Проект "Морские обитатели"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Этот проект знакомит детей с обитателями морей мира и Сахалинской области. Развивает кругозор детей. Полезен воспитателям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_morskie_obitateli.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Морские обитатели»
( подготовительная группа)
Авторы проекта: воспитатели - Шестернина И. А., Гнездилова М. А
Участники: воспитатели, родители и дети подготовительных групп.
Вид: фронтальный, информационно - творческий, среднесрочный.
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях моря, чем питаются, как живут под водой;
Участие детей в проекте « Морские обитатели» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Проблема: У морских обитателей особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, т.е. на пляжах, невозможно увидеть морских обитателей и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» «царство» обитателей моря.
Детская проблема: Кто такие морские обитатели? Что дети знают о них? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать?
Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
- Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают.
- Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
- Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.
- Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом.
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
- Воспитывать интерес к познанию жизнедеятельности моря. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, труд, физическая культура.
Предполагаемый результат:
- сформированы представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;
1. Этап Подготовительный
1) Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность;
Цель: приобщение родителей к участию в проекте.
2) Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий.
2. Этап Содержательный
Познание Формирование целостности картины мира, расширение кругозора Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Труд. | Тема: « На дне морском». Программные задачи: Образовательные: *Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде. *Пополнить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников. *Учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём сравнения, подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки. *Познакомить с техникой «Коллаж» *Учить детей воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности. Развивающие: Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы. Активировать и обогащать словарный запас. Развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно- образное мышление, целостность восприятия. Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира. Тема: « В гостях у Нептуна» Программные задачи: Образовательные: *Подведение детей к понимаю того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистая вода, воздух благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека и животных. *Расширение и систематизация знаний о морских обитателях, их роли в очистке воды. *Закрепление умений различать по внешнему виду и называть некоторых морских обитателей, составлять о них короткие познавательные рассказы. *Закрепление умения устанавливать причинно- следственные связи между природными объектами и явлениями (если в загрязненной воде погибнут морские растения и мелкие животные, то крупным животным нечем будет питаться, и они тоже погибнут, и человек не сможет никогда исследовать тайны подводного мира) Развивающие: *Развития познавательного интереса к миру природы, умение самостоятельно добывать нужную информацию. Воспитательные: *Воспитание привычки правильного поведения в природе (не оставлять мусор во время отдыха, унося его с собой). Видеофильмы «Морские чудеса» Программные задачи: Познакомить с многообразием морских обитателей. Развивать познавательный интерес к природе. «Опыты с пресной и соленой водой» Программные задачи: Образовательные: *Способствовать накоплению у детей представлений о некоторых свойствах воды. Развивающие: *Развивать любознательность, умение делать выводы. Воспитательные: *Воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру. Конструирование Тема: «Подводная лодка» Программные задачи: Образовательные: *Расширить представления детей о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строения) *Упражнять в сооружении различных подводных лодок. Развивающие: *Развивать умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе. Ручной труд. Тема: |
В течение проекта | Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети Воспитатели Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. |
Чтение художественной литературой | Чтение и заучивание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?» Цель: помочь запомнить стихотворение с помощью картинок подсказок, учить выразительно, рассказывать стихотворение. Чтение рассказа Н.Носова « Карасики» Цель: познакомить с новым произведением; закрепить представления о внешнем виде и строении, среде обитания данного вида рыб.
|
| Воспитатели, дети
Воспитатели, дети |
Коммуникация | Пересказ произведения Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: помочь понять мораль и содержание сказки, уточнить представления о рыбах. Рассказы детей о жизни морских обитателей Цель: Совершенствование диалогической и монологической форм речи. Формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстником, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
| В течение проекта | Воспитатели, дети Дети, родители |
Художественное творчество | Рисование Тема: «Рыбки играют, рыбки сверкают»
Программные задачи: Образовательные: * Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно - выразительными средствами. *Вызвать интерес к изображению рыбок комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). * Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками). Развивающие: *Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитательные: *Воспитывать эстетическое отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Рисование на тему: «Путешествие в подводный мир». Программные задачи: Образовательные: *Продолжать знакомить детей с морскими обитателями *Способствовать развитию умений дошкольников к интеграции различных видов изобразительной деятельности. Развивающие: *Развивать представления детей об обитателях подводного мира и художественные способности к изобразительной деятельности. *Развивать представления детей о многообразии подводных обитателей Воспитательные: *Воспитывать бережное отношение к природе, флоре и фауне. Лепка Тема: « Тайны моря» Программные задачи: Образовательные: *Закреплять разные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. *Побуждать детей создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая необходимый материал. *Продолжать обучать детей приемам работы в технике «пластелинография». *Стимулировать интерес детей к экспериментированию в работе: включать в оформление обитателей моря дополнительный материал. Развивающие: *Развивать у детей эмоциональное отношение к природе средствами музыки, художественного слова. *Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитательные: *Воспитывать аккуратность в выполнении работ. Аппликация Тема: «Морские коньки играют в прятки» Программные задачи: Образовательные: *Учить самостоятельно выбирать художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия предложенной темы. *Закрепить умения работать с шаблоном. Развивающие: *Развивать внимание, умение работать с ножницами, вырезать изображения по контуру. *Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе. Воспитывать аккуратность в работе.
Коллективная работа: создание панно - коллаж « В подводном царстве» Цель: учиться работать сообща, договариваться в процессе работы. Создание макета « Обитатели моря» Цель: закрепить знания о морских обитателях; прививать любовь к родному краю; вовлекать родителей в проект.
Создание фотоальбома « Морские обитатели» Цель: закрепить знания о многообразии морских обитателях. Поделиться своими впечатлениями о встрече с ними через фото и беседу.
|
В течение проекта
В течение проекта В течение проекта
| Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. Воспитатели, дети Воспитатели, родители |
Социализация Физическое развитие | Ситуативная беседа « Как вести себя на рыбалке» Цель: познакомить с особенностями рыбной ловли и опасностями, которые нас подстерегают.
Подвижные игры: «Караси и щука» Цель: развивать навыки бега, умение быстро реагировать на сигнал водящего. « Удочка» Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость, выносливость.
Дидактическая игра Тема: «Животные водоемов» Цель: закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность. Дидактическая игра Тема: «Цепочки реки и моря» Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде. Дидактическая игра Тема: «Кому нужна вода» Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде. |
В течение проекта (на улице) В течение проекта
| Воспитатели, дети Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети |
3 этап. Итоговый
1. КВН «Что мы знаем о море?»
2. Презентация коллективной работы: панно - коллаж «В подводном царстве»
3. Презентация детской энциклопедии «Мир моря»
4. Презентация фотоальбома « Морские обитатели».
5.Фотопрезентация макета «Обитатели моря».
Литература
1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009
4. Шорыгина Т.А. Рыбы, какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва 2008
5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
6. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"
Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...
Образовательно-игровой семинар по экологическому воспитанию для родителей на тему: "Обитатели нашего двора. В какой помощи и охране они нуждаются".
(из личного опыта, используя подручный материал)...
Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».
Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....
Презентация "Обитатели Балтийского моря"
Эта презентация знакомит с обитателями Балтийского моря...
Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)
Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...
Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»
В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....
Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"
Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...