«Школа маленького пешехода» конспект организованной деятельности по правилам дорожного движения для детей 6 – 7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лена Решетюк

- Дети! Скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить дорогу, гулять по улице. А для этого вы должны знать правила поведения на улице, знать, где можно играть, а где нельзя, знать дорожные знаки, которые помогут вам ориентироваться на улице, при переходе улицы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuid.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

«Школа маленького пешехода»

конспект организованной деятельности

по правилам дорожного движения

для детей 6 – 7 лет

г. Москва

2016 год

Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

расширять и закреплять знания детей о правилах дорожного движения;

- закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак»;

- способствовать умению детей работать по схемам, картинкам;

- создать условия для развития внимания, памяти, наблюдательности при выполнении заданий в подвижных играх;

- воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно применять свои знания на практике.

Методы и приёмы: беседа, показ, сравнение, словарная работа, загадки, дидактическая игра, игра с движениями, индивидуальная работа по схемам-лабиринтам.

Материал и оборудование: картинки по ПДД или интерактивная доска, разрезные дорожные знаки, схемы лабиринтов, карандаши, мяч. Музыкальное сопровождение, группа «Зодиак», «Космическая».

Ход занятия.

- Дети! Скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить дорогу, гулять по улице. А для этого вы должны знать правила поведения на улице, знать, где можно играть, а где нельзя, знать дорожные знаки, которые помогут вам ориентироваться на улице, при переходе улицы. Мне хочется проверить ваши знания и поэтому, я приглашаю вас в «Школу маленького пешехода».

Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, на какой картинке дети нарушают правила дорожного движения.

Предполагаемые ответы детей: дорогу можно только переходить в указанном месте. Иди только по тротуару, тротуар для пешеходов. Переходить дорогу по сигналу светофора, там, где нет светофора, по пешеходному переходу «зебра». Не бегать через дорогу, играть только на детских площадках. Не цепляться к автобусу, обходить его сзади, чтобы можно было видеть идущий за автобусом транспорт. Ехать в машине, сидя в детском кресле, пристегнувшись ремнями.

Молодцы, ваши ответы мне понравились.

- А сейчас, предлагаю игру с мячом на внимание «Знаешь – отвечай». (дети встают в круг и отвечают на заданный вопрос, когда к ним попадает мяч).

  • Сколько глаз у светофора?
  • Где нужно ждать автобус?
  • Что опускается перед приближением поезда?
  • Как называются люди, идущие по тротуару?
  • Кто водит машины?
  • Где должны играть дети?
  • Где можно ездить на велосипеде?
  • Что нужно сделать в машине для безопасной езды?
  • По какой стороне тротуара нужно двигаться?
  • Как нужно переходить дорогу?

Расскажите, чем отличается эта картинка? В чем опасность нерегулируемого перекрестка? Как должны перейти дорогу мама с девочкой? (по «зебре»)

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились отлично. Давайте отдохнем.

Игра «Транспорт».

Я вам называю виды транспорта, вы движениями должны мне показать какой это вид транспорта: наземный (воображаемый руль) – автобус, автомобиль, троллейбус, «полиция», КАМАЗ, грузовик, такси;

- железнодорожный (имитация поезда) – поезд, трамвай, метро;

- гужевой (прямой галоп) – лошадь, олени, ездовые собаки, экипаж с каретой;

- воздушный (руки в стороны) – самолет, вертолет, ракета, воздушный шар, дирижабль; - - водный (волнообразные движения руками) – катер, лодка, пароход, яхта, теплоход.

- Дети, а знаете ли вы дорожные знаки? Предлагаю вам собрать дорожный знак и рассказать про него. (дети работают в паре)

Информационный. Подземный пешеходный переход.

Знаки сервиса. Пункт первой медицинской помощи.

Молодцы. Дорожные знаки вы знаете.

- А вот и последнее задание, хочу проверить хорошие ли вы водители?! Перед вами лежат лабиринты. Ваша задача довести транспорт до места назначения.

