Проект "Морские обитатели"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Этот проект знакомит детей с обитателями морей мира и Сахалинской области. Развивает кругозор детей. Полезен воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_morskie_obitateli.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Морские обитатели»

( подготовительная группа)

Авторы проекта: воспитатели -  Шестернина И. А., Гнездилова М. А

Участники: воспитатели, родители и  дети подготовительных  групп.

Вид: фронтальный,   информационно - творческий, среднесрочный.

Продолжительность: 2 недели. 

Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях   моря, чем питаются, как живут под водой;

Участие детей в проекте « Морские обитатели» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

 Проблема: У морских обитателей особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, т.е. на пляжах, невозможно увидеть морских обитателей  и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» «царство»   обитателей  моря.

Детская проблема: Кто такие морские обитатели? Что дети знают о них? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать?

Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.

Задачи:

  • Сформировать  представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут,  какие растения и животные их окружают.
  • Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
  • Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.
  • Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
  • Воспитывать интерес к познанию жизнедеятельности моря. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, труд, физическая культура.

Предполагаемый результат:

  1. сформированы представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;
  2. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
  3. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;

1. Этап    Подготовительный

1) Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность;

Цель: приобщение родителей к участию в проекте.

2) Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий.

2. Этап    Содержательный

Познание

Формирование целостности картины мира, расширение кругозора

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Труд.

 Тема:  «  На дне морском».

 Программные задачи:

Образовательные:

 *Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.  

*Пополнить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела,   строению плавников.

*Учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём   сравнения, подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки.

*Познакомить с техникой «Коллаж»

*Учить детей воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности.  

Развивающие:

Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы. Активировать и обогащать словарный запас.

    Развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно-   образное мышление, целостность восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.

Тема: «  В гостях у Нептуна»

Программные задачи:

Образовательные:

 *Подведение детей к понимаю того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистая вода, воздух благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека и животных.

*Расширение и систематизация знаний о морских обитателях, их роли в очистке воды.

*Закрепление умений различать по внешнему виду и называть некоторых морских обитателей, составлять о них короткие познавательные рассказы.

*Закрепление умения устанавливать причинно- следственные связи между природными объектами и явлениями (если в загрязненной воде погибнут морские растения и мелкие животные, то крупным животным нечем будет питаться, и они тоже погибнут, и человек не сможет никогда исследовать тайны подводного мира)

Развивающие:

*Развития познавательного интереса к миру природы, умение самостоятельно добывать нужную информацию.

Воспитательные:

*Воспитание привычки правильного поведения в природе (не оставлять мусор во время отдыха, унося его с собой).

Видеофильмы «Морские чудеса»

 Программные задачи: Познакомить с многообразием морских обитателей. Развивать познавательный интерес к природе.

«Опыты с пресной и соленой водой»

Программные  задачи:

Образовательные:

*Способствовать накоплению у детей представлений о некоторых свойствах воды.

Развивающие:

*Развивать любознательность, умение делать выводы.

Воспитательные:

*Воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру.

Конструирование

Тема: «Подводная лодка»

Программные задачи:

Образовательные:

*Расширить представления детей о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строения)

*Упражнять в сооружении различных подводных лодок.

Развивающие:

*Развивать умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе.

Ручной труд.

Тема:

     

В течение проекта

Воспитатели, дети.

 

Воспитатели, дети

Воспитатели

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Чтение художественной литературой

Чтение и заучивание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?»

Цель: помочь запомнить стихотворение с помощью картинок подсказок, учить выразительно, рассказывать стихотворение.

Чтение рассказа Н.Носова « Карасики»

Цель: познакомить с новым произведением; закрепить представления о внешнем виде и строении, среде обитания данного вида рыб.

 

 

 

Воспитатели, дети

 

Воспитатели, дети

Коммуникация

Пересказ  произведения  Е. Пермяка «Первая рыбка»

Цель: помочь понять мораль и содержание сказки, уточнить представления о рыбах.

  Рассказы детей о жизни морских обитателей

Цель: Совершенствование диалогической и монологической форм речи. Формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстником, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.

