Исследовательский проект "Воздух вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ичеткина Надежда Владимировна

Материал содержит информацию по организации и проведению с детьми старшего дошкольного возраста проектной деятельности, направленной на изучение свойств воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_vozduh_vokrug_nas.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Исследовательский проект "Воздух вокруг нас"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Проект: краткосрочный.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Место проведения: МБДОУ г.Иркутска д/с №185

Тип проекта: исследовательский.

По числу участников: подгрупповой (10 чел.)

Участники проекта:

Дети старшей группы:  участвуют в разных видах деятельности (познавательной, исследовательской, игровой, практической).

 Воспитатель: организует деятельность детей и родителей;

 осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

  • Что такое воздух?
  • Зачем он нужен людям и растениям?
  • Как можно увидеть воздух?
  • Что такое ветер? Как он появляется?

Гипотеза: Воздух присутствует везде, и он может быть другом и врагом.

Цель проекта: 

Создание оптимальных условий для развития у детей творческой активности, через организацию разных видов деятельности: исследовательской, познавательной, продуктивной.

Задачи:

Дети:

  • Узнать, что такое воздух, какими свойствами обладает, зачем и кому он необходим, об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;
  • Закрепить умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
  • Научиться экспериментированию с объектами неживой природы.

Педагог:

  • Формировать, систематизировать у дошкольников представления о  воздухе, его свойствах, об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;
  •  Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее ресурсам.
  •  Закрепить умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
  • Активизировать и обогатить словарный запас детей.
  • Стимулировать исследовательскую деятельность дошкольников.

Родители:

  • Создать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  •  Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней, активизировать их творческий потенциал.

Реализация проекта:

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы (создание ситуации, в которой ребенок самостоятельно или с помощью педагога приходит к формулировке исследовательской задачи)

Проблемная ситуация.

   Один из воспитанников старшей группы (Данил) глянув в окно, воскликнул: «Смотрите, дерево все белое!» Егор сказал: «Я знаю, это снег ночью выпал, поэтому все вокруг побелело». Выйдя на улицу, дети увидели, что этот снег «прилип» к травинкам. Выяснили, что это не снег, а иней. Егор поинтересовался: откуда иней взялся? Воспитатель объяснила, что когда холодный воздух встречается с теплым, частички испаряющейся воды превращаются в маленькие кристаллы и оседают на траве и ветках деревьев. Это и есть иней. Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать иней. Лиза спросила: «А что воздух умеет ходить?» Так, в ходе размышлений, беседы, дети выявили   проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».      

Формулирование исследовательской задачи (проектирование или планирование). В ходе рассуждения выявились 6 детей, заинтересовавшихся этой проблемой. В итоге рассуждения совместно с педагогом сформулировали исследовательские задачи: выяснить, что такое воздух, зачем он нужен человеку, какой бывает, как воздух можно использовать; провести опыты с воздухом. С помощью педагога формулируем гипотезу: воздух присутствует везде, и он может быть другом и врагом.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

Проведение опроса, оформление результатов опроса. 

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем об этом?

Гоша: Это неживая природа

Что это такое?

Спрошу у воспитателя

Лиза: Им можно дышать

Арина: Долго не дышать нельзя, можно задохнуться

Как двигается воздух?

Можно в книжке посмотреть или в интернете

Лиза: Он бывает теплый и холодный. И белый, когда зима.

Откуда взялся ветер?

У мамы спросить можно или у папы

В ходе опроса выявляются источники информации с точки зрения детей: родители, воспитатели, интернет. Предлагаем провести опрос родителей, педагогов, формулируем совместно вопросы для опроса: (поиск информации)

 • Что такое воздух?

• Зачем он нужен?

• Как его можно использовать?

Результаты опроса выбранных детьми людей:

Что такое воздух?

Зачем он нужен?

Как его можно использовать?

Мама Арины

Смесь азота и кислорода

Для дыхания всех живых существ на земле

В надувных предметах, парусник тоже плывет с помощью воздуха

Мама Лизы

Это газ, которым дышат все животные и люди

Для жизни на земле

Подуть на ранку, Надуть шарики или мыльные пузыри

Помощник воспитателя

Лариса Викторовна

Это кислород

Только чтобы дышать человеку, животным и растениям он нужен

В интернете прочитали следующую информацию: во́здух — смесь газов (главным образом азота и кислорода, а также аргонауглекислого газаводорода), образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования на Земле живых организмов. В промышленности и в быту кислород воздуха используется для сжигания топлива с целью получения тепла и механической энергии в двигателях внутреннего сгорания.

