Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Спасение Корюшки - Серебряный Бочок»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Андреева Ольга Анатольевна

Представляю Вашему вниманию открытое занятие для подготовительной группы о окружающемиу миру и экологическому воспитанию. В занятии закрепляются знания и практические наблюдения детей за состояниями воды в природе, ее значении для всего живого. Рассматривается проблема загрезнения воды и способы ее очистки. Прививается бережное отношение к водным ресурсам своего края и ко всей природе в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie1.docx105.18 КБ

Предварительный просмотр:

1

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром  «Спасение Корюшки - Серебряный Бочок»

Предварительная работа :

1.Рассматривание рек, озер, морей и океанов на глобусе.

2.Занятие – экспериментирование : превращение льда в воду и замерзание воды на улице.

3.Рассматривание снежинок на прогулке.

4. Изучение свойств снега во время прогулки при разных температурных режимах.

5. Чтение художественных произведений :

пословицы, поговорки, крылатые выражения, стихи, загадки.

6. чтение и беседы по книге  : « Вода - необычное в привычном « Детгиз. Москва - Спб 2013

7.Создание сборника стихов, сказок ,  пословиц и крылатых выражений про воду.

8. Просмотр видеоматериалов про очистку каналов Спб.

9. Просмотр мультфильма «Беги, Ручеек», « Лунтик Спасает Ручей «

Цели Занятия   :

1.Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.

2. Закрепить знания о свойствах воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода - растворитель.
3. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке .

4. Сформировать        представление о проникновении в почву загрязняющих веществ и их влиянии на рост растений и загрязнение водоемов.

5. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с

2

незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
6. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
7. Прививать бережное отношение к воде, природе в целом, желание ее оберегать и защищать.
8. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Ход Занятия  :

( Дети разделены на 2 команды по 5- 6 человек, сидят за столами, поставленными в линию напротив друг друга.  )

Добрый день, уважаемые гости. Давайте, ребята , поздороваемся с нашими гостями , которые сегодня будут не только зрителями, но и участниками нашего эксперимента.

А с чем мы будем проводить эксперимент вы сможете узнать, отгадав ребус на доске.

Картинки по запросу ребусы вода

Да, сегодня мы будем знакомиться со свойствами воды.

Прежде всего я хочу  ,  чтобы вы выбрали название для вашей команды. у меня в руках конверты, в которых находятся картинки - подсказки.http://www.clipartsuggest.com/images/177/log-in-sign-up-upload-clipart-viFi8q-clipart.png

( Дети Выбирают Картинки :  Рыбки, Листики)

C:\Users\Olga\Desktop\ВОДА\korushka_korushka.jpg 

3

Итак ,  Ваша Команда Называется «Рыбки» , А Ваша – «Листики»

Жила - Была В Реке Неве Рыбка – Символ Санкт- Петербурга , Корюшка – Серебряный Бочок.

Много рыбы есть в морях.
Всех не перечесть.
Но лишь в Петербурге.
Чудо-рыбка есть.
Рыбка небольшая.
Вся из серебра.
Хищница смешная.
Вкусная сама.

Но однажды не заметила притаившейся щуки и чуть не стала ее обедом. Быстро – быстро уплывала корюшка от хищницы. так быстро, что заблудилась  и оказалась в незнакомом месте. Чего только здесь не было на дне и поверхности воды!

1 Опыт. Вытаскивание из воды предметов с помощью сачка и магнита.

( дети переходят к прозрачному контейнеру )

Перед вами контейнер с водой и множество разных предметов. Давайте по очереди будем их опускать в воду и смотреть , какие из них тонут, а какие нет.

(Гайки, болты, гвозди, ключи, покрышки автомобилей, шишки, камни. Пластмасса, листья, желуди, перья, стекло)

Итак, часть предметов тонет в воде и оседает на дне. Почему ?(тяжелые ) А часть остается плавать на поверхности, потому что…( легкие ) Но и те , и другие являются мусором для водоема и его обитателей, а значит нам надо его убратьт.

