ООД в подготовительной группе по ознакомлению детей с окружающим миром (ОО. Познавательное развитие). Тема: «Путешествие в Африку»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федотова Татьяна Григорьевна

    Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Формировать целостное представление о природных зонах и животном мире Африки.

     Задачи: образовательные:

1.дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;

2.формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

3.уточнить представление о животных Африки: внешний вид, характерные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_afriku.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

ОООД в подготовительной группе по ознакомлению детей с окружающим миром. (ОО. Познавательное развитие ).

                Тема: «Путешествие в Африку».

    Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Формировать целостное представление о природных зонах и животном мире Африки.

     Задачи: образовательные:

1.дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;

2.формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

3.уточнить представление о животных Африки: внешний вид, характерные особенности.

  Развивающие:

1.развивать наглядно-образное  и логическое мышление, развивать воображение.

    Воспитательные:

1.формировать самооценку,  выражать свою точку зрения.

2.формировать эмоционально-ценностное отношение к миру природы, экологическую культуру.

3.способствовать созданию благоприятного эмоционального климата: получению детьми удовлетворения от своей деятельности и новых впечатлений.

4.умение детей высказываться и мотивировать свой ответ. Воспитывать у детей стремление слушать рассказы сверстников.

Словарь новых слов: пустыня, оазис, саванна, прайды, джунгли, Килиманджаро.

Материалы: презентация «Вот и Африка», макет и фигурки животных, фрукты с посылкой, глобус, карта Африки, телевизор.

Игра «Подари улыбку»  

-  Давайте возьмемся за руки, посмотрим  друг другу в глаза и подарим   друг другу улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение.    Вы готовы общаться? Тогда послушайте внимательно загадку:  

«На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны»    (Глобус) 

-  Что такое глобус?  (макет Земли, модель Земного шара) 

-  Ребята, а вы хотите поиграть с глобусом?  

Игра с глобусом

           Крутим, крутим шар земной,

           Крутим, крутим голубой  

           Один, два, три – моря и океаны покажи.              

(далее: горы, равнины и леса, пустыни и степи)  

-  Каким цветом показаны на глобусе реки, моря, океаны?

-  Каким цветом горы?

-  Каким цветом леса и равнины?

-  Каким цветом пустыни, степи?

-  Кроме морей, океанов, гор, лесов и равнин, на глобусе показаны еще и материки. Сколько всего материков находится на нашей планете Земля?    (Шесть материков) 

-  Материки можно посмотреть не только на глобусе, но и на карте.

 Работа с картой                                                                                                       

-  Кто может назвать и показать материки на карте?

-  Ребята, обратите внимание, на каждом материке показано много разноцветных пятен. Что они обозначают?  (Разные страны) 

-  Как называется страна, в которой мы живем? Покажите Россию на карте.                

-  Как называется  главный город нашей страны, ее столица?

-  Если мы живем в России, значит мы кто? (Россияне)    

-   А вы любите путешествовать?

-  Мы обязательно отправимся в путешествие, но куда? Вначале давайте откроем эту посылку. Сегодня утром ее принес почтальон. От кого она и откуда? Ведь кто-то отправил эту посылку.

-  Давайте посмотрим, что там? (Фрукты: апельсин, ананас, банан, манго…)

-  Эти фрукты растут в нашей стране? (Нет)

-  Как же тогда их можно назвать? (Экзотические).

-  Как вы думаете, откуда могла прийти  эта посылка? (Из Африки)  Почему вы так решили? На посылке нарисованы животные живущие в Африке. Ребята, а тут ещё и фотография мальчика. Написано Зикимо. Ребята, а давайте мы тоже отправим в Африку посылку. А что мы можем отправить (овощи).-  Я приглашаю вас совершить путешествие в Африку! А на каком транспорте можно быстрее добраться до Африки? (на самолёте).

       Для того, чтобы отправиться в путешествие, нужно закрыть глаза и произнести  волшебные слова: крибле, крабле,бумс.

Слайд – побережье Африки

-  А вот и Африка!

1Слайд – пустыня

-  Пустыня Сахара – самая большая пустыня мира. Здесь сухо и жарко, практически ничего не растет, только:    

               завывает ветер – у-у-у,

               шуршит песок – ш-ш-ш,

               ползают и свистят змеи – с-с-с.  Днём здесь очень жарко, а ночью иногда так холодно, что можно замёрзнуть. А почему она так называется?- пустыня (от слова пусто, ничего нет).

-  Кто живет в пустыне? (Верблюды, ящерицы, змеи, скорпионы, черепахи.) 

