Семинар-практикум "Проектирование экологической тропы
методическая разработка по окружающему миру

Позднякова Наталья Валерьевна

Создание мотивации педагогов МКДОУ к деятельности в направлении совершенствования экологической тропы на территории дошкольного учреждения, согласно природным особенностям Национального парка «Угра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»», с.Березичский стеклозавод Козельского района Калужской области

«Проектирование экологической тропы в ДОУ»

 
                 Семинар- практикум для воспитателей (17.03.2017г)

Подготовила: старший воспитатель Позднякова Н.В.

с.Березичский стеклозавод

2017 г.

Цель: создание мотивации педагогов МКДОУ к деятельности в направлении совершенствования экологической тропы на территории дошкольного учреждения, согласно природным особенностям Национального парка «Угра».
Задачи:

  • Оценить условия и возможности для создания экологической тропы на участке детского сада;
  • Закрепить знания педагогов об экологическом воспитании детей;
  • Разработать карту-схему экологической тропы на территории МКДОУ с объектами растительного мира.

Участники семинара: педагоги МКДОУ.

Ведущая: старший воспитатель Позднякова Н.В.

 Ход семинара:

   Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня, на семинаре вы сможете повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в вопросах воспитания экологической культуры в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.

Актуальность. 

  В современном мире остро стоит вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения, приобщения детей к истокам природы и охраны окружающей среды. Для воспитания у детей экологической культуры, необходимо взрослым осознать проблему экологической опасности для каждого человека. Дети дошкольного возраста, находясь в детском саду большую часть своего времени, являются благоприятными участниками воспитательно-образовательного процесса по приобщению к экологической культуре и формированию основ по защите Планеты Земля от экологической опасности. Обучение и воспитание детей происходит в стенах детского сада, поэтому задача педагогического коллектива создать все необходимые условия для реализации поставленных задач экологического воспитания.

Территория прогулочной площадки составляет 1200кв.м, общая площадь разделена на 5 прогулочных площадок для возрастных групп. На каждой прогулочной площадке есть деревья и кустарники, луговые травы, клумбы и объекты неживой природы. Все имеющие объекты занесены в карту-схему экологической тропы, присвоен номер, только нет названий объектов. Поэтому, сегодня на нашем семинаре, нам необходимо продумать названия объектов экологической тропинки и занести их в карту-схему.

Что представляет собой экологическая тропинка в ДОУ – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Существует 3 вида экологических тропинок:

а) на территории ДОУ;

б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);

в) в здании детского сада.

  Главным критерием маршрута экологической тропинки является видовое многообразие природных объектов, которые имеют для детей интерес, доступность и безопасность. Объектами наблюдений для экологической тропинки могут быть дикорастущие и культурные растения (деревья, кустарники, травы и цветы, мхи, также могут быть муравейники, старые пни, кочки, камни, микроландшафты (мини-огороды, цветники, альпийская горка, мини-озера, фонтаны и т.д.). Пагубное влияние человека на экологическую обстановку можно понаблюдать за территорией детского сада (несанкционированные свалки мусора, загрязненные водоемы).

Этапы создания экологической тропинки:

- обход с детьми территории и выявлении наиболее интересных объектов для изучения;

- нанесение маршрута на карту-схему всех интересующих объектов с помощью символов, картинок, которые содержать необходимое количество информации и понятны не только педагогам, но и детям. Пути следования по маршруту необходимо выделить стрелками от объекта к объекту;

- необходимо вместе с детьми выбрать «хозяина» тропинки (Лесовичок, Мудрая сова и т.д.), которые будут путешествовать вместе с детьми и давать задания;

- создать паспорт экологической тропы с описанием и фотографиями всех объектов;

- на все объекты экологической тропы сделать таблички с номерами или картинками;

- для работы с детьми составить рекомендации по использованию объектов тропинки.

Для начала нашей деятельности, давайте немного вспомним некоторые аспекты экологического воспитания детей.

  1. Задание «Вопрос-ответ»

-  Экология - это? (ответы педагогов)

- Что вы понимаете по экологическим воспитанием детей?

- С какого возраста необходимо знакомить детей с природой?

- Назовите основные этапы работы по экологическому проекту?

- Перечислите условия необходимые для экологического воспитания детей?

- Назовите основные объекты экологической тропы?

- Какие формы работы используются в ДОУ по ознакомлению детей с природой?

2. Экологический веер:

Ведущая: все мы в детстве делали веер из бумаги, складывали лист бумаги гармошкой, вот и я вам предлагаю складывать лист бумаги и на каждом сгибе написать слово ассоциирующее со словом «Экологическая тропа», затем передаете другому участнику. (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).

3. Творческое задание «Нарисуй пословицу»

Каждый воспитатель выбирает пословицу, проявляет свои творческие способности в рисовании, чтобы все потом смогли прочесть пословицу по рисунку.  

 

4. «Объекты экологической тропы».

Ведущая: 

Необходимо придумать названия остановок согласно карте-схеме экологической тропинки на территории МКДОУ;

На выполнение задания вам дается 10 минут, по истечении времени, необходимо предложить вниманию коллег придуманные названия остановок.

По результатам выполненного задания, предлагаю, включить в паспорт экологической тропы названия остановок.

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологической тропой в ДОУ.

Задание для педагогов:

1. Педагогам 1 и 2 младшей группы описать деревья (в описании даются биологические, экологические характеристики, особенности произрастания, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.

2. Педагогам средней группы описать кустарники произрастающие на участке детского сада;

3. Педагогам старшей группы описать лечебные травы;

4. Педагогам подготовительной группы описать микроландшафты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....