4

Как же нам это все достать ? Давайте начнем чистить с поверхности воды. Чем будем чистить?

( Дети высказывают  предположения  .

Вывод - сачком )

Очистили.

 А как же нам достать металлические предметы ?

( Дети дают варианты  , если нет правильного ответа , то воспитатель подсказывает- магнитом )

Берем магнит и по очереди очищаем дно нашей реки.

Молодцы! Отлично справились с заданием.

Давайте вспомним, какие предметы тонули в воде, а какие плавали на поверхности воды.

Для этого команда «Рыбки» выберет картинки предметов, которые тонут в воде  и повесит их на левую доску.

А команда «Листики»- которые не тонут в воде и повесит их на правую доску.

( дети быстро выполняют задание на закрепление понятий тяжелый и легких по отношению к воде предмет )

Вот мы и помогли очистить реку. Теперь корюшка легко найдет дорогу домой, а мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

        «Ходит капелька по кругу»

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а  детки – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка дождя. Капельки прыгают и танцуют. Мама тучка подсказывает, что им делать.

  Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваться в хоровод и двигаются по кругу).

5

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко, танцует. Стали капельки легкими, потянулись вверх (капельки поднимаются на носочки и тянут руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке.

А в это время корюшка, доплыв до дома, увидела, что часть водорослей и прибрежных растений погибла. Что же случилось ?

2 опыт.  Загрязнение воды через почву.

( переходим к следующему контейнеру  с прозрачными стенками , на дне которого  лежит        песок, сверху- губки. Рядом на столе : пипетка,  лейка с водой, чернила и емкость для грязной воды)

 Поставьте        контейнер в  наклонном положении. Наберите        в пипетку несколько капель чернил и капните на губки — представим, что на свалку попало какое-то ядовитое вещество. Это могут быть        остатки краски,        лака, клея после ремонта, просроченные лекарства.

 Пошел  дождь. Давайте польем из лейки на губки .Что происходит? Очистилась ли почва? Исчезло ядовитое вещество? Если да, то куда оно делось?

Давайте попробуем перелить воду . Какого цвета  вода? Почему? Представим, что в том месте, где        мы брали  воду , находится колодец.  Какая в нем будет  вода? Можно ли ее пить? А         если  на этом месте растет яблоня? Можно  ли есть ее яблоки? Что же будет дальше?        

Снова «пошел дождь» .

(один ребенок  поливает  «почву» из лейки, другие переливают воду  — до тех пор, пока вода   не станет        чистой .  Дети  каждый  раз оценивают  чистоту воды и подсчитывают  количество «дождей», понадобившихся для        полной  очистки почвы. )

Заводы и фабрики, которые сбрасывают в почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много вредных веществ, которые просачиваются в почву. Нельзя собирать ягоды, грибы, фрукты или брать воду из колодца рядом с заводом или свалкой.

Мы очистили почву от ядовитых веществ , и прибрежные кусты ожили и зашептали своими листиками «спасибо».

Команда «листики», повесьте на кустики листья.

И корюшка засеребрилась на солнышке в чистой прозрачной воде и заиграла с другими рыбками.

Команда «рыбки»,  верните рыбок в чистую речку.

Вода — это то, что дает людям жизнь,

Водой дорожи, за сохранность борись!

                       Пусть будет чиста или очень грязна,

                       Какой ни была бы, полезна она.

В болоте, в грязи, где лягушки живут,

                                 Для рыбок в реке и животных морских,

        Вода всегда чистой должна быть для них.

И что в Антарктиде замерзла совсем,

      И та, в виде льда, что знакома нам всем,

                        И эта вода ведь полезная тоже,

       Она охлаждает, взбодрить быстро может.

Какую бы воду, друзья, не встречали,

                                 Мы все за сохранность ее отвечаем.

                         Иначе закончиться может вода,

                         И жизнь на планете затихнет тогда.