Конспект образовательной деятельности на тему "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рамазанова Наталья Николаевна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект НОД «Путешествие в Африку» (образовательная область «Познание»)
подготовительная к школе группа №9.
Составила воспитатель Рамазанова Н.Н.


 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_afrika_nod_1.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие в Африку» (образовательная область «Познание»)
подготовительная к школе группа №9.
Составила воспитатель Рамазанова Н.Н.


Цель:  активизация речевой и познавательной деятельности детей  через игру.

Задачи:


1)Уточнить знания детей о зонах Африки, ее растительном и животном мирах.
2)Закрепить знания детей о среде обитания животных жарких стран, их питании, повадках.
3)Активизировать словарь детей по теме: «Животные и растения Африки и жарких стран»
4)Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей, настойчивость в достижении задуманного,  поддерживать интерес к познавательной деятельности в процессе развивающих игр.
5)Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, умение  взаимодействовать со сверстниками в коллективе в процессе игровой и познавательной деятельности.

Предварительная работа:
-Знакомство на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с материками, океанами; с растительным и животным миром Африки.
-Рассматривание иллюстраций  и детского атласа, карты мира.
-Чтение книг: «Айболит», «Бармалей» К.Чуковского; «Слоненок», «Маугли», «Рикки-тикки-тави» Р. Киплинга.
-Просмотр мультфильмов «33 попугая» ,«Маугли»,
-  Подготовка серии картинок с изображением климатических зон Африки для игровых ситуаций;
- Оформление игровых зон участка в соответствии с темой «животный и растительный мир Африки».
- Подбор музыкального сопровождения (музыкальная колонка, флешкарта);
- Подбор музыкальной физкультминутки;
- Парные картинки с изображением африканских животных и их детёнышей.

Ход:

1.Вводная часть.

Воспитатель: 
Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо от неизвестного отправителя , которое адресовано не только мне , но и вам.  Я тщательно просканировала его антивирусной программой, оно не опасно.  Давайте его прочитаем!
« Здравствуйте, дорогие ребята подготовительной группы детского сада! Вы совсем уже взрослые и скоро пойдёте в школу: отлично умеете решать задачи, выполняете на занятиях сложные задания, быстро думаете и хорошо рассуждаете.
Думаю, что вам не составит труда прочитать эту карту, что досталась мне в наследство от моего дедушки, который был пиратом. Сам я не сумел её прочесть и потому решил передать вам, ведь у вас , наверняка, всё получится!
Желаю вам удачи, ведь чтобы найти самый настоящий клад, она вам тоже понадобится!»
К  письму прилагалась карта и я её распечатала, вот она.
Ребята, вы умеете читать карты? Попробуем отыскать клад?  Тогда отправляемся в путь, полный трудных испытаний и опасных заданий!

Давайте рассмотрим карту. Что за материк на ней изображён? Конечно же, это самый жаркий из всех материков – Африка!  Это значит, что клад находится именно там.
Взгляните, на карте есть условные обозначения, что же они могут значить?
? – загадка или проблема, которую необходимо решить;
! – нужно быть очень внимательными;
x – тут находится клад
стрелочки обозначают направление нашего пути.

Итак, мы отправляемся в путь!

2. Основная часть.

Воспитатель:
Ребята, скажите, как нам лучше добраться  до Африки?
 Дети:  на корабле, на самолёте…
Воспитатель:  Отлично! Над нашим материком , который называется…. Евразия,мы можем поехать на …автомобиле или ….поезде, но быстрее будет полететь на….. самолёте, затем, через Средиземное море,  переправимся на корабле. Но сначала надо подумать, что нам взять с собой?
Дети:  Нашу карту и карту Африки, головной убор, чтобы солнце не напекло голову, компас, бинокль, аптечку, крем от солнечных ожогов...
 Воспитатель: Итак, мы готовы!
чтобы наше путешествие началось, давайте скажем волшебные слова:
Ра-ра-ра – начинается игра!
Ра-ра-ра – путешествовать пора!
Су-су-су – карту я с собой несу!
Ду-ду-ду – непременно клад найду!
Воспитатель: Садимся в самолёты , заводим моторы и отправляемся! ( Дети изображают самолёты возле значка, установленного поодаль от прогулочного участка, стрелочкой на значке указано направление полёта до значка с кораблём ).
а вот и наш корабль (
картинка 1), занимайте места в своих каютах, согласно билетам! ( детям выдаются карточки с количеством предметов в картинках, посчитав которые , дети встают в пары по порядку, в соответствии с числом , которое получилось у них в процессе решения)
 Воспитатель: 

В Африку мы поплывём
Много там чудес найдём!
Там звери небывалые
нас ждут уже давно!
Растения невиданные,
Словно мы в кино!
И клад мы обязательно
в Африке найдём,
Для этого, для этого
туда мы и плывём!

