Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе. Тема: «Дуб».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Василенко Наталья Николаевна

Программное содержание:

Расширить знания детей о дубе.

Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.

Закрепить знания цифр и навыки счета.

Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.

Воспитывать экологическое мировоззрение.

Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.

Оборудование:

Картинки с изображением дуба. Желуди. Карточки с цифрами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dub.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе.

Тема: «Дуб».

Программное содержание:

Расширить знания детей о дубе.

Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.

Закрепить знания цифр и навыки счета.

Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.

Воспитывать экологическое мировоззрение.

Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.

Оборудование:

Картинки с изображением дуба. Желуди. Карточки с цифрами.

Ход занятия:

Устраивайтесь поудобнее, наше сегодняшнее занятие, мы начнем с легенды. Послушайте ее.

Чтение легенды

   «Деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Они сражаются друг с другом, и победители живут много дольше побежденных. Но нужна необыкновенная удача, чтобы дерево прожило весь положенный ему срок. Такая удача выпадает одному из многих тысяч.

   Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, — ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю.

   Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины — они строили огромные дома, а их печи, как

ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила».

Вопросы:

1. Какие чувства вызвала у вас легенда? Почему?

2. Как жили деревья раньше?

3. Зачем человеку все больше и больше требовалось древесины?

4. Почему люди и деревья перестали понимать друг друга и считать друзьями?

5. Что могут сделать люди, чтобы помочь деревьям?

Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об удивительном дереве. О каком именно, догадайтесь сами:

Загадка:

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Какие слова загадки подсказали вам ответ?

   Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы ее понимаете?

   Дуб растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

   Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.

   У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе.

   Листья и цветки на дубах появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. Осенью листья на дубах опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветвях сухими почти всю зиму.

   Дубы – деревья-долгожители. Как вы понимаете слово «долгожитель»? Тот, кто живет долго. Дубы живут очень долго.

   Издавна у людей дуб считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

«Дуб»

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый.

Значит, закаленный!     (И. Токмакова)

Динамическая пауза «На поляне дуб зеленый»

На поляне дуб зеленый,

Потянулся к небу кроной.

(Потягивания – руки вверх)

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

(Потягивания – руки в стороны)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся!

(Наклоны вперед)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе.

(Прыжки на месте)

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

(Ходьба на месте)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

   Среди ветвей дуба часто селятся птицы. А под дубами растут многие грибы. Давайте попробуем быстро сказать скороговорку о дубе: «Дятел дуб долбил, да не додолбил».

   А сейчас – еще одна загадка, о дубовых плодах.

Загадка:

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

   Желуди - замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.

Берет птица в носок,

Самый лучший кусок,

А что остается

Свинке достается.

    Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка про то есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет». Как вы ее понимаете?

   Есть такая примета: «Много желудей на дубе - к лютой зиме».

Дидактическое упражнение «Набери желудей»

Детям раздаются карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать столько желудей (рассыпанных на ковре), сколько обозначено цифрой на его карточке.

   Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.

Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.

Отгадайте загадку:

Загадка

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

О чем эта загадка? О пиле. Как по-вашему, что можно сказать о древесине дуба, если у пилы сломался зуб, когда она его пилила?

По прочности древесина дуба считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома,

делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья.

Особо ценился мореный дуб. Люди погружали целые стволы дуба на долгие годы под воду.

Вот так бревно: в воде давно

Лежит, но не пропало, еще крепче стало.

Действительно, дуб, который находился (морился) под водой, приобретал удивительно красивый цвет древесины, из которой делали резные украшения, мебель для дворцов, даже троны для королей.

И так увлеклись люди, что вырубили великое множество дубов. Даже царю Петру Первому пришлось запретить рубить дубы и советовать людям при случае сажать в землю желуди.

Ведь именно из желудей вырастают дубы.

Желудь и дуб

С ветки на землю

Шлепнулся желудь,

Желудь созревший,

Желудь тяжелый.

Он от испуга

Плачет и плачет

И желудиных

Слезок не прячет.

