Семинар-практикум "Проектирование экологической тропы
методическая разработка по окружающему миру
Создание мотивации педагогов МКДОУ к деятельности в направлении совершенствования экологической тропы на территории дошкольного учреждения, согласно природным особенностям Национального парка «Угра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»», с.Березичский стеклозавод Козельского района Калужской области
«Проектирование экологической тропы в ДОУ»
Семинар- практикум для воспитателей (17.03.2017г)
Подготовила: старший воспитатель Позднякова Н.В.
с.Березичский стеклозавод
2017 г.
Цель: создание мотивации педагогов МКДОУ к деятельности в направлении совершенствования экологической тропы на территории дошкольного учреждения, согласно природным особенностям Национального парка «Угра».
Задачи:
- Оценить условия и возможности для создания экологической тропы на участке детского сада;
- Закрепить знания педагогов об экологическом воспитании детей;
- Разработать карту-схему экологической тропы на территории МКДОУ с объектами растительного мира.
Участники семинара: педагоги МКДОУ.
Ведущая: старший воспитатель Позднякова Н.В.
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня, на семинаре вы сможете повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в вопросах воспитания экологической культуры в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
Актуальность.
В современном мире остро стоит вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения, приобщения детей к истокам природы и охраны окружающей среды. Для воспитания у детей экологической культуры, необходимо взрослым осознать проблему экологической опасности для каждого человека. Дети дошкольного возраста, находясь в детском саду большую часть своего времени, являются благоприятными участниками воспитательно-образовательного процесса по приобщению к экологической культуре и формированию основ по защите Планеты Земля от экологической опасности. Обучение и воспитание детей происходит в стенах детского сада, поэтому задача педагогического коллектива создать все необходимые условия для реализации поставленных задач экологического воспитания.
Территория прогулочной площадки составляет 1200кв.м, общая площадь разделена на 5 прогулочных площадок для возрастных групп. На каждой прогулочной площадке есть деревья и кустарники, луговые травы, клумбы и объекты неживой природы. Все имеющие объекты занесены в карту-схему экологической тропы, присвоен номер, только нет названий объектов. Поэтому, сегодня на нашем семинаре, нам необходимо продумать названия объектов экологической тропинки и занести их в карту-схему.
Что представляет собой экологическая тропинка в ДОУ – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.
Существует 3 вида экологических тропинок:
а) на территории ДОУ;
б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
в) в здании детского сада.
Главным критерием маршрута экологической тропинки является видовое многообразие природных объектов, которые имеют для детей интерес, доступность и безопасность. Объектами наблюдений для экологической тропинки могут быть дикорастущие и культурные растения (деревья, кустарники, травы и цветы, мхи, также могут быть муравейники, старые пни, кочки, камни, микроландшафты (мини-огороды, цветники, альпийская горка, мини-озера, фонтаны и т.д.). Пагубное влияние человека на экологическую обстановку можно понаблюдать за территорией детского сада (несанкционированные свалки мусора, загрязненные водоемы).
Этапы создания экологической тропинки:
- обход с детьми территории и выявлении наиболее интересных объектов для изучения;
- нанесение маршрута на карту-схему всех интересующих объектов с помощью символов, картинок, которые содержать необходимое количество информации и понятны не только педагогам, но и детям. Пути следования по маршруту необходимо выделить стрелками от объекта к объекту;
- необходимо вместе с детьми выбрать «хозяина» тропинки (Лесовичок, Мудрая сова и т.д.), которые будут путешествовать вместе с детьми и давать задания;
- создать паспорт экологической тропы с описанием и фотографиями всех объектов;
- на все объекты экологической тропы сделать таблички с номерами или картинками;
- для работы с детьми составить рекомендации по использованию объектов тропинки.
Для начала нашей деятельности, давайте немного вспомним некоторые аспекты экологического воспитания детей.
- Задание «Вопрос-ответ»
- Экология - это? (ответы педагогов)
- Что вы понимаете по экологическим воспитанием детей?
- С какого возраста необходимо знакомить детей с природой?
- Назовите основные этапы работы по экологическому проекту?
- Перечислите условия необходимые для экологического воспитания детей?
- Назовите основные объекты экологической тропы?
- Какие формы работы используются в ДОУ по ознакомлению детей с природой?
2. Экологический веер:
Ведущая: все мы в детстве делали веер из бумаги, складывали лист бумаги гармошкой, вот и я вам предлагаю складывать лист бумаги и на каждом сгибе написать слово ассоциирующее со словом «Экологическая тропа», затем передаете другому участнику. (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).
3. Творческое задание «Нарисуй пословицу»
Каждый воспитатель выбирает пословицу, проявляет свои творческие способности в рисовании, чтобы все потом смогли прочесть пословицу по рисунку.
4. «Объекты экологической тропы».
Ведущая:
Необходимо придумать названия остановок согласно карте-схеме экологической тропинки на территории МКДОУ;
На выполнение задания вам дается 10 минут, по истечении времени, необходимо предложить вниманию коллег придуманные названия остановок.
По результатам выполненного задания, предлагаю, включить в паспорт экологической тропы названия остановок.
Заключение:
На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологической тропой в ДОУ.
Задание для педагогов:
1. Педагогам 1 и 2 младшей группы описать деревья (в описании даются биологические, экологические характеристики, особенности произрастания, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
2. Педагогам средней группы описать кустарники произрастающие на участке детского сада;
3. Педагогам старшей группы описать лечебные травы;
4. Педагогам подготовительной группы описать микроландшафты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186939-1573481749.jpg)
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....