НОД "Вода вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Васильева Елена Владимировна

Данный конспект конкрктизирует представления о значении воды для человека и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_voda_vokrug_nas.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

с использованием образовательных технологий:

 исследовательской деятельности, развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающей

по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

На тему: «Вода вокруг нас»

для детей старшей группы

Составила и провела:

Педагог-организатор

Васильева Елена Владимировна

Санкт- Петербург

2017 г.

Цель: формирование целостной картины мира: расширять и закреплять представления детей о состояниях воды и круговороте воды в природе.

Познавательное развитие:

  • Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
  • Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о разных агрегатных состояниях воды: может быть в разном состоянии (твёрдом и в жидком), вода испаряется, превращается в пар и т.д.
  • Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
  • Продолжать учить определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования
  • Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

Речевое развитие:

  • Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
  • Умение самостоятельно делать выводы.
  • Закреплять у детей умение вести диалог со сверстниками.
  • Социально-коммуникативное развитие:
  • Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Физическое развитие:

  • Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем.

Предварительная работа:

1. Беседа о глобусе.

2. Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное).

3. Опыт «Таяние льда».

Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

4. Опыт «Испарение воды».

Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

5. Опыт «Превращение пара в воду».

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

Используемые образовательные технологии:

  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование) с использованием моделирования
  • Развивающее обучение (отгадывание загадок)
  • ИКТ (слайды: «Круговорот воды в природе»)
  • Здоровьесберегающие (динамическая пауза: игра «Вода бывает разной»)
  • Развивающее обучение (мнемотехника)

Материалы и оборудование:

  • Глобус
  •  настольная лампа
  •  яблоко
  •  картинки (изображающие разные агрегатные состояния воды)
  •  презентация «Круговорот воды в природе» (слайды) 
  • Для проведения опыта с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос. Соль, ложка, вода, стакан, свеча.
  • Мнемотаблица к стихотворению

Примерный ход проведения совместной непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?

ДетиКруглая.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода (моря, реки, океаны).

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет.

Воспитатель: Какие ещё есть цвета на глобусе? (Жёлтый, зелёный, белый) Что обозначают эти цвета? (этими цветами показана на глобусе суша)

Воспитатель:  Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть – суша.

Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

Дети: Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель: Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца - настольная лампа, в качестве Земли – глобус). Предстоит определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.

Воспитатель: А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети: В жидком, твёрдом и газообразном.

Физкультминутка:

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды.

(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками-ответами на загадки и называют агрегатное состояние воды)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Мы согреем самовар, и над чашкой вьётся… (Пар)

Воспитатель: Ребята! Разные состояния воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется – круговорот воды в природе.

Показываются слайды «Круговорот воды в природе».

Воспитатель: Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель: А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт: В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель: Во что превратилось наше облако?

Дети: Дождь.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод из этого опыта? (что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя). Как называется это явление?

Дети: Круговорот воды в природе.

Воспитатель (вновь показывает глобус): Мы уже говорили о том, что на Земле много воды – вон, сколько голубой и белой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную?

Дети: Пресную.

Воспитатель: Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. В морях и океанах (показать на глобусе) вода горько-солёная. Пресная вода бывает только в реках и озёрах (показать на глобусе). Как видите, их очень мало. Но просто взять и попить воду из озера мы тоже не можем. Как вы думаете, почему?

Дети: Она грязная.

Воспитатель: Верно. Откуда берётся пресная вода? (от дождя)

Как вы думаете, испаряется ли вода с поверхности морей и океанов, ведь на нашей планете очень много морей и океанов?

Опыт: Растворяем в воде соль. В столовую ложку набираем немного соленой жидкости. Держим ложку над огнем до тех пор, пока вода, не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудить ложку и пробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль. Вывод: соль растворяется в воде, но не испаряется вместе с водой, а остается; на вкус соленая. Следовательно, вода с поверхности моря и океана испаряется только без соли, соль остаётся в море и океане.

Воспитатель: Прежде чем попасть к нам, вода проходит длинный путь. На специальных сооружениях воду очищают от грязи.

Получать чистую пресную воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала. Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда поедете летом на речку, отдыхать?

Дети: Будем сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы не можем прожить без воды. Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Давайте воду беречь.

В заключение попросить детей ещё раз перечислить, в каком виде и где можно найти воду. Подчеркнуть какая она разная.

 

Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение о воде Натальи Рыжовой, которое мы с вами выучили, а поможет нам в этом мнемотаблица:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

17.04.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...