В ходе беседы после опроса и чтения информации в интернете выяснили:

Воздух-это газ, состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Необходим для существования всего живого на Земле. Используется в разных областях промышленности и в жизни человека. Дети не согласились с высказыванием Веры Владимировны, доказали, что воздух нужен всем.

Обсуждение способов проверки правильного с точки зрения детей ответа, возможности — невозможности проверки. Рассуждаем, как можно проверить, кто прав, можно ли вообще проверить, кто прав? В ходе беседы приходим к выводу: людей много и всех опросить нельзя, придется все выяснять опытным путем.

  1. Занятия, видео, презентации по теме исследования.
  2. Опыты и эксперименты.
  3. Продуктивная деятельность.

 В результате реализации проекта  создана картотека опытов с воздухом, пополнился уголок экспериментирования, сделаны книжки-малышки, создан плакат «Воздух – друг, воздух - враг» (продукт)

В ходе окончания проекта детям задавались вопросы: «Для чего нужен воздух».

Были даны такие ответы:

«Воздух помогает плыть кораблям»                              Арина

«Помогает дышать больным»                                        Егор

«Шарики надувает»                                                     Вадим

«Ветер делает волны на море …»                                  Артем

«Им можно рисовать…»                                               Лера

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.

1) Открытое занятие

2) Выступление на педсовете

Познавательная деятельность детей в ходе реализация данного проекта осуществлялась в рамках ограниченной темы, но взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, процесс коллективного сотворчества, социальная значимость темы позволили интегрировать задачи образовательных областей социально-коммуникативного и познавательного развития.

Планирование наблюдений с детьми старшей группы по ознакомлению с воздухом.

Время года

Наблюдения

ОСЕНЬ

1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный.

2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные) облаках.

ЗИМА

1. Воздух в пасмурный (холодный и влажный) и в ясный день (сухой, «щиплет» нос и щеки).

2. Наблюдения  за дымом: во влажную, ветреную погоду дым стелется; в морозную – дым столбом.

3. Наблюдения за поземкой. Объяснить, что это такое.

ВЕСНА

1. Весенний ветер: чистый, свежий, теплый.

2. Понаблюдать, как ветер гонит рябь по лужам. Почему бывают волны?

ЛЕТО

1. Наблюдение за ветром: теплый, легкий, прохладный. Если сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер сильный, порывистый. Если чуть колышутся листочки – ветер слабый. Понаблюдать, как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль.

2. Наблюдение за грозой. Объяснить, что чем меньше времени между вспышкой молнии и раскатом грома, тем быстрее начнется дождь.

3. Сравнение облаков и туч.

Опыты и эксперименты с воздухом

для детей старшего  дошкольного возраста.

     Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

     Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учит самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

  • «Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
  • «Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.
  • «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?
  • «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними скотч с крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.
  • «Надувание воздушного шарика».

Задача – обнаружить воздух.

Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.

     Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.

  • «Поиск воздуха».

Задача – обнаружить воздух.

Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

     Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящий процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду;  надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

  • «Что в пакете?»

Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

     Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.  Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.  

  • «Загадочные пузырьки».

Задача – обнаружить воздух в других предметах.

Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

     Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

  • «Надувание мыльных пузырей».

Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

     Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).

  • «Пузырьки-спасатели».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

     Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

  • «Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

     Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на рапы и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Конспект занятия в старшей группе

«ВОЗДУХ».

Задачи

  • Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов.
  • Познакомить с некоторыми свойствами воздуха и с источниками  его загрязнения (автомобили, заводы).
  • Рассказать о роли растений в очищении воздуха.

Оборудование

  • Лист тонкой бумаги, разрезанный на полоски;
  • Резиновый мяч;
  • Надувной шар;
  • Резиновая игрушка с пищалкой;
  • Полиэтиленовый пакет.

Ход занятия

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

А теперь отгадайте еще одну:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

- Правильно, это воздух. О нем и пойдет речь на сегодняшнем занятии.

     Кто-нибудь из вас видел воздух? Он невидимка. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем.

     Без него на земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем или, наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже пяти минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.

     Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там, где нет воздуха, царит безмолвие.

     Что же такое воздух? Чем мы дышим?

     Воздух – это смесь различных газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных – кислород. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ.

     Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? А потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди, а сами выделяют кислород.

     Так и живут, помогая друг другу дышать, люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, трав и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь каждый кустик и каждую травинку, где бы они не росли.

     Чтобы ответить на вопрос, где встречается воздух, проделаем несколько опытов.

Воспитатель надувает полиэтиленовый пакет и завязывает его: «Что в этом пакете?».  Дети отвечают: «Ничего». «Ну, ведь я не могу его сжать, сложить аккуратно. Значит, в нем что-то есть?». В пакете – воздух.  

