Проект "Поможем птицам"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Создание благоприятных условий для воспитания гуманного и осознанно бережного отношения дошкольников к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pomozhem_ptitsam.docx185.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

 №29 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

140401, Московская область, Коломенский район, Коломна-1, городок

Телефон: 8 (495) 623-16-46

e-mail: dlesnayaskazka_29@inbox.ru


Проект

«Поможем птицам»

Автор проекта:

воспитатель Будяшкина С.Х.

https://media.dobrf.ru/backend/pictures/e17cbd90dd96463481d77014d1b8df89.large.jpg

2019 г.

Срок реализации: краткосрочный (1 неделя)

Вид проекта: творческий, познавательный.

Участники проекта: воспитанники 5 – 6 лет, воспитатели, родители.

Цель: создание благоприятных условий для воспитания гуманного и осознанно бережного отношения дошкольников к птицам.

Задачи проекта:

  1. Формировать экологические знания детей;
  2. Знакомить с птицами родного края, учить определять птиц по внешнему виду и правильно называть их;
  3. Привлекать внимание дошкольников и их родителей к проблеме выживания птиц в различных условиях;
  4. Воспитывать активную позицию всех участников проекта к сохранению птичьих популяций.

Актуальность

        Современная ситуация в мире обусловлена влиянием экологии на всё живое. Именно человек является тем звеном, от которого зависит будущее не только окружающей нас среды, но и существование животного мира, в том числе и птиц. Вопросами сохранения всего живого занимается наука экология. Целесообразно воспитание экологической культуры и бережного отношения к компонентам природы уже в дошкольном возрасте.

        Формирование знаний о птицах и воспитание гуманного отношения к ним – одно из направлений, которое успешно реализовывается в дошкольных учреждениях. Какая опасность может грозить свободным созданиям? Оказывается, что даже зимующие птицы тяжело переносят зимнее время. Многие из них не улетают в жаркие страны, остаются зимовать на родине. В это время они переживают холод, заморозки, отсутствие крова и пропитания. Самое трудное время года – это февраль. Как правило, он сопровождается сильным ветром, метелями и низкой температурой воздуха. Именно человек может помочь птицам перенести это время и выжить.

Проблема: скудные знания детей о проблемах выживания птиц в различных условиях.

        Ожидаемые результаты:

  1. Дети активны, проявляют интерес и чувства сопереживания к птицам родного края;
  2. Сформированы основные умения заботиться о птицах в зимнее время года;
  3. Все участники проекта внимательны к зимующим птицам и активно принимают участие в природоохранных акциях.

Развивающая предметно-пространственная среда

  1. Центр игры: атрибуты к играм «Путешествие», «Орнитологи», «Следопыты»
  2. Центр уединения: вязаные игрушки-птички, иллюстрации зимующих птиц, звуки птиц.
  3. Центр экспериментирования: «Чье перо», «Чей клюв», «Узнай по следу», «Чем накормим птицу»
  4. Центр конструирования: схемы конструирования из кубиков «Скворечники», из бумаги «Птицы»,
  5. Центр речевого развития: альбом «Зимующие птицы», поддувалочки «Птички на ветке», схемы для рассказывания по сюжетным картинкам про птиц.
  6. Центр книги: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Сова», журнал «Юный натуралист», картотека стихов, загадок, пословиц и поговорок про птиц, аудиосказки про птиц.

Наблюдение в природе

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли. Несколько советов по наблюдению за птицами во время прогулок:

- Сделать кормушку, насыпать в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на кормушку.

- Полезнее всего и интереснее всего провести серию наблюдений. Это даст ребенку гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма.

На что обращать внимание детей во время наблюдений?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями).

2.Чем отличаются повадки разных птиц: как они клюют корм в кормушке, как летают и как ходят птицы, близко ли они подходят к людям, живут поодиночке или в стайках, какой корм они любят, в какое время дня прилетают они на кормушку, в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица, какие следы оставляют птицы на снегу?

Перспективное планирование

Срок реализации

Познавательная деятельность

Практическая деятельность

Игровая деятельность

Чтение художественной литературы

Наблюдение в природе

Работа с родителями

Понедельник

«Зимующие и перелетные птицы»

Раскрашивание «Птицы»

Д/и «Меню для птиц»

П/и «Воробышки»

Разрезные картинки «Птицы»

В. Бианки «Сова», И. Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?»

«Зимующие птицы Коломны»

Папка-передвижка «Зимующие птицы»

Вторник

Составление рассказа «Как помочь птицам зимой»

Лепка «Синицы и снегири»

Д/и «Кто на кормушке»

П/и «Птички в гнездышках»

Упражнение «Нелепицы»

А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», загадки

«Чем питаются птицы»

Конкурс «Лучшая кормушка своими руками»

Среда

«Почему птицы остались зимовать?»

Конструирование «Домик для птиц»

Д/и «Найди по описанию»

П/и «Веселый воробей»

Интерактивная игра «Зимующие птицы Коломны»

Г. Серебрицкий «Берегите птиц»

А. Яшин «Покормите птиц зимой»

«Воробей»

Вывешивание кормушек.