-  Верблюда называют «кораблем пустыни». Как вы думаете почему?  Движения его плавны, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. А подробнее расскажет нам о верблюдах Лиза. Верблюд - хорошо приспособлен для жизни в пустыне. За один день он может пройти 80 км. Пищи в пустыне мало. Он обходится  колючими кустарниками, которые другие обитатели не едят. Люди используют в пищу молоко, а из шерсти изготавливают одежду. Перед тем как отправится в путь,  хозяин даёт верблюду много корма и еды.

    Ребята, а что самое замечательное у верблюда? (горб). Верно, в горбах накапливается жир и вода, которые будут они расходовать в переходах по пустыне. Чем выше горбы, тем дольше может верблюд обходиться без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут дрябло болтаться. Есть одногорбые и двугорбые верблюды. Одногорбых верблюдов называют дромадер или дромедар.

  Защитная окраска под цвет песка. Ведут они ночной образ жизни. В случае опасности некоторые мгновенно зарываются в песок. Впадают в спячку.

        В пустыне встречаются и оазисы (это островок с водой).

Слайд – саванна. Ну что ребята, летим дальше? Мы сейчас пролетаем с вами над саванной.

Саванна-это степь. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Зима короткая, дождливая.                                                                                                                                                                                                                

 В            саванне растут  деревья великаны баобабы, зонтичная акация, пальма дум.

А какие же животные живут в саванне?

-  Отгадайте загадку:

              Огромный,  серый, с добрым нравом,

              Идет вперед он величаво.

              И длинным носом, как рукой

              Поднять он может нас с тобой.    (Слон) 

-  А по каким признакам мы узнаем, что перед нами слон? (У слона есть нос-хобот и бивни-клыки; слон – самое большое сухопутное животное на Земле). А расскажет нам о слоне Саша. Слон очень большой и тяжёлый, питается он травой. Листьями, ветками и корой деревьев, кустарниками. Живут слоны около 60 лет, в саванне. Семья у слона большая. Где численность слонов возрастает. Существует опасность нанести природе ущерб, так  как большому слону каждый  день требуется пол тонны травы.

Ребята, а почему слону такие  большие уши нужны? (для терморегуляции и чтобы отгонять насекомых).

-  Назовите мне членов его семьи. (Слон, слониха, слоненок)

-  А еще в саванне живут:

               Африканские коняшки

               Одеваются в тельняшки…

               Что же это за коняшки?       (Зебры)

-  Посмотрите, ребята, зебры какие? (Полосатые, резвые, красивые)

-  Что они делают в саванне? Живут, скачут, резвятся, щиплют траву. Расскажет нам Эвелина. Зебра-это полосатая лошадь, у неё полоски белого и чёрного цвета. Питается зебра травой и осокой. Живут зебры около 25лет в саванне. Защищается она ударом копыт. Держатся они вместе, поэтому чувствуют себя в большей безопасности.

Ребята, как вы думаете, почему? (чем больше глаз, тем больше шансов вовремя обнаружить врага).

-  Какие еще животные живут в саванне?  (Львы, страусы, антилопы, жирафы, гепарды, носороги). 

Особенности животного мира саванн. Здесь обитают крупные животные. Передвигаются они на большие расстояния. Очень быстро все бегают. Обитают семьями, стадами, прайдами. Окраска животных помогает быть незамеченным в окружающей среде. Окраска жирафа помогает маскироваться в тени деревьев. Зебры почти невидимыми становятся при беге: их полосы сливаются с травой.

Слайд – джунгли.

- Ребята, мы подлетаем какому-то лесу. Из саванны перемещаемся во влажные, вечнозелёные тропические леса Африки, которые называются джунглями. Здесь всегда жарко и влажно из-за постоянных дождей. Из-за жары и влажных условий здесь богатый растительный мир. Здесь растут крупные деревья: фикусы, пальмовые деревья, каучуконосы, кофейные деревья, древовидные папоротники, лианы.

   Любимое лакомство обезьян. Что это? (Бананы) Показ рисунка.

А на чём растут бананы? (На пальме)

Давайте проверим. Подойдите к столу. У меня есть «умная» книга. Как она называется?- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Сейчас мы прочитаем: "На первый взгляд растения похожи на пальмы. Но такое впечатление обманчиво, поскольку на самом деле бананы не деревья, а травы! Правда, гигантские - высотой до 15м» (Энциклопедия для детей, том».Москва. Аванта+,1998г.стр. 405)

Так, где растут бананы? (ответы)

А вы как думали? (на пальме)

А оказалось? (на траве).

