  «спички перечеркнуто».

Ход занятия

Воспитатель: Доброе утро мои дорогие. Посмотрите что я вам принесла сегодня. (воспитатель обращает внимание на  красивый сундучок сделанный своими руками). Как вы думаете, что это? (ответы детей: волшебный сундучок).

Воспитатель: Вы совершено верно отгадали, это наш с вами волшебный сундучок. Давайте мы его с вами рассмотрим по внимательнее, из чего он сделан? (ответы детей: картона и обклеен салфетками)

Воспитатель: Я с вами полностью согласна. Сундучок обклеен красивыми салфетками в технике декупаж.

Воспитатель: Из чего делают картон? (ответы детей: из бумаги)  

Воспитатель: Да, конечно из бумаги.  Бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой,  мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги? (ответы детей: цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).  А вы знаете откуда произошла бумага?

Воспитатель: Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.

И сейчас люди делают бумагу из разных пород деревьев.

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим волшебным сундучком, ведь не зря мы его называем волшебным. Ваша задача достать предмет из сундучка, определить и сказать для чего он используется (в сундучке лежат разные виды бумаги дети определяют газетная бумага (для книг, газет, журналов), тетрадная бумага (для изготовления тетрадей), картон (для открыток, коробок, обложек), цветная (для аппликаций), альбомная бумага (для рисования), обойная (для оклейки стен), фотобумага (для фотографий), бархатная бумага (для труда, поделок), салфетная бумага (гигиеническое назначение), копировальная бумага).

Воспитатель: Молодцы. Как назвать это все одним словом? (ответы детей: бумага) Давайте внимательно рассмотрим ее. Скажите, вся ли она одинаковая? И как можно определить? (ответы детей: она разная. Можно погладить, пощупать ее).

Воспитатель: А сейчас  возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Воспитатель: Значит, делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Можно мять бумагу для поделок, но нельзя мять книги и тетради. Это первое свойство бумаги.

Воспитатель: Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся. Второе свойство бумаги - бумага рвется значит, она непрочная.

Воспитатель: Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.

Воспитатель: обратите внимание у вас на столах стоят по два стакана с водой. Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Физкультминутка:  

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Воспитатель: Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло? (ответы детей: бумага впитывает масло).

Вывод: масло пропитывает бумагу.

Воспитатель: Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.

Воспитатель: Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на комочки бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Дуем на бумажные комочки. На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

Вывод комочки бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением «спички перечеркнуто».

Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим. Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? (ответы детей)  Правильно, бумага загорится. А это - очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой. Бумага легко загорается.

Воспитатель: Предлагаю вам взять по листу бумаги и сделать из нее кораблики – лодочки. (изготовление поделок из бумаги)

Рефлексия.

 Воспитатель: Расскажите, чем сегодня мы с вами занимались? (ответы детей) Что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? 

(Ответы детей: бумага бывает по своему строению тонкая и толстая. Бумага мнется. Бумага рвется. Бумага можно резать. Бумага намокает. Бумага впитывает масло. При смятии бумага издает звук. Летает. Бумага горит. Из бумаги можно делать поделки.)

Воспитатель: Вот о таких свойствах бумаги нам рассказал с вами волшебный сундучок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГОРОД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предложенная непосредственно образовательная деятельность позволяет в игровой увлекательной форме расширять, закреплять, систематизировать, обобщать знаниа детей по формированию элементарных иатематич...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.

Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1.     Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Вода и почва" для детей старшего возраста

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Вода и почва" для детей старшего возраста...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Приключения паровозика». С использованием технологии: экспериментирование. (для детей младшего дошкольного возраста)

Конспект занятияпо образовательной области «Познавательное развитие»на тему: «Приключения паровозика».С использованием технологии: экспериментирование.(для детей младшего дошко...