Конспект занятия "Строение растений" (4-5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Оськина Наталья Анатольевна

Цель: формирование познавательной деятельности детей.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • обобщить представление детей о многообразии растений, о связи живой и неживой природы;
  • упражнять в различии и назывании растений и их частей, выяснить значимость каждой части растения;
  • уточнить представления о пользе растений.
  1. Развивающие:
  • развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач;
  • активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • развивать любознательность и познавательную мотивацию.
  1. Воспитывающие:
  • воспитывать у детей желание заботиться о природе;
  • способствовать развитию умения выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, развивать умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_stroenie_rasteniy.docx171.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 15»

(МБДОУ ЦРР ДС № 15)

КОНСПЕКТ

интегрированной организованной образовательной деятельности

воспитателя с детьми средней группы

Подготовил: воспитатель

группы №  (4-5 лет)

Н.А. Оськина

                                                 

г. Озерск, 2017 г.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: формирование познавательной деятельности детей.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • обобщить представление детей о многообразии растений, о связи живой и неживой природы;
  • упражнять в различии и назывании растений и их частей, выяснить значимость каждой части растения;
  • уточнить представления о пользе растений.
  1. Развивающие:
  • развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач;
  • активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • развивать любознательность и познавательную мотивацию.
  1. Воспитывающие:
  • воспитывать у детей желание заботиться о природе;
  • способствовать развитию умения выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, развивать умение работать в коллективе.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.

Предварительная работа педагога:

  • составление конспекта; подготовка презентации; заучивание стихов; рассматривание иллюстраций; беседы о деревьях, цветах, кустарниках, живой и неживой природе; наблюдения за деревьями и кустарниками на участке ДОО; чтение художественной литературы; продумывание месторасположения необходимых зон; подбор оборудования.

Методы и приемы:

  • наглядные;
  • практическая деятельность;
  • вопросы к детям;
  • словарная работа.

Материал и оборудование:

  •  мультимедийная установка;
  • картинки с изображением частей растений;
  • посадочный материал, горшочки с землей, клеенки, фартуки;
  • рабочие тетради, карандаши по количеству детей.

Ход занятия

 Вносится посылка (садовая земля) и письмо от Старичка Лесовичка.

 СЛАЙД 1

(Читается письмо)

СЛАЙД  2

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы встретиться со Старичком Лесовичком?                      

Ответы детей:  (посадить в группе растения).

 Воспитатель: Мы обязательно посадим сегодня растения, но сначала повторим все, что о них знаем.

Отгадывание загадок (на экране появляются картинки - отгадки)

а) Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май сережки дарит ей (берёза)

 СЛАЙД 3

б) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

  СЛАЙД 4

-По каким признакам вы узнали, что это дуб?

-Какие у него плоды?

-Кто питается его плодами?

в) В лугах сестрички -

Золотой глазок, белые реснички (ромашка)

 СЛАЙД 5

г) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

 СЛАЙД 6

д) Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Осень любит бусы эти,

Дети, птицы и медведи (малина)

 СЛАЙД 7

е) На сучках висят шары,

Посинели от жары (слива).

 СЛАЙД 8

Воспитатель: Назовите все то, что отгадали одним словом

Ответы детей: (растения).

ВоспитательРастения - это живая или неживая природа?

Ответы детей.

-Докажите, что это живая природа

Ответы детей: (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).

Воспитатель: Сегодня мы будем разговаривать о части живой природы - растениях.

Воспитатель читает наизусть стихотворение Б. Заходера.

  СЛАЙД 9

Не спеша, растут деревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в землю,

Простирая руки к солнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят -

Им ведь нужно так немного –

Свет, Земля,

Вода и ветер -

То, чего искать не надо,

То, что всем даётся даром.

А ещё деревьям нужно,

Чтоб земля была прекрасна,

И живут они, деревья,

Украшая нашу землю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной.

 

Воспитатель: что нужно растению для жизни?

Ответы детей: свет, тепло, вода, почва, ветер.

Воспитатель: что дает растениям Солнце?

Ответы детей:  свет и тепло.

Воспитатель: солнце - это живая или неживая природа?

Ответы детей: неживая.

Воспитатель: зачем нужна растениям Вода?

Ответы детей: питание.

Воспитатель: Откуда растения берут воду?