 

В течение проекта

Воспитатели, дети

 Дети, родители

 Художественное творчество

Рисование

 Тема: «Рыбки играют, рыбки сверкают»

 

Программные задачи:

Образовательные:

 * Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно - выразительными средствами.

*Вызвать интерес к изображению рыбок   комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте).

* Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками).

Развивающие:

*Развивать графические навыки и способности к формообразованию.

Воспитательные:

*Воспитывать эстетическое отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рисование

на тему: «Путешествие в подводный мир».

Программные задачи:

Образовательные:

*Продолжать знакомить детей с морскими обитателями

*Способствовать развитию умений дошкольников к интеграции различных видов изобразительной деятельности.

Развивающие:

*Развивать представления детей об обитателях подводного мира и художественные способности к изобразительной деятельности.

*Развивать представления детей о многообразии подводных обитателей

Воспитательные:

*Воспитывать бережное отношение к природе, флоре и фауне.

  Лепка  

Тема: « Тайны моря»

Программные  задачи:

Образовательные:

*Закреплять разные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.

*Побуждать детей создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая необходимый материал. *Продолжать обучать детей приемам работы в технике «пластелинография».

*Стимулировать интерес детей к экспериментированию в работе: включать в оформление обитателей моря дополнительный материал.

Развивающие:

*Развивать у детей эмоциональное отношение к природе средствами музыки, художественного слова.

*Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитательные:

*Воспитывать аккуратность в выполнении работ.

Аппликация

Тема: «Морские коньки играют в прятки»

Программные задачи:

Образовательные:

*Учить самостоятельно выбирать художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия предложенной темы.

*Закрепить умения работать с шаблоном.

Развивающие:

*Развивать внимание, умение работать с ножницами, вырезать изображения по контуру.

*Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Воспитывать аккуратность в работе.

 

 

Коллективная работа: создание панно -  коллаж « В подводном царстве»

Цель: учиться работать сообща, договариваться в процессе работы.

Создание макета

« Обитатели  моря»

Цель: закрепить знания о морских обитателях; прививать любовь к родному краю; вовлекать родителей в проект.

 

Создание фотоальбома «  Морские обитатели»

Цель: закрепить знания о многообразии морских обитателях. Поделиться своими впечатлениями о встрече с ними через фото и беседу.

 

 

В течение проекта

 

 

 

В течение проекта

В течение проекта

 

Воспитатели, дети

 

Воспитатели, дети

 

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети

Воспитатели, родители  

Социализация

Физическое развитие

Ситуативная беседа « Как вести себя на рыбалке»

Цель: познакомить с особенностями рыбной ловли и опасностями, которые нас подстерегают.

 

Подвижные игры:

«Караси и щука»

Цель: развивать навыки бега, умение быстро реагировать на сигнал водящего.

« Удочка»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость, выносливость.

 

Дидактическая игра

 Тема: «Животные водоемов»

Цель: закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.

Дидактическая игра

Тема: «Цепочки реки и моря»

Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.

Дидактическая игра

Тема: «Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

 

В течение проекта (на улице)

В течение проекта

 

 

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети.

 

Воспитатели, дети

3 этап. Итоговый

1.  КВН «Что мы знаем о море?»

2. Презентация коллективной работы: панно - коллаж «В подводном царстве»

3. Презентация  детской энциклопедии «Мир моря»

4. Презентация фотоальбома « Морские обитатели».

5.Фотопрезентация макета «Обитатели моря».

Литература

1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.

2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010

3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009

4. Шорыгина Т.А. Рыбы, какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва 2008

5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М.: Мозаика-синтез, 2010.

6. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Презентация "Обитатели Балтийского моря"

Эта презентация знакомит с обитателями  Балтийского моря...

Конспект углубленно-познавательного занятия. Тема: «Знакомство с обитателями моря» (старшая группа)

Программное содержание:Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскирово...

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Практический материал к лексической теме "Водные обитатели"

Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие "ручной умелости": штриховка,...