Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Эксперимент: «Как растения воду пьют»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ходакова Наталья Владимировна

Конспект экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста , раскрывающий процесс поглащения воды растениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста.

Эксперимент: «Как растения воду пьют»

Цель: Через экспериментальную деятельность познакомить дошкольников с тем, как растения поглощают воду.

 Задачи:

Обучающая:  Помочь детям через самостоятельную экспериментальную деятельность увидеть процесс поглощения воды листом капусты.

Развивающая: Развивать интерес к экспериментальной деятельности, внимание, наблюдательность, умение сделать вывод по итогу эксперимента.  

Воспитывающая:  Воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область: познавательное развитие.

Форма организации: групповая.

Оборудование: плакат со схемой поглощения воды растением,         листья пекинской капусты, емкости с водой,   пищевые красители разных цветов, одноразовые ложки, салфетки тканевые, кукла Незнайка, комнатное растение, кружка с водой, памятка о правилах поведения при выполнении  опытов.

Предварительная работа: экскурсия к пруду в поселке Голенчино с целью изучения растений водоемов родного края, беседа о строении растений, ознакомление с правилами работы в «лаборатории».

Ход эксперимента.

1.Мотивационный этап.

В группе сидит Незнайка, около него цветок  в горшке и кружка с водой.

Воспитатель: Незнайка, что это ты задумал?

Незнайка: Вот хочу цветочек напоить, только не пойму где у него рот, куда кружку подносить.

Воспитатель: Смешной ты, Незнайка, это только так говорят, что растения пьют. А ведь действительно, что значит  «пьют»?  Ведь у цветов и деревьев нет рта? Чем же растения пьют воду?

Дети: Корнями.

Воспитатель: А почему нам не видно?

Ответы детей: Потому что вода бесцветная.

Воспитатель: А хотите увидеть?

Ответы детей: Да.

2.Ориентировочный этап.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы вода имела цвет?

 Ответы детей: Покрасить ее красками.

Воспитатель:  Приглашаю вас в лабораторию (дети занимают места).  Прежде чем начать работу давайте повторим правила безопасности.

Инструктаж  по технике безопасности.

Воспитатель: Что же мы задумали выяснить?

Ответы детей: Как растение пьет воду.

Воспитатель: Какие материалы вам нужны?

Ответы детей: Лист капусты, вода, краситель.

Воспитатель: Какое оборудование вам необходимо?

Ответы детей: Стаканчики,  ложки и салфетки.

Воспитатель: Как  будем проводить опыт.

Ответы детей:  Сначала покрасим воду, а затем поместим в эту воду листик капусты и будем наблюдать.

Воспитатель: Возможно, результат будет виден только через некоторое время, так что наберитесь терпения.

Воспитатель: О том, что увидите, расскажите  Незнайке.  Приступайте к работе, юные исследователи!  

3.Исполнительский этап.

 Дети самостоятельно готовят рабочее место для экспериментирования, поэтапно  проводят необходимые действия, наблюдают, делятся  своими наблюдениями с Незнайкой и  убирают свое рабочее место.    

Воспитатель: Кто хочет рассказать, что же получилось в ходе эксперимента?

Ответы детей.

Воспитатель:  Посмотрите внимательно на лист пекинской капусты, сколько у него  прожилок, которые уже начали окрашиваться в разные цвета  - это и есть трубочки-сосуды, по которым  поднимается вода.

У всех растений есть эти  трубочки, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы. Такое строение у всех растений одинаковое - от огромных деревьев до маленькой петрушки. Поэтому нельзя ломать и портить растения, кору деревьев. Иначе растение может погибнуть. А почему мы должны беречь растения?

Ответы детей: О растениях нужно заботиться, потому что они  очищают воздух, которым мы дышим, и украшают наш мир.

Воспитатель: Ребята, какие растения так любят воду, что растут только около водоемов. Некоторые мы с вами видели на экскурсиях и в ходе наблюдений.

Ответы детей: Ива, ольха, рогоз, камыш, ряска, стрелолист, чилим и т.д.

Воспитатель: Теперь ты Незнайка понял,  как растение пьет воду?

Незнайка: Понял, спасибо вам большое! Вы настоящие исследователи!

4.Рефлексивный этап.

Воспитатель: А вам, ребята, понравилось быть исследователями?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: А мене понравилось то, что вы сами открыли сегодня новый секрет растений! Но наш эксперимент еще не закончился, завтра мы посмотрим, что станет с листиками капусты. У вас есть предположения о том, что мы увидим завтра?

Ответы детей: Листики окрасятся больше.

Воспитатель: Давайте наберемся терпения и немного подождем.

5. Перспективный этап.

Воспитатель: Мы с вами сегодня наблюдали за окрашиванием «цветной» водой листа растения, а как вы думаете, такая часть растения как цветок нуждается в воде?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто хочет разгадать  и эту загадку растений, приходите завра пораньше в детский сад. Я для вас приготовлю цветы белой хризантемы. А опыт вы сможете провести сами?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Хорошо, тогда завтра я вас жду рано утром в нашей «лаборатории»!

Литература.

  1. Прохорова  Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. -М.; 2010 г.
  2. Рыжова  Н.А.  Что у нас под ногами.  - М.; 2010 г.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.  - Воронеж; 2011 г.
  4. Гризик  Т.И.  Познаю мир.-М.; 2010 г.
  5. Мартынова  Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Волгоград .;2011г.
  6. Дыбина  О.В. Неизведанное  рядом, М.; Творческий центр, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. структура НОД соотвествует требованиям ФГОС ДО. Структура НОД содержит использование инновационных технологий....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Познакомиться с миром растений. Отправиться путешествие в царство растений....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.

Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет).  Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздник...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Познакомить с культурными растениями.  Помочь сформулировать учебную цель, как последующее действие, направленное на решение проблемной задачи, для активизации деятельности детей....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Удивительное в камне"

познакомить детей через экскурсию в музей камней с миром камней, об использовании камней в жизни людей....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения Колобка в стране Математики»

Задачи познавательных областей:«Познавательное развитие»: -  продолжать учить детей, раскладывать полоски в порядке убывания длины; -  способствовать усвоению счёта и о...