Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Зарождение жизни Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бондарева Елена Владимировна

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Зарождение жизни Земли»  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_1.docx761.26 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Гурьевского муниципального района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» города Салаира

Е.В. Бондарева

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Зарождение жизни Земли»

Гурьевский муниципальный район

Технологическая карта НОД в старшей группе

Мой юный друг!
Я приглашу тебя в чудесную страну,
Страны такой ты не встречал на свете.
Как интересно там поверь,
Давай, откроем эту дверь!

Вид деятельности:   познавательно-исследовательская

Тема: «Зарождение жизни на Земле»

Цель: Сформировать у детей представления о возникновении и развитии жизни на Земле.

Образовательные: Способствовать расширению представлений детей о строении земного шара, о появлении жизни на планете, о состоянии земной поверхности  до возникновения жизни, появлении и развитии первых живых существ.

Способствовать развитию у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственные суждения, доказывать свои мысли, делать соответствующие выводы.

Развивающие: Развитие познавательных способностей; творческого воображения; творческого мышления; коммуникативных навыков.

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к поиску новой информации, оказывать помощь друг другу

Метод и приемы: рецептивный беседа, опыты

Материалы и оборудование: 

  • Модель культурного среза земли
  • Предметы палеонтологии, археологии (зуб мамонта, брахиоподы, моллюск, морской еж, фрагмент окаменевшего дерева, отпечаток папоротника,  костяная ложка, костяной крючок) (предметы можно взять по договору о сотрудничестве с Гурьевским краеведческим музеем или использовать фотографии), фигурки динозавров, пиктограммы, комок каменного угля
  • Имитация пещеры древнего человека:  шкуры, древесный уголь, плоские небольшие камни по количеству детей, 2 округлых  камня,  дощечка с круглой выемкой, острый колышек, по диаметру совпадающий с выемкой в дощечке, красная краска в небольшой емкости, влажные салфетки
  • Ящик с песком, кисточки, старые монеты, осколки кувшина (острые края обточить наждачной бумагой), медали «Я- любознательный»
  • Прозрачная емкость с водой и несколькими каплями растительного масла

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы

Воспитатель вносит в группу модель среза Земли

- Как вы думаете, что это?  

- Ребята, это модель среза нашей Земли и внимательно рассмотрев ее, мы сможем узнать, как появилась жизнь на земле.  Вы хотите узнать, как появилась жизнь на Земле? Какие животные и растения обитали на планете миллиарды лет назад. Почему они вымерли?

- Я предлагаю вам закрыть глаза и на машине времени перенестись назад в прошлое на миллионы лет назад. Пристегнуть ремни.

Ответы детей

Привлечь внимание детей. Замотивировать на исследовательскую деятельность.

2. Основной

Грозно и неуютно выглядела наша Земля 600 млн лет тому назад.  То тут, то там грохотали могучие вулканы, а из недр вырывались огненные потоки лавы и текли по бесконечной пустыне. А на месте, где мы с вами сейчас живем, когда то плескались волны древнего моря.

Но в теплых его водах уже появилась жизнь. У самой поверхности носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков.  Встречались моллюски, морские ежи, брахиоподы (показ: емкость с водой и каплями масла,  предметов – брахиопод, моллюск, морской еж).

Прибой часто выбрасывал на берег водоросли, некоторые гибли без воды, а какие-то водоросли выжили и укоренились. И началась на нашей земле эпоха гигантских деревьев. Росли пышные густые леса. Деревья вырастали огромных гигантских размеров. Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера. Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои спрессовались, затвердели и превратились в каменный уголь. (показ каменного угля, напомнить что уже рассматривали  и знаем его свойства)
И вот наступила пора динозавров. На нашей земле тоже жили динозавры. Только они были не очень большие, два метра в длину и полтора метра в высоту. Называются они пситтакозавры, еще ученые их называют ящер-попугай, потому что голова у них была похожа на голову попугая. (показ фотографии)

Динамическая пауза «Динозаврики»

Динозавр устал сидеть,
Нужно ноженьки погреть.
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать динозавр горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Оглядится он вокруг
И на стульчик тихо плюх.

- Долго жили на Земле динозавры, но были они слишком огромные, пищи становилось все меньше и на смену динозаврам пришли мамонты (показ картинки, зуба мамонта, фрагмент бивня). Мамонты были 4 метра в высоту, покрыты густой шерстью и имели большие бивни, чтобы зимой удобно было доставать пищу из-под снега.

- Именно в эпоху мамонтов появился на земле и первобытный человек. Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации). У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен. Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождьстарейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Посмотрите, во что был одет древний человек?

- Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура?

- Как вы думаете, где жили древние люди?

Рассказ воспитателя, видеопрезентация,

рассматривание предметов (или иллюстрации)

Повторение движений за воспитателем

Рассказ воспитателя, видеопрезентация.

Ответы на вопросы, высказывание своего мнение

Умение внимательно слушать воспитателя

Умение внимательно слушать рассказ воспитателя

Развитие познавательного интереса

3.  Затруднение в ситуации.  

- А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно.  Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

- Да, хорошо было бы развести костер. Да вот беда, как же добыть огонь? 

Ответы на вопросы, предлагают свои способы разжечь огонь

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть  другие способы добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. Да, процесс этот трудный и долгий. Есть еще один способ, нужно взять два подходящих камня и с силой ударить их друг об друга, искры попадут на мох и разгорится костер. Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Дети «добывают» огонь способами, предложенными воспитателем

- Вечерами, при свете костра первобытные люди рисовали на стенах пещеры. (показ пиктограмм Томской писаницы) Рисовали все что видели: силуэты животных на которых охотились, рыбу которую ловили в реках и фрагменты охоты. Карандашей у них не было, поэтому рисовали угольками из костра или кровью добытых ими животных. Давайте и мы с вами попробуем нарисовать древние рисунки на камне. А теперь я предлагаю вернуться на машине времени в настоящее.

Динамическая пауза «Острова».

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

- Как выдумаете, как люди узнали обо всем, что происходило с Землей, если это было 600 миллионов лет назад?

- У нас есть две замечательные профессии – археология и палеонтология, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предметам, сооружениям.

Они ведут раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной
И в Сибири вьюжной.
И во всех частях Земли,
Чтоб узнать мы прошлое смогли!

Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.
Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами, кирками, ножами. Но нам предстоит работа полегче, мы будем работать кисточкой. Только надо быть аккуратными и внимательными.

Воспитатель показывает детям как правильно кисточкой аккуратно снимать слой песка.

При помощи уголька или краски рисуют на изображение по образцу

Повторение движений за воспитателем, запоминают слова

Дети высказывают свои предположения

Дети по очереди проделывают работу и находят предметы  - осколок кувшина, монеты

Развитие творческих способностей детей

Умение работать в коллективе, аккуратно и внимательно пользоваться кисточкой для раскопок

3. Заключительный

Что мы с вами сегодня узнали?

И обо всем этом нам рассказывают науки – археология и палеонтология.

Мы сегодня с вами проделали долгое, трудное и увлекательное путешествие. Вы показали себя очень любознательными. Поэтому достойны награды, медали «За – любознательность»  

Дети отвечают (сначала была планета с вулканами, пустынями и морями, первые живые организмы появились в море, затем появились растения, динозавры, мамонты, человек)

Приложение C:\Users\lenovo\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.006\image_image_2344054.jpgC:\Users\lenovo\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.881\image_image_2344059.jpg

C:\Users\lenovo\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.990\image_image_2344057.jpgC:\Users\lenovo\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.281\image_image_2344056 (1).jpgC:\Users\lenovo\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.796\491423.jpg