Буклеты «Покормите птиц зимой»

Четверг

«Птицы Красной книги Коломны»

Рисование «Птички на ветке»

П/и «Птицелов»

Д/и «Кто чем питается»

С/р игра «Орнитологи» Упражнение «Береги природу»

В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Павлова «Зимние гости»

«Ворона и сорока»

Подкорм птиц.

Участие в акции «Помоги птицам»

Пятница

Итоговое мероприятие «Юный экологический патруль в помощь птицам»

Лото «Зимующие птицы»

С/р игра «Следопыты»

А. Стрижева «Птицы зимой»

М. Пришвин «Птицы под снегом»

Наблюдение за поведением птиц на участке.

Консультация «Воспитываем у дошкольников гуманное отношение к птицам»

Диагностические исследования усвоенных знаний детей

на начало и конец проекта

Цель: выявить уровень сформированности представлений о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, сорока) и условиях их зимовки.

  1. Методика «Зимующие птицы»

Как можно назвать птиц, которые остаются на зиму?

Что значит перелетные и зимующие птицы?

Назови, каких ты знаешь зимующих птиц?

Какие зимующие птицы встречаются в нашем городе?

Выбери среди картинок птиц только зимующих.

Чем полезны зимующие птицы для человека?

Все ли птицы приносят пользу?

  1. Методика «Условия выживания зимующих птиц»

Где ночуют зимующие птицы?

Как называются домики для птиц?

Чем можно кормить птиц?

Чем нельзя кормить зимующих птиц?

Что могут найти птицы для питания самостоятельно?

Нужно ли подкармливать птиц? Почему?

Чем можно помочь птицам?

Оценка:

Высокий уровень – ответил на все вопросы по каждой методике

Средний уровень – долго думал, ответил по 4-6 вопросов по каждой методике

Низкий уровень – ответил на 1-3 вопроса по каждой методике

Таблица диагностических исследований

 на начало и конец проекта

Фамилия, имя ребенка

Методика 1

«Зимующие птицы»

Методика 2

«Условия выживания»

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Безверхова Яна

С

В

В

В

Белянин Алексей

В

В

С

В

Гайдей Арсений

Н

С

Н

С

Джопуа Георгий

С

В

С

В

Дубовицкий Сергей

С

В

Н

В

Евсеев Дмитрий

С

В

С

С

Калиш Анастасия

С

В

Н

С

Кацеро Александр

Н

В

С

В

Костырева Екатерина

С

В

С

В

Лисин Ростислав

Н

С

Н

С

Ледовский Леонид

С

В

Н

С

Маматов Макар

В

В

В

В

Маликов Дмитрий

Н

В

С

В

Матросова Виктория

С

В

Н

В

Хаба Артем

Н

С

С

В

Хохлев Владислав

В

В

Н

В

Ченина Юлия

С

В

С

С

Чуракова Ксения

Н

В

Н

В

Юдин Евгений

С

В

В

В

Уровень знаний детей на начало и конец проекта

Уровень

знаний

Методика 1

«Зимующие птицы»

Методика 2

«Условия выживания»

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Сформированы

3 человека – 15%

16 человек – 85%

3 человека – 15%

13 человек – 69%

В стадии форм-ния

10 человек – 60%

3 человека – 15%

8 человек – 42%

6 человек – 31%

Не сформированы

6 человек – 22%

0 человек – 0%

8 человек – 42%

0 человек – 0%

Диаграмма «Динамика сформированных знаний детей»

Вывод: Из сводных таблиц и диаграммы наглядно видно, что благодаря систематической и целенаправленной работе по формированию у детей гуманного отношения к птицам и основных знаний об их условиях обитания в зимний период существенно повысился общий уровень сформированных знаний в группе детей старшего дошкольного возраста. Особые затруднения дети испытывали при первичной диагностике: многие не знали, что птицам не все продукты можно давать для употребления в пищу, не могла назвать зимующих птиц, однако на конец проекта нет ни одного ребенка, который бы не усвоил материал проекта. Для сравнения: Сформированные знания на начало проекта у 15% детей, на конец проекта – у 85% дошкольников.

Список литературы

1. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

2. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

6. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. - №12. – С.23-25.

8. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

Приложение 1

Особенности местных чаще всего встречаемых птиц

Место обитания, зимовка

Питание

Значение

ГОЛУБЬ

Обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем.

Питается семенами растений, зерновыми культурами

Благодаря скорости и способности к ориентации, одомашненные голуби издавна использовались как средство связи; уничтожают также семена сорных трав.

ВОРОБЕЙ ГОРОДСКОЙ

Обычно в городах и поселках. Птица оседлая, но чувствительная к холоду (зимует обычно в теплых спальных гнездах)

Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми.

Несмотря на то, что домовые воробьи могут причинять урон посевам сельскохозяйственных культур, в гнездовой период они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых для кормления птенцов.