- Сегодня на занятии мы повторили основные правила дорожного движения, дорожные знаки. Вы уже стали большими ребятами, пойдете в школу. Вы должны уметь быстро находить верные и безопасные для жизни решения в проблемных ситуациях на дорогах, шалости оставлять за порогом дома. Старайтесь быть предельно внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались улицей водители,

Вы должны хорошо знать

И строго соблюдать

Правила дорожного движения!

И напоследок вам подарок от «Школы маленького пешехода». Это настольная игра «Путешествие по городу».

Литература:

*Занимательно о правилах дорожного движения: Азбука. – Казань: ГУ «НЦБЖД», 2012.

*Интернет – ресурсы

*Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –

112 с.:цв.вкл.

1. Тема "Проезжая часть улицы. Тротуар"

Цель: научить ребенка безопасному движению по улице.

Задачи: дать понятия "проезжая часть улицы", "тротуар". Познакомить с правилами безопасного движения по тротуару, научить ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Начать изучение темы с наблюдения за движением машин и людей. Поставить перед ребенком проблему: "Почему же машины не сталкиваются и не наезжают на людей?"

Объяснить, что машины движутся по разным сторонам улицы, и та часть улицы, где едут машины, называется проезжей, а часть улицы, которая предназначена для движения пешеходов, - тротуаром. Познакомить с правилами движения пешеходов по тротуару (по правой стороне), отработать знания на практике.

Задание 1. Провести беседу по картинке, в результате чего ребенок должен узнать и запомнить понятия "проезжая часть улицы", "тротуар", "пешеход". Вспомнить правила движения по тротуару и запретить ребенку ходить по бордюрам, отгораживающим дорогу от тротуара.

Задание 2. С целью выяснения того, как дети усвоили понятия «проезжая часть» и «тротуар», попросить их раскрасить проезжую часть в голубой цвет, а тротуар в желтый. Если дети справились с заданием, то тема понята. Полученные знания по теме отработать во время прогулки. С целью повторения правил движения по тротуару ребенку необходимо провести анализ ситуации, работая с тетрадью и во время прогулки.

С целью проверки усвоения материала предложить задание 3. Нарисовать, для кого предназначены тротуары - на тротуаре, а для чего проезжая часть - на проезжей части. Полученные знания отрабатывать на практике во время прогулки. Обязательно хвалите ребенка, когда он соблюдает правила движения по тротуару, и указывайте на неправильное поведение, когда ребенок балуется вблизи проезжей части.

2. Тема "Светофор"

Цель: научить пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части.

Задача: познакомить с сигналами светофора и со значением каждого сигнала.

Перед изучением темы спросить у ребенка: "Как получается, что все машины так дружно останавливаются, а люди узнают, когда им нужно переходить дорогу?" или: "Что будет, если мы сейчас перейдем дорогу?"

Объяснить, что все машины и пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора.

Познакомить ребенка со светофором, с обязательным показом его во время прогулки, рассказать о трех сигналах светофора, о значении каждого цвета. При этом целесообразно использовать стихи и загадки о светофоре.

Задание 1. По образцу раскрасить светофор, но прежде спросить у ребенка, карандашами какого цвета он будет пользоваться. Повторить порядок расположения цветов в светофоре.

Задание 2 предлагает "неправильный" светофор. Ребенок должен рядом расположить цвета в принятом порядке. В результате выполнения этого задания взрослый видит, запомнил ребенок цвета и порядок их расположения в светофоре или нет.

Задание 3. Прежде чем его выполнять, необходимо повторить или изучить (это зависит от того, какие знания уже есть у детей) значение каждого цвета в светофоре. При этом обратить внимание на то, что красный цвет - это цвет опасности, тревоги, запрета и т.д. Попросить детей привести примеры из жизни, когда красный цвет означает опасность или запрет. Если дети не смогут привести такие примеры, то взрослый сам рассказывает об этом. Сравнить красный цвет с огнем. На улице показать машину пожарной службы, которая окрашена в красный цвет; на машине "скорой помощи" есть красный крест.