Ответы детей:  из почвы.

Воспитатель: значит, растения связаны с почвой и водой. А для чего растениям ветер?

Ответы детей: размножение.

Воспитатель: вода и ветер - это живая или неживая природа?

Воспитатель: Живым растениям необходимы: Солнце, Вода, Почва, Ветер

 СЛАЙД 10

МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО  ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

Физкультминутка

Этюд «Мы – деревья»

Мы – деревья, (дети покачиваются)
Наши ноги – корни,  (руки опущены)
Тело – ствол большой и сильный.  (проводят руками по телу снизу вверх)     
Наши ветки ветер клонит.  (покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)
Пляшут ветви в небе синем.  (быстро машут руками, встряхивают ими)

Виды растений.

Все растения можно распределить по нескольким большим группам. Три главные группы (три вида) - это травы, кусты и деревья. Приведем примеры.

а) травянистые, это травы .............

б) кустарниковые, это кусты ................

в) древесные, это деревья .................

СЛАЙД 11

 Из каких частей состоит растение.

Воспитатель: Посмотрите на картинки. Какие  виды растений вы видите?

Ответы детей: кустарник, дерево и травянистое растение.

СЛАЙД 12

Воспитатель: отгадайте загадки (на слайде – корень, ствол, листья, цветок, семена).

Воспитатель: какой можно сделать вывод?

Ответы детей: все растения имеют одинаковое строение.

  СЛАЙД 13

  Воспитатель: давайте вместе подумаем, зачем растению корни?

            Рассказ дедушки-корня

Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго - от 50 до 500 лет, кустарников - от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.

Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.

Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.

Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.

(Составление цепочки, показывающей взаимосвязь всех частей растения)

-Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

-Для чего нужны листья? (листьями растение дышит)

-Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

ВЫВОД: все части растения важны.

  СЛАЙД 14

Воспитатель:  Семена каких растений вы видите?

Ответы детей ( пшеницы, дуба, каштана, фасоли, кукурузы)

  СЛАЙД 15

Воспитатель: Какие надземные части растений вы увидели?

Ответы детей (ствол, листья, плоды, цветы)

           СЛАЙД 16

Воспитатель: Посмотрите,  какими бывают корни растений. Где они находятся?

          Ответы детей (под землей)

Закрепление:

Задание 1. Детям раздаются картинки.

-Соберитесь, пожалуйста, в три группы. В одной будут те, кому достались части растений, живущие над землей. В другой – те, у которых на картинках части растений, которые могут жить и над землей, и в земле. В третьей группе окажутся хозяева тех картинок, где изображены части растений, живущие только в земле.

Задание 2.   Каждый ребенок собирает картинку из отдельных частей.

- Составить растения из отдельных частей.

  СЛАЙД 17

        Растения нужно беречь

Игра "Как бы вы поступили?"

1. Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать:

"Я здесь храбрец!"

Вопросы к детям.

-Что, он вправду молодец?

-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?

-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?

-Чем отличается куст от дерева?

2. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

Вопросы к детям:

Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

3. Деревья садят дети,

А две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят, не помогают

И деток убеждают:

" Деревья не нужны".

Вопросы воспитателя  к детям: 

-Нужны ли деревья людям?

-Какие деревья вы знаете?

-В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?

Воспитатель: Зарисуйте в тетради строение растений.

 Дети рисуют.

Воспитатель: а теперь мы посадим  вот эту рассаду в группе. И, надеюсь, дождемся в гости Старичка – Лесовичка.

Дети с воспитателем сажают комнатные растения в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Растения лекари"

ознакомление с лекарственными растениями...

Конспект занятия "Растение как живой организм"

Материал занятия может быть интересен воспитателям детских садов и родителям....

Конспект занятия "Растение как живое существо"

Конспект занятия с применением здоровье сберегающих технологий...

Конспект НОД "Растения нашего края"

Конспект НОД "Растения нашего края" способствует систематизировать знания  детей о растениях, закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о с...

конспект лекарственные растения Забайкалья

региональный компонент Забайкалья...

Конспект "Лекарственные растения Кубани"

Закреплять знания о лекарственных и их свойствах....

Конспект НОД " Растение в подарок маме". Размножение комнатных растений.

Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений.Задачи:Знакомить с черенкованием – одним из способов размножения комнатных растений.Развивать умение правильно сажать в землю чере...