 – Что же мне делать,

Дуб-исполин?

Эй, отвечай-ка,

Я же твой сын!

 – Что тебе делать?

В землю зарыться,

Чтобы к весне

В дубок превратиться.     (Лейла Эрадзе)

Вопросы:

1. Почему дуб считают символом долговечности, силы, здоровья, красоты?

2. Что такое дубрава?

3. Как растут дубы?

4. Как по коре дуба определить молодое или старое дерево?

5. Почему дуб – долгожитель?

6. Как используют дуб птицы и звери? Человек?

7. За что дуб называли «хлебным деревом»?

8. Что такое «мореный дуб»?

9. Как появляется на свет молодой дубок?

10. Что предпринял царь Петр Первый для защиты дубов?

11. Какой лесной зверь так любит желуди, что ест их даже если не голоден?

12. Какова древесина дуба?

Дети отвечают на вопросы, вытаскивая из мешочка «бочонки» с цифрами, соответствующими номеру вопроса.

           

 

Дополнительная литература:

Загадки:

И гадать не надо даже -

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем!

              ***

Стоит над кручей богатырь могучий:                 Малые детки

Голова - до тучи, плечи пораздвинул,                Сидят на ветке,

Руки пораскинул, пальцы узловаты,                  А подрастут -

Силы непочаты...                                                  На землю спрыгнут.

                  ∗∗∗                                     

На сучке есть палочка,                    

А на ней черпалочка;                        

В той черпалке коробок,                    

В нем лежит живой дубок.                    

                  ∗∗∗                                     

Корона - кудрявая,                              

Сучья - корявые,                                  

А плод - полированный,                    

Как из меди кованный.                      

                  ∗∗∗                                 

Не балует детей,                                

Одевает без затей:                              

Все в его семейке,                              

Носят тюбетейки.  

«Дуб»

Стоит, молчит засохший дуб.

Он выше всех деревьев в роще.

Его обходит лесоруб –

Так много в нем суровой мощи!

С тех пор, как был он молодым

И до земли порой сгибался,

Столетия прошли над ним,

И он упорно не сдавался.

У вьюг пощады не просил

И не роптал в минуты зноя.

Когда же не хватило сил,

Не дрогнул он

                      и умер стоя!    ( В. Товарков)

     

«Жёлудь»

Качался жёлyдь-мyжичок

На ветке дyба.

Надвинyв шапкy на глаза

Скрипел, качался.

Сидела на плечах листва,

Как лисья шyба.

В ней грелся рыжий мyжичок -

И вдрyг сорвался.

Упал он в мятyю травy -

И yдивился.

Упал он в пыльнyю травy -

И рассмеялся.

И yдивился потомy,

Что не разбился.

И рассмеялся потомy,

Что жив остался.                  (Козлов Сергей) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе.Тема:«Георгий Победоносец – символ победы добра над злом».

Задачи. Познакомить детей с иконой Георгия Победоносца. Расширять словарный запас детей. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в помощи. Поддерживать в мальчик...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группы Тема: «Поможем Весне своими знаниями»

laquo;Поможем Весне своими знаниями»/итоговое интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе Цель: закрепить полученные знания.Задачи:Обучающие задачи:Øпродолжать обучать решать...

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в средней группе на тему:«Замечательный врач».

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМв средней группе на тему:«Замечательный врач»....

Конспект интегрированного занятия в старшей и подготовительной группе. Тема: «Я хочу быть дирижером». Тема недели: «Профессии и инструменты»

Конспект интегрированного занятия  в старшей и подготовительной группе (смешанная).  Тема: «Я хочу  быть дирижером». Тема недели: «Профессии и инструменты». Заня...

Конспект интегрированного занятия по аппликации в подготовительной группе Тема: «Космос»

Воспитывать гордость за достижения своей страны, желание быть похожими на героев космоса....

Конспект интегрированного занятия по аппликации в подготовительной группе Тема: «Волшебный мир космоса»

Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие. Цели: Расширить представление о покорении космоса. Учить детей составля...

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу»

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу»...