Конспект НОД «Безопасный маршрут»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Диланян Гоар Аршалуйсовна

Цель: формирование у дошкольников знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.

Задачи:

1. Закреплять представления детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, учить применять знания в практической деятельности.

2. Продолжать учить детей различать дорожные знаки, понимать, что они обозначают.

3. Развивать умение анализировать предложенную ситуацию, внимание, наблюдательность.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в группах, оказывать помощь друг другу,

6. Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. Воспитание культуры поведения на улице.

7. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

Оборудование: различные знаки (зодиака, автомобильные, музыкальные, буквы, цифры, арифметические, дорожные знаки, красный, желтый и зелёный круги, схема улицы от детского сада до школы, конверты с разрезанными дорожными знаками, заготовки дорожных знаков, макеты домов, жезл.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, знакомство со знаками ДД, отгадывание загадок, беседы из личного опыта. Целевые прогулки пешеходному переходу. Наблюдения за движением транспорта и работой водителя. Дидактические игры о дорожных знаках;

Ход:

Организационный момент: 

Эй! Ребята, подходите,

В круг скорее становитесь.

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Какое у вас настроение стало?

1. Побуждение к познавательной деятельности (мотивация, интерес, потребность). Обозначение проблемы.

- Ребята, смотрите, нас сегодня окружают знаки. Как вы думаете, для чего люди придумали знаки? (Чтобы получать информацию).

- Правильно, знаки помогают человеку получать информацию о чём-либо.

- У меня тоже есть знак, посмотрите, что это за знак? (пешеходный переход). О чем он нам говорит? (здесь можно переходить дорогу). Какие еще дорожные знаки вы здесь видите?

Дорожные знаки помогают людям ориентироваться на проезжей части дороги и соблюдать правила дорожного движения. Я взяла их не случайно, вы – будущие школьники, и нас с вами пригласили в школу на экскурсию. Вы хотите туда сходить? – Но, чтобы туда пойти, инспектор ГИБДД просил нас составить маршрут безопасного движения. Как вы думаете, мы справимся с этим заданием? Что мы должны знать, чтобы составить безопасный маршрут? (Знаки и правила).

Правильно, чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила дорожного движения!

2. Актуализация знаний. Обращение к личному опыту.

Воспитатель: Скажите, а вы соблюдаете правила дорожного движения? Давайте проверим ваши знания.

Проводится игра «Передай жезл»: дети становятся в круг, передают друг другу жезл инспектора ГИБДД и называют какое-нибудь правило (например, я перехожу дорогу только на зеленый сигнал светофора; когда я еду в детский сад на машине, то папа пристегивает меня ремнем безопасности; по дороге в детский сад я держу маму за руку; мы с мамой идет по тротуару и т. д.)

Игра с мячом «Ответь правильно»:

Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)

По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина).

По какой стороны тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).

Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

Где люди ждут общественный транспорт? (на остановке)

В каком месте нужно переходить проезжую часть дороги? (на перекрестке, пешеходном переходе).

Как узнать, где переход? (стоит знак и нарисована зебра).

С кем детям дошкольного возраста можно переходить проезжую часть дороги? (со взрослыми)

Где можно играть детям? (во дворе, на игровой площадке).

Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (это опасно)

Про что говорят «главный командир на проезжей части дороги»? (светофор).

Как называют человека, регулирующего дорожное движение? (регулировщик)

Главные помощники водителей и пешеходов на проезжей части дороги? (дорожные знаки).

С какой стороны нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет).

Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)

Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (т. к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.)

Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)

Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)

Можно ли играть детям около проезжей части дороги?

Как называется часть улицы, по которой едут машины? (проезжая часть)

Мы вспомнили правила, а сейчас вернемся к дорожным знакам.

Воспитатель: Дорожные знаки - лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.

Дорожные знаки бывают разные, их много. Давайте посмотрим какие бывают дорожные знаки.

3. Презентация «В стране дорожных знаков».

Воспитатель: Ребята, наверное, это интересно водить машину, скажите, а вы сейчас можете быть водителями? Почему? А взрослые люди все могут быть водителями? Почему? (ответы детей – чтобы водить автомобиль, надо учиться, надо получить права и др.) Конечно настоящим автомобилем вы управлять еще не можете, но мы с вами можем пофантазировать и поиграть. Хотите?

4. Чтобы получить права вам нужно сдать экзамен. Слушайте задание: «Сложить разрезанный на части дорожный знак». Объединитесь в группы по 3 человека и выполните задание.

Дети собирают свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены. Каждая группа рассказывает о своем знаке. (Молодцы, все группы справились с заданием).