     А теперь отгадайте еще одну загадку:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.  (Ветер).

     Что такое ветер?  (Это движение воздуха).

     Откуда прилетает ветер? Как он образуется? А вот как Солнце греет Землю не одинаково, неравномерно. Всегда где-то теплее, где-то холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплый воздух освободил место холодному, потому что теплый воздух легче и поднимается вверх. Вот и получается ветер.

     Сейчас мы попытаемся услышать невидимку. Воспитатель показывает игрушки с пищалками.  Почему раздается писк? Воспитатель выпускает воздух из воздушного шара. Что я делаю? Как вы догадались, что воздух выходит из шарика? Воспитатель дает детям почувствовать движение воздуха из шарика.

     Что нужно делать, чтобы воздух в группе был чистым? Ответы детей.

Дополнительный материал (вопросы), которые можно задавать детям, в ходе реализации проекта. На данные вопросы дети могут ответить, после проведения экспериментальной работы, эвристических бесед, также после просмотра видеофильмов, энциклопедий, различных иллюстраций.

  1. Чем дышат люди?
  2. Сколько времени вы можете обходиться без воздуха?
  3. Чем дышат животные, которые обитают в воде?
  4. Как обнаружить воздух?
  5. Почему в лесу воздух чище, чем в городе?
  6. Чем загрязнен воздух в городе?

Прозрачный невидимка

Конспект занятия в старшей  группе.

 

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. 

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной. 

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой. 

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам не обходим! 

Вы, конечно, догадались, что речь идёт о воздухе, которым мы дышим. Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. 

-         Какими же свойствами обладает воздух? 

Воздух бесцветный, прозрачный, у него нет запаха. В его состав входят разные газы: азот, кислород, углекислый газ.

При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров воздуха необходимы человеку для дыхания только на один день!

А вот растения, наоборот, используют углекислый газ, а атмосферу насыщают кислородом.

Давайте внимательно рассмотрим зелёный листочек. Нижняя поверхность листа, покрытая прозрачной плёнкой, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами. Хорошенько разглядеть их можно в микроскоп или через увеличительное стекло. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ. На солнечном свету из воды, которая поднимает от корней по стеблям растений, из углекислого газа в зелёных листьях образуются сахар, крахмал и выделяется кислород. Не зря растения называют зелёными лёгкими планеты!

-         Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? 

Конечно в лесу! Приятно вдыхать смолистый запах хвойных деревьев, чувствовать аромат берёзы, дуба, цветов, пахнущих мёдом. Лесной воздух не только чистый, но и целебный. Деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии.

В городах воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнён частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.  http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp125/rabot/29/images/auto.jpg

-       Давайте вместе подумаем, когда воздух в городе становится свежее, чище?

Такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть.

-       Как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить городской воздух? 

Люди сажают в городе деревья. Заметили ли вы, что часто вдоль городских улиц и в скверах растут тополя? Эти высокие стройные деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Один тополь может заменить три липы, четыре сосны или семь елей. Кроме того, тополя прекрасно очищают загрязнённый воздух.

Почему же тополя хорошо очищают воздух?

Благодаря длинному тонкому черешку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая легко смывается дождём или слетает с гладкой поверхности листа.

В больших городах работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль. 

-       Как очистить такой воздух? 

На многих предприятиях устанавливают особые фильтры, проходя через которые воздух очищают. Частицы копоти и пыли осаждаются на фильтре, а ядовитые газы улавливаются специальными установками.

Кроме того, учёные разрабатывают конструкции новых автомобилей, не загрязняющих воздух.

У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.

Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он сохраняет тепло тела, и животным в заснеженном зимнем лесу никакой мороз не страшен!

-       А знаете ли вы, что такое ветер? 

Это движение слоёв воздуха. Ветер бывает лёгкий и порывистый, тёплый и холодный. В лесу он помогает растениям – переносит пыльцу и семена деревьев, кустарников и трав. Ветер относится к неживой природе, но связан с живой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».

Аннотация проекта   Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремлени...

Исследовательско - творческий проект в средней группе "Вода вокруг нас"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

Исследовательская деятельность по теме «Часы вокруг нас»

Игровые задачи.        1.     Расширить представления детей о часах, как приборе      измерения  времени.2 .Класси...

Воздух вокруг нас (познавательно-исследовательская деятельность

В данном конспекте. поделилась опытом составления НОД для своих коллег. В конспекте отображено все то, как заинтересовать детей к исследованию путем увлекательного их путешествия в лабораторию и оказа...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:«Вода вокруг нас».

Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представлени...