При выполнении задания 3 взрослый может в игровой форме давать ребенку указания к выполнению. Например:

а) зажгите тот сигнал светофора, при котором Бом должен стоять (дети, знакомые со значением цветов светофора, должны раскрасить белый кружок красным цветом);

б) зажгите тот сигнал, при котором Бом может переходить проезжую часть (дети должны раскрасить зеленым цветом белый кружок);

в) зажгите тот сигнал, при котором Бом должен быть очень внимательным: стоять и ждать зеленого сигнала светофора. При выполнении этого задания и при дальнейшем изучении Правил неоднократно напоминайте детям, что на желтый сигнал светофора переходить проезжую часть улицы нельзя: это очень опасно.

Если при выполнении задания 3 дети допускают ошибки или не могут объяснить, почему зажгли тот или иной свет, взрослый иными способами (например, экскурсия) объясняет значение цветов в светофоре:

Красный цвет - стой! Если ослушаешься - обязательно машина собьет, т.к. в это время пешеходы стоят, а машины едут.

Желтый цвет - стой! Это промежуточный цвет: не все машины на него успевают остановиться.

Зеленый цвет - идино прежде еще раз убедись, что все машины стоят.

Все время следует напоминать ребенку о том, что при переходе дороги смотреть только на светофор недостаточно, нужно смотреть на дорогу, т.к. есть водители-нарушители, которые ездят не по правилам, а это очень опасно для пешеходов.

При выполнении этого задания похвалите Бома за то, что на дороге нет машин, а он все равно подчиняется сигналам светофора. Пусть ребенок вспомнит, где ему может встретиться светофор: по дороге в детский сад, магазин, на прогулке и т.д.

Задание 4 предполагает анализ предложенной ситуации. Анализировать должен сам ребенок. От взрослого исходят только два вопроса: "Какое правило нарушил Бам?", "Как нужно было поступить?". Второй вопрос учит ребенка предвидеть ситуацию. Только после того как ребенок сможет четко проанализировать ситуацию сам и ответить на поставленные вопросы, можно привести его на улицу, где движение транспорта небольшое. Дождаться, когда загорится красный сигнал светофора, но машин не будет, и спросить, можно ли переходить дорогу. Затем объяснить, что машина может появиться внезапно: из-за поворота, из-за кустов и т.д.

После того как ребенок достаточно хорошо понял и вместе со взрослым потренировался переходить проезжую часть, обращая внимание на сигналы светофора, предложите ему поменяться ролями: "Давай, ты будешь папой (мамой, воспитателем и т.д.), а я твоим ребенком. Научи меня переходить дорогу, пользуясь светофором".

При этом новый "взрослый" берет крепко за руку свое "дитя", и они вместе переходят дорогу. "Дитя" может намеренно попытаться пойти на желтый сигнал светофора, прослеживая, как прореагирует на это его "папа". Не расстраивайтесь, если Ваш ребенок не заметил ошибки, а лучше тактично исправьте ее, называя своего ребенка "папой". Думается, что в роли взрослого захочется побыть каждому малышу.

Обязательно хвалите ребенка, если он строго следует сигналам светофора и замечает Ваши ошибки.

3. Тема "Дорожная разметка и знаки"

Цель: научить детей пользоваться дорожными знаками как источниками информации об улице.

Задачи: научить детей различать дорожные знаки по внешнему виду и познакомить с их названиями.

Задание 1. При обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах необходимо познакомить их с простейшей разметкой дороги - пешеходным переходом. Знакомство можно начать с загадки о зебре. Показать иллюстрацию с изображением зебры, обратить внимание детей на ее окраску. После этого рассказать и показать во время беседы на прогулке о дорожной разметке, которая называется пешеходный переход. Спросить, на какое животное она похожа, сказать, что пешеходный переход тоже называют "зеброй". Объяснить детям, что переход дороги разрешен пешеходам только по пешеходному переходу. Всю работу по ознакомлению ребенка с пешеходным переходом лучше провести на улице.

Задание 2. Для того чтобы увидеть, понял ли ребенок, для чего нужен пешеходный переход, и повторить значение сигналов светофора, можно предложить такое задание: "Посмотри внимательно и скажи, чего не хватает на рисунке для безопасности Бома?". После этого ребенок должен нарисовать "зебру".