Проводится физкультминутка «Мы - шоферы» (дети показывают движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

Игра «Едем по проезжей части на машине»

5. Ребята, а вы любите кататься на велосипеде? (Да). И знаете правила где можно кататься? Тогда давайте поиграем в игру с Александром Петровичем «Можно – нельзя»

Игра «Можно - нельзя».

Дети встают врассыпную. Дети реагируют: если можно - крутят рули, а если нельзя, то приседают, обхватывая колени руками.

На остановке автобуса (нельзя)

Во дворе (можно)

На стадионе … (можно)

На проезжей части (нельзя)

В детском саду (можно)

На шоссе… (нельзя)

На автомагистрали (нельзя)

На полянке (можно)

По лужайке (можно)

По лестнице (нельзя)

По тротуару … (можно)

6. Правила и дорожные знаки вспомнили, теперь вернемся к нашему плану. Нужно составить верный и безопасный маршрут от детского сада до школы.

Найдите, где у нас на макете детский сад, пройдите к нему.

Я составила примерный маршрут до школы. Мы будем двигаться по этому маршруту и ставить соответствующие знаки.

И так, мы с вами выходим из детского сада на улицу Пушкина, поворачиваем направо. Где мы пойдем, по дороге или по тротуару? (тротуару) По какой стороне тротуара? Доходим до улицы Пролетарская и здесь нам нужно перейти дорогу. Почему именно здесь переходим дорогу? (нарисована зебра). Какой знак надо поставить? (пешеходный переход). Как правильно перейти дорогу? (Посмотреть налево, направо, убедиться, что все машины притормаживают и готовы вас пропустить, только тогда переходить дорогу быстро, не мешкая. Если с родителями, то за руку, если группой в сопровождении взрослых с красными флажками, дети идут быстро парами друг за другом.) Перешли дорогу. Идем по улице Пролетарская, это главная дорога, какой знак можно поставить? (главная дорога, доходим до перекрестка (улица Трудовые резервы). Кто знает, что такое перекресток? (пересечение улиц).

Кто помощник на больших переходах в городах? (светофор). Что вы можете о нем рассказать.

Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Давайте вспомним значение сигналов светофора и поиграем в игру «Будь внимательным».

Если свет зажегся красный,

Значит двигаться. (опасно)

Свет зеленый говорит:

Проходите, путь (открыт).

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для (движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры: когда я покажу зеленый сигнал светофора (демонстрируется зеленый круг -вы маршируете на месте, когда желтый (демонстрируется желтый круг) – хлопаете в ладоши, когда красный (демонстрируется красный круг) – стоите неподвижно.

Молодцы, справились с заданием.

Какие знаки можно здесь расположить и где? (пешеходный переход, конец главной дороги, уступи дорогу). Отмечаем эти же знаки на схеме. Слышатся звуки: визг машины. Пропускаем машину. Движемся до следующих перекрестков: улица Победы, Куимова, Труда. Правильно переходим дорогу.

Ребята, я вижу на дороге какой-то бугорок, он специально здесь проложен. Как вы думаете, для чего он здесь нужен? Каким знаком обозначается? Перед школой ставим знак искусственная неровность (лежачий полицейский). Кто знает для чего они нужны (чтобы водители притормаживали перед школой). Еще какой знак нужно поставить? (осторожно дети). Отмечаем эти знаки на схеме.

Ребята, а у ворот школы я видела вот такой знак? О чем он говорит? (Движение транспорта запрещено).

Вот мы с вами составили безопасный маршрут от детского сада до школы. План-схему мы отдадим инспектору. И надеюсь, теперь можно смело договариваться об экскурсии.

Ребята, вы дома с родителями составьте безопасный маршрут от дома до детского сада.

Воспитатель: Ребята вы сегодня повторили некоторые правила дорожного движения, ну, а тем ребятам, которые не знают еще правила, мы даем совет:

Чтение стихотворения (Я. Пишунов)

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходит в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так!

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Безопасный маршрут»

Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет «Безопасный маршрут»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Мой безопасный маршрут: дом – детский сад» в подготовительной группе

Цель: Систематизация знаний дошкольников о ПДД и закрепления безопасного маршрута от дома до детского садика....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по правилам дорожного движения «Безопасный маршрут»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе  по правилам дорожного движения «Безопасный маршрут» Программное содержание:ОбучающиеЗакрепить     навыки...

Конспект занятия «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (2023г.)

ОБЖ.  Формировать  умение ориентироваться в окружающем мире,  знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях....

Конспект беседы в подготовительной к школе группе на тему: «Мой безопасный маршрут»

Программное содержание: формирование и развитие у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде; сформировать у детей умение ориентироваться в дорожных си...