Звучит песня «Красной шапочки» на сл. А.Рыбникова

Что то опустились паруса у нашего парусника и он совсем замедлил свой ход… В чём же причина? Конечно же – нет ветра!  Но мы с вами сейчас подуем на полосочки-вьюнки, ветер услышит и проснётся! ( дети выполняют  дыхательную гимнастику)

Воспитатель: Проснулся ветер! Снова в путь! А вот и на горизонте Африка!
(картинка 2)
Взгляните, ребята, на карту. Вот  на карте место,  где причалил наш корабль.
Это и есть начало нашего пути по Африканскому континенту. А вот сюда направляют нас стрелочки на карте. Где же мы оказались? ( В пустыне -в песочнице).
(картинка 3)
Африканская пустыня называется Сахара, Это самая большая пустыня в мире!
Интересно, ребята, а почему пустыню так называют?  
(ответы детей) Пустыня – от слова  « пусто», в этой местности практически ничего не растёт , так как почва пустыни – не плодородная     ( песок)и никто не живёт, но, всё же, и растения и животные тут есть!
Кто же это величественно направляется прямо к нам по пескам пустыни?
Послушайте загадку:
Идет с бархана на бархан
Двугорбый желтый великан.
Нести поклажу – тяжкий труд
В пустыне может лишь …
(верблюд)
(картинка 4)

Воспитатель: 
А вот , ребята, ещё загадки о жителях пустынь, послушайте и отгадайте:

Загадки

1) Без рук, без ног - 
Ползает на брюхе.
Нет у нее слуха,
Не жуёт – глотает.
Смотрит – не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали?  Кто - …
(
(Змея)
 .
(Змея, питон) - картинка и объект на участке 5.
 Нужно объяснить детям что в пустыне живут небольшие змеи, крупные змеи живут в джунглях, но туда мы попадём позже.

2)Она отлично всем знакома.
Она всегда и всюду дома.
Нет дома для неё родней -
Дом постоянно вместе с ней.
С такой защитой нет и страха.
Кто - эта крепость?
 (Черепаха)

(картинка и объект на участке 6)

Воспитатель: Молодцы, дети можем продолжить наш путь.
Посмотрим на карту, стрелочки указывают нам направление, но долго идти по пустыне опасно, кто же из встреченных нами животных называется кораблём пустыни и сможет нас выручить?  (верблюд)
Плавно переступает верблюд своими длинными ногами по зыбучим пескам пустыни , седока при этом качает, словно на волнах, отсюда и название «корабль пустыни».  (Имитация  с детьми поездки на верблюдах)

Воспитатель: И вот впереди показался остров зелени среди песков, это оазис. Кто из вас, ребята, знает, что такое оазис?(картинка 7)

Воспитатель совместно с детьми  приходят к выводу, что  оазис возникает возле источника воды, там живут люди, животные и растут различные растения, Пальмы (объект на участке). Животные пустыни приходят туда на водопой.
Воспитатель : Ребята, какие же вы молодцы, так много знаете! Настоящие путешественники! Давайте же разучим танец путешественников! ( звучит музыкальная физкультминутка)

Воспитатель: Хорошо повеселились , отдохнули ,  а теперь продолжаем наш путь. Куда показывают стрелочки? (Саванна) (картинка 8)

Воспитатель:  Теперь мы с вами попали в африканскую саванну. Что растёт в земле саванны? Трава (она тут густая, но, если нет дождя высохшая и желтая, а если прошли дожди, то сочная и зелёная) .
Деревья (их не очень много, но они гигантские).