     Кто живет в джунглях? (Попугаи, обезьяны, питоны.)

Отгадайте загадку: (ребёнок загадывает)

             Непоседа пестрая,

             Птица длиннохвостая,

             Птица говорливая,

             Самая болтливая.    (Попугай)

-  Попугай любит попугайничать. Как вы думаете, что значит «попугайничать»?  (Повторять за кем-то)

-  А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте ее повторить:

            Черепаха не скучая,

            Час сидит за чашкой чая.

    Ну что дальше полетим.

      Ребята, вот впереди какая-то река виднеется.

Слайд – река Нил. Река Нил. Эта река даёт жизнь многим животным, растениям и людям.

Воспитатель:

По реке плывёт бревно, ох и злющее оно.

Тем, кто в реку угодил, нос откусит…(Крокодил)

       Крокодилы могут жить и в воде и на суше. Малыши рождаются крошечными-20-30см. Только через 10-15 лет крокодил станет взрослым, и его длина достигнет 6 м.

           

       Ребята, а вдалеке гора виднеется какая-то. Да это же Килиманджаро - трёхглавая гора. Она возвышается посреди открытого, ровного пространства. Все три головы увенчаны снегами  и ледниками. Высокая, гордая, со сверкающими снежными вершинами гора выглядит чудом природы. С гор бегут полноводные ручьи, дающие живительную влагу растениям. На склонах горы растут бананы, кофейные деревья, лимоны, апельсины, кокосы, ананасы, финики, кофейные зёрна. Теперь вы знаете, где растут тропические плоды.  Ещё одно интересное растение - Кокосовая пальма. Как вы думаете, почему она так называется? (Растут на пальме кокосы).

      Когда португальские моряки причалили к берегам Африки,  то они увидели пальмы. Между листьями они заметили что-то коричневое, и сказали «коко», что значило-«обезьянки»!Но на самом деле это были плоды пальмы, которые мы сейчас  называем кокосы. Вот такая интересная история.

       Ребята в Африке есть ещё много интересных животных и растений, но наше путешествие увы, подходит к концу. Чтобы вернутся на свой материк нужно произнести волшебные слова: крибле , крабле, бумс (закрывают глаза и произносят слова).

           Физкультминутка «а у жирафа пятнышки везде» (включить показ).

 Игра «Назови слово»

-  Я буду называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает этим признаком.

свирепый   (лев) 

забавная   (обезьянка) 

зубастый   (крокодил) 

длинный   (удав) 

опасный   (носорог)

огромный   (слон)

быстрый   (гепард) 

высокий   (жираф) 

пугливая   (антилопа)

выносливый   (верблюд) 

медлительная (черепаха)

Дидактическая игра «Кто лишний»  (картинки на доске) 

- Ребята, посмотрите на доску. Скажите, какое животное лишнее и почему?

 (1.жираф, верблюд, кенгуру, зебра).

2.-носорог, белый медведь, буйвол, бегемот.

3.коала, антилопа, горилла, слон.

 Вот мы и вернулись в свой детский сад, вам понравилось путешествие? Ребята, а давайте сделаем макет Африки  (включить спокойную музыку). Вспомните, на какие зоны можно разделить Африку. ( пустыня, оазис, саванна, джунгли, река, горы). Давайте вспомним,  какие животные живут в пустыне?, в саванне?, в джунгли?

Итог занятия: внести книги о саванне, пазлы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: На чем мы путешествуем.

Цель:  Развивать интерес к познанию окружающего мира. Закреплять представления о богатстве рукотворного мира. Подводить детей к сознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подо...

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: На чем мы путешествуем.

Развивать интерес к познанию окружающего мира. Закреплять представления о богатстве рукотворного мира. Подводить детей к сознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов приро...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлении детей с окружающим миром - «Дикий мир животных»

Конспект по ознакомлению детей в старшей группе по теме: "Дикий мир животных". Данный материал поможет расширить и углубить знания детей о диком животном мире....

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие) Тема: «Путешествие по Земному шару» (с использованием блоков Дьенеша)

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие)Тема: «Путешествие по Земному шару»(с использов...

Технологическая карта Совместной деятельности с воспитанниками Подготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие» Тема: « Золотая рыбка»

Технологическая картаСовместной деятельности с воспитанникамиПодготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Позн...

Конспект по окружающему миру, область «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в прошлое счётных устройств».(Подготовительная группа.)

Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, активизировать познавательную деятельность детей. ...