Для того чтобы ребенок понял всю важность движения по пешеходному переходу для безопасности жизни человека на дороге, обратите внимание на людей, переходящих проезжую часть в неположенном месте, а также на то, что машины едут быстро и вмиг остановиться не смогут: если на дороге появится человек - произойдет несчастье. А там, где есть пешеходный переход, водители машин снижают скорость. Покажите ребенку пешеходные переходы в тех местах, где он чаще всего бывает. Вместе перейдите проезжую часть по "зебре", обращая внимание на светофор.

В задании 3 начинается знакомство с дорожными знаками. Уже в дошкольном возрасте можно рассказать детям о том, что дорожные знаки делятся на группы: запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, предписывающие, знаки сервиса. Объяснить, что сервис - это услуга, а знаки сервиса объясняют, какую услугу можно получить неподалеку. Хорошо будет, если взрослый во время прогулки на улице намеренно приведет ребенка к знаку, и у ребенка появится естественный интерес к нему, или взрослый специально обратит внимание ребенка на знак. Может быть, по дороге в магазин вам случайно встретится какой-нибудь дорожный знак, пусть даже не предусмотренный тетрадью, покажите его ребенку, дайте возможность ему самому пофантазировать: придумать название знаку, место его установки и т.д., а затем сами расскажите о знаке.

Задание 4. На обобщающем занятии по теме "Дорожные знаки" попросить ребенка нарисовать знаки, которые он запомнил, или подобрать заранее загадки, где отгадками будут названия дорожных знаков, которые дети должны нарисовать. После выполнения этого задания нужно напомнить ребенку о тех знаках, которые он не нарисовал. Повторить, зачем нужны знаки, где они ставятся, как выглядят.

4. Тема "Движение группой"

Цель: научить безопасному движению по улице в группе.

Задачи: познакомить с правилами безопасного движения в группе.

Задание 1. По сюжетной картинке воспитатель проводит с детьми беседу, в которой повторяются правила движения группой. Также повторяются темы: "Пешеходный переход", "Светофор".

В задании 2 воспитатель проверяет, насколько хорошо дети усвоили эту тему, и просит внимательно посмотреть на картинку и подумать, что в ней не хватает. Дети рисуют флажки взрослым.

В задании 3 ребенок должен проанализировать ситуации и определить, нарушают ли дети ПДД. Если нарушают, то раскрасить звездочку в красный цвет, если ПДД не нарушены, то раскрасить звездочку в зеленый. В случае а) правила нарушены, т.к. группа идет на красный сигнал. В случае б) правила тоже нарушены, т.к. группа движется не по "зебре". В ситуации в) правила не нарушены. Отвечая, ребенок должен подробно объяснять, почему правила нарушены или не нарушены.

Спросить, как ходит по улице его семья (он, мама, папа), и не нарушают ли они правила (если идут все вместе, держась за руки, то это неправильно, т.к. они занимают много места на тротуаре или пешеходной дорожке и могут мешать людям, которые идут навстречу).

5. Тема "Транспорт"

Цель: познакомить детей с различными видами транспорта и со значением транспорта в жизни людей.

Работая с сюжетной картинкой 1, воспитатель проводит беседу, в результате которой дети делают выводы: грузовой транспорт - возит грузы, пассажирский - возит людей - пассажиров, легковой - от слова "легкий", и для тяжелых грузов он не предназначен.

В задании 2 воспитатель проверяет: усвоены ли детьми новые понятия. Нужно раскрасить грузовой транспорт синим цветом, легковой - красным, пассажирский - желтым.

Задание 3. Можно попросить детей нарисовать разные виды транспорта и рассказать, какой это транспорт. Дать разные варианты задания: одни рисуют легковой, другие - грузовой, третьи - пассажирский транспорт или транспорт, который ребенку больше нравится, транспорт будущего, при этом ребенок должен рассказать, для чего такой транспорт нужен, кто им сможет пользоваться. Можно предлагать ребенку все эти задания, но не сразу, а на разных занятиях в разные дни.