СИНИЦА

Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая птица.

Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони.

Уничтожает множество вредных насекомых.

ОБЫКНОВЕННЫЙ СНЕГИРЬ

Живет в лесах, парках, садах (избегает только чистые сосняки с густым подлеском). Оседлая и кочующая птица.

Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.

Красивые певчие птицы, питающиеся малоценными семенами диких растений, вообще не могут быть причислены ни к полезным, ни к вредным.

ВОРОНА

Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу или в города, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках.

Всеядна.

В  большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя — вредителя озимых посевов.

Приложение 2

Утренняя гимнастика «Птицы зимой»

Вводная часть

Вот летают птички, птички-невелички.

Все летают и летают,

Крылья согревают.

(Ходьба в колонне за воспитателем, руки слегка приподняты в стороны, помахивать кистями рук. Выполнить 10 сек.)

По сугробам ходят птички-невелички.

У них лапки замерзают

Очень жалко птичек.

(Ходьба с высоким подниманием колен. Выполнить 10 сек.)

Взвились в небо высоко

Полетели птички.

И к кормушкам в детский сад

Прилетели птички.

(Бег в колонне за воспитателем. Выполнить 8 сек. Перестроение в круг.)

Общеразвивающие упражнения

Вдруг мы громкое Кар-кар услыхали.

У кормушки мы ворону увидали.

«Я морозов не боюсь,

Зимовать я остаюсь!»

Крылья вверх, крылья вниз

Зарядку делай – не ленись!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. 1 - Руки в стороны. 2 – И.П. Выполнить 6 раз.)

Красногрудый снегирек

Весь нахохлился, сидит.

У красавца-снегирька лапки замерзают.

Снегирек их греет, лапки подгибает.

(И.П. – сидя, ноги вместе, выпрямлены; опора на кисти рук, поставленных с боков. 1-2 – согнуть ноги, обхватить колени руками. 3-4 – И.П. Выполнить 4 раза.)

Воробьишки тут как тут

С кормушки зернышки клюют.

Клю-клю, клю-клю

Как я зернышки люблю

(И.П. – о.с. ноги широко расставить. 1-2 - наклоны вперед, постучать указательными пальцами по полу. 3-4 – И.П. Выполнить 5 раз.)

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится.

(Прыжки на двух ногах. Выполнить 5-6 раз.)

Дыхательная гимнастика «Почистим перышки»

И.П. – о.с.

1 - левую руку в сторону, вдох носом воздух

2 – глубокий выдох, руку опустить.

3 - правую руку в сторону, вдох носом воздух

4 – глубокий выдох, руку опустить.


Заключительная часть

Вот закончилась в птичек игра

И на завтрак нам пора.

Завертелись, закружились

Снова в деток превратились.

Мы бегали, прыгали, веселились, играли

На завтрак все дружно теперь зашагали.

(Ходьба в колонне за воспитателем.)

Гимнастика пробуждения «Зимующие птицы»

У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

3. Александрова

1. Птички в гнездышках лежат,

Просыпаться не хотят.

И.п. - на боку в группировке. Повороты вправо-влево – 4- 8 раз.

2. Но пора уж просыпаться,

Чисткой перьев заниматься.

И.п. - лёжа на животе, руки вперед.

1 - руки вверх, вертикальные хлопки.

3. Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Согнуть ноги в коленях, прижать руками к животу,

голову поднять.

Выполнить перекаты на спине вперед – назад

(поза «ролик») - 6 раз.

4. Крылья расправляют,

К кормушкам подлетают.

Зерна весело клевали,

Дружно очень щебетали.

И.п. –на четвереньках, ладони друг к другу. Сгибание и разгибание рук с касанием подбородка кровати, произнося на выдохе «Чик – чирик».

6-8 раз

5. Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

А. Барто

И.п. – сед, согнув ноги, подошвы стоп касаются друг друга. Выполнить позу «бабочка». Находиться в позе 6 сек., вернуться в и.п.

6. Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели.

И.п.- сед на пятках, руки в «замке» за спиной. Наклониться вперед, удержать 4- 6 сек., вернуться в и.п. (поза «коровы» - облегченный вариант)        

7. Вот ворона сидит на заборе.

Горе ей, настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов        

И.п. – сидя на пятках, руки на коленях.

Подняться на колени, руки в стороны и произнести «кар-кар».

Повторить 4-8 раз.

8. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ...

(Сорока)

И.п. –на коленях, руки на поясе.

1 - поворот туловища вправо, правую руку в сторону;

2 – и.п.; 3- то же влево; 4 – и.п.

Повторить 4-8 раз

9. Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

— Где болит? Тук-тук!

А, нашел? Тут, тут.

(Дятел)

И.п. – стоя, пальцы сжать в кулак.

1- постучать кулачками, произнося «тук –тук - тук»

2 – наклониться вперед, постучать кулачками по

ногам, произнося «Тут- тут- тут». Повторить 6-8 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....