Конспект непосредственно- образовательной деятельности Тема: «Лён, мой лён».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ренье Ирина Геннадьевна

Конспект непосредственно- образовательной деятельности

Тема: «Лён, мой лён».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности

Тема: «Лён, мой лён».

Группа: старшая

Дата: 16 января 2017г.

Воспитатель: Ренье И.Г.

Задачи:

Познавательное развитие.

-Расширить знание о злаковой культуре льна, со способами его  переработке. - Формировать практические навыки исследовательской деятельности.

Речевое развитие.

- Развивать устную речь ребенка, поощрять к свободному общению. - Активизировать и расширять словарный запас.

Социально-  коммуникативное развитие.

-Воспитывать у дошкольников уважительное отношение в общении со сверстниками, способствует повышение уверенности к себе, уважение к труду других людей.

Художественно-эстетическое развитие.

-Приобщать к традициям родного края и народным промыслам.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, я сегодня в нашей группе нашла диск.  Как вы думаете, о чем он нам может рассказать, что мы  можем  увидеть?

Предположения детей.

Воспитатель: Я предлагаю его  посмотреть и мы все узнаем. (приглашает детей сесть на стульчики перед экраном)

Воспитатель: Ребята, а вы узнаёте эти места? Может кто-то из вас мне назовет, что изображено на этих слайдах?

Дети: Ответ.

Воспитатель: Как вы думаете, что за растение растет на поле?

Вывод: на этом  поле растёт «Лён» символ Маслянинского района.

Ребята, а где мы еще встречали изображение льна?

Дети: ответ. Флаг и герб Маслянинского р-на. Фотографии.

Воспитатель:  Лён является одним из древнейших растений ему уже не менее 7000 лет. Сеют лён весной, в конце мая. Только появятся стебельки нужно начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растёт очень быстро. Затем приходит время цветения льна, и  появляются чудесные синенькие цветочки. После того как лён отцвел, пора собирать урожай, а работа это не простая а называется «теребление» . Раньше женщины и дети выходили в поле рано утром. Рукой захватывали стебельки у самой земли и вырывали с корнем горстями.8 горстей вязали в сноп, а снопы ставили для сушки. В наше время эту тяжелую работу выполняет специальная техника теребления (показ слайдов)

Вопросы: Когда сеют лен?

Почему необходимо полоть лен?

Когда собирают урожай?

Как называется этот процесс?

Почему в настоящее время используют технику для теребления льна?

Воспитатель: Затем лен молотили,  чтобы  собирать  семена. Семена находится на самой верхушке стебля. Давайте подойдём к столу и рассмотрим растение.

Вопрос: Посмотрите внимательно и скажите, на что похожи домики семян?

Воспитатель: Я с вами согласна, домики семян похожи на маленькие коробочки.

А как вы думаете,  на  что похоже семена льна?

Дети: ответ.

Воспитатель: Да а семена похожи на маленькие капельки.  Они очень полезны и из них  получают льняное  масло. Масло из семян льна можно получить и в домашних условиях. Ребята, а вы хотите узнать, как из семян получают масло? Нам для этого понадобится ступа. Вы знаете, что такое ступа? Давайте посмотрим, что же это такое. Емкость для семян называется ступой. Подержите ступу. Почему она такая тяжелая? Потому что, из металла. С каким предметом можно сравнить ступу? Правильно с чайной чашкой стаканом. А это пест, им толкут семена в ступе. На что похож пест? Да на гриб.  Сейчас мы с вами попробуем добыть льняное масло. (дети насыпают семена в ступу и толкут их)

 Скажите трудно было масло добывать? А как вы думаете почему ?

Дети: Ответ

Воспитатель: (показ слайдов) Следующий процесс называется «сушка льна». Лен снова  собирали лён и  везли сушить. Сушили его в бане, на полатях. Как вы думаете,  для чего нужно было сушить лён?

Дети: ответ.

Воспитатель: Давайте узнаем, что же дальше происходит со льном? Дальше лен « трепали» измятый лён били деревянным инструментом, который называется «трепало». После того как лён потрепали, получалось льняное волокно. Вы запомнили, как называется предмет, которым треплют лён?

Дети: Ответы.

Воспитатель: После того как лен просушили и прошел процесс «трепания», лен мяли. В наше время это делает  машина  она мнет лен. Но в старину это делали на деревянных приспособлениях. Как вы думаете, как оно называлось  приспособление для того чтобы мять лен?

Дети: ответ.

Воспитатель: Её называли «мялкой» потому что она мнёт лён.

Воспитатель: Отрепанный лён начинали очёсывать: сначала крупной железной щеткой, затем мелкой щетинистой. Он становился мягким и шелковистым. После того как лён прошел все этапы обработки самое время ему отправляется на фабрику.

Давайте подойдём к столу и рассмотрим переработанный на разных этапах лен. А сейчас мы с вами вспомним, что же делают со льном.

А из волокон, которые не пригодились делают паклю. Как вы думаете, где можно использовать паклю?

После того как волокно было готово,  женщины принимались прясть. Посмотрите ребята, как выглядят прялки. В наше время волокно прядут на прядильных фабриках. (просмотр слайдов)

Как вы думает, что получают после прядения?  Где могут применять нитки?

Дети: Ответы

Воспитатель: Вывод: льняные нити поступают на ткацкую фабрику, где изготавливают разные ткани, а потом из них шьют красивую одежду. (рассматривают выставку с экспонатами одежды и изделий)

Вот такой долгий путь проделывает лён от поля до магазина. Где мы покупаем красивые вещи, полезное для здоровья масло.

Лен это гордость Маслянинского района. Каждый год  на стадионе проводится праздник льна

Воспитатель: Что  интересного вы  узнали про лен?

Дети: ответ

Воспитатель: Лен это гордость Маслянинского района. Каждый год  после уборки льна на стадионе проводится Праздник льна. На праздник одевают  одежду сшитую из льна- льняную одежду и поют песни, водят хороводы, играют в народные игры.

 Я вас хочу пригласить поводить хоровод «Уж, мы сеяли лен». Давайте  наденем  сарафаны, рубахи  и поведем хоровод.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема:В гостях у курочки Рябы(образовательная область «Коммуникация»)в первой младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа

Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз

Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...