Тут живут разные виды животных. Какие животные живут в саванне, ребята?
(картинка 9- животные африканской саванны и объекты на участке : лев, жираф и т.д. -  дети называют их самостоятельно, а потом ,если затрудняются, при помощи картинки ).
Воспитатель:
Послушайте, ребята, кто же это плачет тоненькими голосами? Это малыши  африканских животных потеряли своих мам, давайте поможем им найти друг друга.
Проводится игра с раздаваемыми  парными картинками « Найди маму, назови детёныша".
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, помогли животным и их мамам встретиться! А теперь нам пора отправляться дальше в путь!
Куда же показывает стрелка на карте? ( проверка знаний право-лево)
И какой же здесь изображён знак? (!) (ответы)
Что же он обозначает? (ответы)
Справимся ли мы с заданием?
Значит – в путь!
( отправляемся по намеченному маршруту)

 Игра «Четвёртый лишний»
Проводится игра с картинками изображающими  различных зверей, где из группы нужно убрать лишнюю карточку с изображением животного и обосновать свой выбор : хищник-травоядное, живёт или не живёт в Африке и т.д.

Воспитатель: Отлично,все правильно. Давайте присядем и поиграем в игру.

Игра «Подбери слово»

Черепаха заползла за камень, а потом из-за него…(выползла)
Обезьяна залезла на дерево, посидела, и с дерева…(слезла)
Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)
И передвигаются все звери по-разному.
Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда…(вынул)
Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)
А носорог? (ходит)
А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)
А черепаха? (ползает)

Ввоспитатель: А теперь мы отправимся к реке.

 (Звучит музыка)
Живёт он в реках и болотах,

Зубов так много,что не счесть
И у него одна забота-
Поймать кого-нибудь и съесть.
(Крокодил)
(картинка 10)

Воспитатель. – Побежим поскорее прочь от этой речки. Здесь опасно и местные жители тоже тут никогда не купаются.

В. – Ой! Что это закапало? Дождик пошёл, нужно открывать скорее зонтики, ребята!- Знаете, почему пошёл дождь?

- Мы попали в джунгли

(показ картинки 11 , сравнение местоположения зоны джунглей на карте)

Игра с зонтом « Солнышко и дождик»

  Воспитатель говорит: – «светит солнышко», ребята ходят по участку . «Идет дождь» ребята прячутся под зонтик.

Воспитатель:
 Что же растёт и кто живёт в тропических джунглях?

Дети:  В тропическом лесу растёт множество растений : это деревья, пальмы ( объект на участке), лианы. У них толстые и сочные листья потому что вокруг достаточно влаги и тепла.. Летают птицы и бабочки,  похожие на волшебные цветы. ( Показ картинок 12 и 13 и объектов на участке: бабочки, питон, гусеница, попугай).

Воспитатель :
Здесь всегда сумрачно из за того, что широкие листья растений заслоняют свет солнца и влажно от частых дождей.
Слышите визг? Кто издаёт эти весёлые звуки звуки? Посмотрите, а кто это там веселится?

(Воспитатель привлекает внимание к картинке с изображением обезьяны)

 (картинка и объект на участке 14)
Воспитатель:  
а ещё в тропических джунглях есть диковинные растения-хищники, они охотятся на насекомых ( показ картинки с изображением растения мухоловки и объекта на участке, изображающего это растение 15).
Воспитатель:
 Ребята, взгляните внимательно на карту, что это изображено по пальмами? Действительно, крестик, которым помечено место клада. Давайте его тут и поищем! ( дети находят клад)
Ого! Да тут золотые шоколадные дублоны и пиастры! Как вы думаете, ребята, кто же это спрятал тут клад? Всё верно, это сделала я, и письмо придумала тоже.  Чтобы наше сегодняшнее путешествие было ещё интересней, я придумала эту весёлую игру.
Вам ,ребята, понравилось наше путешествие? Где мы были? Что видели? Кого встретили?  Вы замечательно справились со всеми заданиями и показали высокий уровень знаний! И ,конечно же, заслужили эти сладкие монетки-дублоны! А теперь нам пора обратно в детский сад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну полезных продуктов», по программе «Разговор о правильном питании»

Цель: сформировать у детей правильное представление о рациональном питании, как составной части культуры здоровья по средствам формирования у старших дошкольников умений работать в паре через сплочени...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран».

Конспектобразовательной деятельности по речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Животные жарких стран».с использованием современных (социо-игровой, информацио...

Конспект образовательной деятельности с элементами сказкотерапии "Страна волшебных красок"

Конспект образовательной деятельности с элементами сказкотерапии "Страна волшебных красок"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Животные жарких стран. Африка"

Конспект разработан для детей старшей группы по теме "Животные жарких стран. Африка". Расширение знаний об окружающем мире, уточнять представление о животных жарких стран, закрепление практи...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Страна Фантазерия"

Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка, освоение детских видов деятельности, развития творчества.В дошкольном возрасте ведущим видом деятельн...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в волшебную страну здоровья». с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....