Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы " Камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Полякова Ирина Николаевна

Формировать знания о камнях, их свойствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Эти обыкновенные и не обыкновенные камни»

Подготовила: воспитатель МБДОУ № 26 «Ягодка»

Полякова Ирина Николаевна

Тема: «Эти обыкновенные и необыкновенные камни».

Программное содержание:

Создать условия для формирования знаний о камнях и их свойствах.

Способствовать развитию исследовательских навыков, познавательных способностей, творческого воображения.

Воспитывать интерес к неживой природе, поисковой деятельности, доброжелательность друг к другу.

Материалы: предметные картинки, обозначающие свойства камней, конверт с фотографией профессора, коллекция камней.

Для исследовательской лаборатории: одноразовая посуда, камни двух видов, лупы, ёмкости с водой. Гвоздь, молоток, салфетки.

Ход НОД:

1.Мотивационный момент.

-Ребята, сегодня утром , когда я пришла на работу  на столе лежала вот эта коробка, похожая на посылку. На ней написан наш адрес, значит она, предназначена нам.

-Интересно, что в ней лежит? Как вы думаете? А как узнать? А узнать нам помогут наши органы чувств. Какие вы знаете органы чувств? (уши, глаза, руки).

-Как нам могут помочь руки?(потрогать, подержать).

-Кто попробует на ощупь узнать, что лежит в коробке? ( ребёнок ощупывает предмет, который находится в посылке).

-Что лежит в коробке?(ответ детей).

-Но мы ещё не все органы чувств задействовали. Как нам могут помочь уши?(послушать).

-Я потрясу коробочку, а вы попробуйте угадать, что может так греметь, шуметь, стучать?(ответ детей).

-Давайте посмотрим, что же там на самом деле. И нам помогут в этом наши …(глаза).

-Действительно в посылке лежат камни. Вы молодцы правильно угадали. Вот только странно, зачем нам камни? Ой, а тут что-то ещё лежит.(дети достают портрет профессора).

-Всё ясно, эти камни нам прислал профессор, который их изучает. Он хочет, чтобы и мы с вами тоже поближе познакомились с разными камнями, их свойствами. Хотите побольше узнать о мире камня (ответ детей).

-Чтобы побольше узнать о камнях, мы должны с вами пройти в нашу лабораторию, но прежде ,чем туда отправиться, давайте вспомним ,что мы уже о них знаем.(дети садятся на стульчики).

2. Беседа о камнях.

Какие камни знаете?(морские, речные, драгоценные).

 Где можно увидеть камни?(на дороге, у реки,)

Для чего нужны, где их используют?(для строительства дорог, Для дизайна, изготовления памятников и т.д.)

Во время беседы происходит показ слайдов «Удивительный мир камня», воспитатель комментирует  слайды.

-Дети, в нашем городе тоже есть такие организации, где добывают камни это «Малетинский карьер» и ООО «Гранит», а камни называются-ЩЕБЕНЬ.(спросить у детей). Показать слайды добычи щебня.

Итак, вот мы с вами и вспомнили, что уже знали о камнях, может кто то узнал, что то новенькое.

А сейчас я вам предлагаю стать учёнными и отправиться в нашу лабораторию для проведения опытов(дети надевают эмблемы и садятся за столы).

Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.) 
Рис. 1

Опыт № 2. Определение размера.

                                                                                                                                             Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.


Рис. 2

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики(подготовка рук-самомассаж).

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.


Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые..


Рис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)


Рис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.


Рис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет,используя эти схемы сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей.

4.-Ребята, вы сегодня были большие молодцы, и поэтому профессор приготовил для вас сюрприз. Посмотрите, какие разрисованные камни есть в его коллекции. Он предлагает и вам из учённых превратиться в художников и превратить ваши камни в произведение искусства.

-А чтобы вам было полегче профессор приготовил вам образцы, что можно нарисовать на камне(показ образцов, рассматривание детьми, выбор, самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя).

5.А сейчас возьмите свои камни и встаньте в круг.

Во что превратились ваши камни?

Давайте своими камнями дополним свою коллекцию.

-Ребята, я предлагаю вам сфотографироваться и послать фотографию профессору, чтобы он знал, что мы получили его посылку и много интересного узнали про камни. Может кто-нибудь из вас, когда вырастет тоже станет геологом.

-А сейчас давайте рассмотрим камни нашей коллекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»

Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна

Программное содержание:Образовательная область  «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно-продуктивной деятельности "Клумба сказочных цветов" (рисование).

Нетрадиционные технологии - рисование с использованием различных бытовых инструментов (картонные палочки, воздушно-пузырчатая плёнка, поролоновые валики и т. д.)....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Мой город"

Интегрированнное занятие построено в виде экскурсии-рассказа о родном городе, ее истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В основе непосредственной образовательной де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...