Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Манокина Татьяна Владимировна

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

«Песочная страна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

«Песочная страна»

Автор – составитель:  

воспитатель МАДОУ МО

 г. Краснодар «Детский сад №216»    

 Манокина Татьяна Владимировна

Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость, мелкую моторику, тактильные ощущения. Закрепление правил безопасности работы с песком. Воспитывать умение слушать своих товарищей.

 Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, вопросы, проведение опытов и исследований, выполнение аппликации.

Оборудование: Песочный человечек, клеенки,2 стакана, стеклянная банка с водой и палочкой, сито крупное и мелкое, плошки с мелким и крупным песком, совочки, формочки, лейка с водой, резиновые игрушки для отпечатки следов, лупы, плошки для рассматривания песчинок, песочные часы, клеевые карандаши, листы цветного картона с нарисованными контурами предметов, цветные пробки.

- А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Посреди двора – гора.
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой,
Хочешь – рой,
А хочешь – строй,
Хочешь – куклам испеки
Золотые пирожки.

- К вам в гости пришел Песочный человечек. Он предлагает вам рассмотреть песок и познакомиться с его свойствами и качеством. Но для начала Песочный человечек написал для вас Правила Песочной страны:

От лица Человечка педагог начинает читать стихи о правилах работы с песком:

— Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя толкаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить

 (Т. М. Грабенко)

-Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

1 Обследование сухого песка.

 - Посмотрите на песок, какой он по цвету? (светло - коричневый)

- А еще он бывает разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным).

2 Пересыпать песок из одной баночки в другую.

- А сейчас пересыплем песок из одной баночки в другую.

- Что происходит с песком? (пересыпается). Значит он какой? (сыпучий)

- А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

- Песчинки.

- Какие они? (разные, цветные, прозрачные, мелкие, крупные…)

- Пересыпьте из одной ладошки песок в другую. Какой песок на ощупь? (сыпучий, шершавый, колючий, сухой).

- А попробуйте слепить шар из песка, (не лепится, сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль)

- А теперь просеем  песок через ситечко. Что у нас получилось? (Сухой песок легко пересыпается. Крупные песчинки остались в сите, о мелкие прошли сквозь его дырочки. Чем мельче дырочки в сите, тем мельче просеивается песок. А крупные песчинки остаются внутри сита.)

- Потрогайте на ощупь крупные песчинки и мелкие. Что можно сказать о них, сравните.

- Крупный песок грубый, очень шершавый, твердый. А мелкий песок мягкий, нежный.

- А еще в песке есть песочная пыль. Ее можно обнаружить с помощью воды:

3 Насыплем горсть песка в банку с водой и не будем размешивать.

- Что происходит? (песок оседает).

- А на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.

- Если размешать лопаткой воду, что произойдет? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

-  Представьте теперь, если будет дуть сильный ветер, то он поднимет в воздух эту песочную пыль. Нам надо быстро зажмурить глаза, чтобы в них не попала пыль. А теперь немного приоткрыли их и посмотрели, есть ли еще пыль, или нет? Пыли нет, можно широко открыть глаза, а теперь спокойно обычно на все смотреть.

- А сейчас немного поиграем с песком:

Пальчиковая гимнастика:

Ползут змейки, — ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Ползут жучки-паучки, — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

ВЫВОД: песок создан природой. Сухой песок сыпучий, видны формы песчинок, легко просеивается, имеет цвет, не лепится, легкий. А еще он хорошо пропускает воду.

- А скажите, как можно из сухого сделать влажный? (полить его)

4 Поливаем из лейки.

- Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный? (по цвету)

-Влажный песок - темно-желтого цвета.

- Мокрый песок не сыплется, его нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

- Слепите несколько куличиков из сырого песка. Получается? А еще сырой песок находится внутри сухого песка. Нужно его раскопать немного.

- А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке. Мокрый песок не сыпучий. Не видны формы песчинок, плотный, имеет темный цвет, лепится, сохраняет форму.

-А сейчас мы разделимся на подгруппы: одна подгруппа пойдет к столу, а другая – будет на сыром песке выкладывать узоры по схеме, лепить куличики…

5 «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).

- Песок состоит из маленьких песчинок. Насыпьте песок на крышечку, возьмите лупы и рассмотрим с вами песок. Из чего состоит песок? (из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные, разноцветные, бесцветные, прозрачные…)

- А еще Песочный человечек хочет вас научить рисовать песком. Намажьте контур рисунка карандаша клеем и посыпьте по намазанному мелким песочком. Посмотрим, что получится. Прижмем аккуратно его пальчиками и лишнее тихонько стряхнем с рисунка. Вот и получился у нас рисунок - картинка.

Пальчиковая гимнастика:

Мы сегодня рисовали, (Дети поднимают перед собой руки).
Наши пальчики устали. 
Наши пальчики встряхнем, 
(Встряхивают кистями.)
Рисовать опять начнем. 

- Вот какой интересный песок в песочной стране. Ведь это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. Песок тяжелый – он опускается на дно баночки. А мелкая пыль остается на поверхности воды, она легкая. При размешивании она окрасила воду.  Мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду. Из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.  

А еще песок очень полезен людям: по песку приятно и полезно, ходить, лежать, играть, строить, рисовать. Песок используют в строительстве, им тушат пожары, а зимой посыпают дорожки, чтобы не было скользко. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Вот такие. Они нужны в медицине, когда вас лечат прогреванием. Из песка лепят замки, рисуют песком.

- Вот какая удивительная песочная страна у Песочного человечка. Ему пора туда возвращаться. Давайте подарим эти рисунки на память Песочному человечку, чтобы он пришел к нам в следующий раз и еще что-нибудь рассказал о песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект регламинтированной образовательной деятельности "Песочная страна"

КОНСПЕКТрегламентированной образовательной деятельностиО.О.Познавательное развитие (Ознакомление с природой)«Песочная страна»...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности "Песочная страна"

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности "Песочная страна"...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная песочная страна».

Цель: развитие познавательной активности детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна. Как получить чистый песок»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...