После того как ребенок хорошо запомнит различные виды транспорта, на улице объяснить и показать ему ситуацию, когда из-за больших (грузовых) машин или из-за пассажирского транспорта не видно легковой машины, а это опасно тем, что можно попасть под нее, если не быть внимательным. Следует постоянно напоминать, что прежде чем переходить дорогу, нужно дождаться, когда все машины будут хорошо видны. Пронаблюдать, как из-за больших машин выезжают маленькие. Ситуацию проиграть с игрушечными машинками или с кубиками разных размеров, заменяющими машинки.

Рекомендуемая литература для родителей:

1. Кривицкая A.M. Тайны дорожных знаков. - Каменск-Уральский: Калан, 1996.

2. Комлева Л. А. Дети и дорога. - Каменск-Уральский: Калан, 1997.

3. Настольная игра по Правилам дорожного движения "Дорога в изумрудный город". - Каменск-Уральский: Калан, 1996.

4. Шалобаев А.Ю. Посмотри налево, посмотри направо. - Каменск-Уральский: Калан, 1996.

5. Эйдельман А.И. Советы мудрого Ворона. - Каменск-Уральский: Калан, 1997.

Таблица: картотека физкультминуток на тему ПДД

Автор

Прокофьева В.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №88»

Название

Текст

Действия детей

«Автомобиль»

В «Автомобиль» друзья играли,
Вот из чего его собрали:
Двигатель, капот и фары,
И колёса по две пары.
Есть багажник для вещей,
Бардачок — для мелочей.
Есть в нём руль — для поворота
И салон, где едет кто-то.
Есть и звуковой сигнал,
Пешеход, чтоб услыхал.

  • Сжимают и разжимают кулаки;
  • сгибают поочерёдно пальцы на руке;
  • крутят руль;
  • хлопают в ладоши.

«Постовой»

Постовой стоит упрямый,
Людям машет: не ходи!
Здесь машины едут прямо.
Пешеход, ты погоди!
Посмотрите: улыбнулся,
Приглашает нас идти.
Вы, машины, не спешите,
Пешеходов пропустите!

  • Шагают на месте;
  • движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз;
  • руки перед собой;
  • руки в стороны;
  • руки на пояс;
  • шагают на месте;
  • хлопки руками;
  • прыжки на месте.

«Светофор»

Красный свет вам скажет: «Нет!»,
Сдержанно и строго.
Жёлтый свет даёт совет:
Подождать немного.
А зелёный свет горит –
Проходите, говорит.

  • Руки на поясе;
  • повороты головы влево, вправо;
  • руки на поясе;
  • движение плечами вверх, вниз;
  • ходьба на месте.

«Мы в автобус дружно сели»

Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Упражнение для эмоциональной разрядки

  • Нахмуриться, как постовой, который видит нарушителя на дороге.
  • Улыбнуться, как пешеходы, идущие друг другу навстречу.
  • Устать, как автомобиль, который везёт тяжёлый груз.
  • Отдохнуть, как дети, которые вернулись с прогулки домой.
  • Хмурятся;
  • улыбаются;
  • опускают руки и голову вниз;
  • прыгают, подняв руки вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия НОД организованной интегрированной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы «Наш друг - светофор»

Конспект открытого мероприятия  НОД организованной интегрированной образовательнойдеятельности по обучению детей правилам дорожного движениядля детей подготовительной к школе группы«Наш друг - св...

Сценарий непрерывно образовательной деятельности по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Грамотные пешеходы»

Сценарий разработан для формирования осознанно – правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода....

«Школа маленького пешехода» конспект организованной деятельности по правилам дорожного движения для детей 6 – 7 лет

- Дети! Скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить дорогу, гулять по улице. А для этого вы должны знать правила поведения на улице, знать, где можно играть, а где нельзя, знать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения для детей 5–6 лет «Я – пешеход»

Цель НОД: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.Задачи:Образовательные:-      продолжать знакомить с элемен...