Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Балакина Елена Михайловна

История развития ложки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_muzeyn_ped.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Кафедра непрерывного образования

Итоговая работа по программе: 

«Музейная педагогика как новая образовательная технология,

реализующая требования ФГОС ДО»

Мини-музей в дошкольной образовательной организации

на тему:

История развития ложки

Группа:          №    145  

Слушатель: Балакина Е.М.

                                                                                             

Преподаватель: Городецкая С.В., к.п.н., доцент

2019 г

  УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №16»

141336, Сергиево-Посадский район, п. Реммаш, ул. Школьная, д. 10, тел. 546-82-16.

     

Конспект образовательной деятельности

по «Познавательному развитию»

раздел «Ознакомление с окружающим миром»

Тема:

«История развития ложки»

 (возраст детей: средняя и старшая группы, 4-6 лет)

 

                Подготовила:            

                Воспитатель Балакина Е.М.

Цель: Развитие познавательного интереса к открытию новых необычных знаний о знакомых предметах (ложка) средствами мини-музея и виртуального музея. Программные задачи:

1. Обучающие задачи:  Познакомить детей с историей возникновения ложки, об ее изменениях по прошествии времени; о многообразии ложек: материал, размер, форма, украшения, назначение;

2.  Развивающие задачи:  Обогащать словарь: далекие года; камень;                                                     золото; металл; дерево; алюминий. Учить образовывать относительные прилагательные: дерево - деревянный и т.д. Развивать монологическую речь;

 3. Воспитывающие задачи:  Воспитывать бережное отношение и уважение к результатам труда людей.

 

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, устное народное творчество, дидактические и подвижные игры, слушание частушек, экскурсия в мини-музей.

Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приёмы: игровые, наглядные; вопросы к детям; использование художественной литературы; активизация словаря; дифференцированный подход.

Активизация словаря: далекие года; камень, золото; металл; дерево; алюминий.

Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование (ложки из разного вида материалов), наглядный, методический материал к занятию, музыкальное сопровождение.

Экспонаты мини-музея: ложки из разного вида материалов

Ход образовательной деятельности

На пороге музея детей встречает  Хозяюшка.

Хозяюшка: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я - хозяйка и хранительница музея, в котором живут обыкновенные и необыкновенные предметы. Здесь есть чудесный сундучок с загадками, если загадку мою отгадаете, то про чудо узнаете! (достает из сундучка деревянную пластиночку с загадкой):

- Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

 Кашу, суп, окрошку,

Вы узнали? Это ..... (ложка)

Хозяюшка достает из сундучка ложку.

Хозяюшка: - Посмотрите, ребятишки, какая у меня ложка. А всегда ли она была такой? Когда - то, давным - давно, люди жили в пещерах и ели сырую пищу, ложка им была не нужна. Прошло время, и человек научился добывать огонь, пищу стали варить на костре:

Вы представьте сами,

Как же трудно было

Есть горячий суп руками!

Но подумал: "Выход есть!"

И сделал ложку человек!

Хозяюшка - Сначала ложка была каменной, а камень какой? Возьмите камень в руку. (дети берут со стола камни)

Дети - Камень тяжелый.

Хозяюшка - Ложки тоже получались тяжелые, с неровными краями. Они обжигали и царапали рот. Человек отказался от каменной ложки, тогда стали пользоваться ракушками. Возьмите в руки ракушки и зачерпните воду. Видите, в ракушке остается мало жидкости, да еще ракушки были очень хрупкими. Шло время, изменялись инструменты - помощники у человека. И решил тогда человек сделать ложечку из дерева, ведь деревья растут почти везде. Сначала делали топором заготовку, которая называлась " баклуша". Эта работа была не так уж сложна, поэтому ее доверяли и детям. Дальше мастер обтачивал края у будущей ложки, выделывал ручку. И получалась вот такая ложка (показывает некрашеную ложку). Детям предлагается взять в руки ложки деревянные.

Потрогайте ложки и скажите: тяжелые ли эти ложки? Зачерпните ими воду. Удобно? Но и это еще не все. Научился человек добывать краски из разных растений, из глины и решил украсить свою ложку, разрисовать ее. Хороша ложечка?

Дети - Да, красивая! Хозяюшка. - И с тех пор стали люди украшать свои ложки разными узорами, посмотрите на эти ложки, какие элементы узора вы видите?

Дети -Травка, ягоды, завитки, ложечка покрыта специальным лаком, это хохломские ложки.

Хозяюшка - В прежние времена без ложки в гости не ходили. За столом был такой порядок: в общую миску с едой никто без разрешения старшего не лез, а если кто нарушал порядок, получал ложкой по лбу. В следующий раз подумаешь, прежде чем баловаться!

Хозяюшка - А теперь давайте поиграем с этими ложками. Вы разделитесь на две команды и начнете передавать друг другу ложку. К кому она быстрее вернется, та команда и выигрывает.

Игра " Чья ложечка быстрее"

Хозяюшка. - Прошло еще какое - то время и ложки стали делать из металла. Вот они, посмотрите и скажите, какой они формы. (Дети показывают и называют форму ложки)

- На кухне, в гостиной во время застолья

Есть ложки для сахара, перца и соли.

А суп разливают большой поварешкой.

Вот только для моря не видел я ложки.

Сегодня можно увидеть очень много разных ложек, которые мы используем на кухне, дарим друг другу, как сувенир. В нашу страну приезжает много гостей из разных стран и им нравится наш русский сувенир - деревянная расписная ложка. Это наша гордость. И, в конце нашей беседы посмотрите, какие ложки музыкальные:

Ах, какие ложечки, посмотри, посмотри,

Поиграем в ложечки и станцуем мы.

Тук - тук, ложечки, попляши, попляши,

Тук - тук, ложечки, покружись от души!

(дети играют на ложках, остальные пляшут)

Мотивационно-ориентировочный этап

Развитие устойчивого интереса к истории нашей Родины; желание узнавать что-то новое.

Проблемно-поисковый этап

Расширение сферы образования и воспитания через приобщение к музейным ценностям.

Практический этап

Закрепление умения сравнивать разные группы предметов по их свойствам.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитание эмоций, развитие воображения. Дети смогли немного соприкоснуться со «знакомыми незнакомцами».

Последующая работа

Сохранение традиций, патриотическое воспитание детей; приобщение к русской народной культуре

Результативность реализации технологии музейной педагогики

в условиях ДОУ заключается в следующем:

  1. Сохранение традиций, патриотическое воспитание детей.
  2. Создание условий, при которых у воспитанников развивается желание узнавать историю через посещение музеев.
  3.  Дети узнают об эволюции предмета (ложки) - от примитивного до шедевра.

Использованная литература

Интернет-ресурсы

Художественная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....