Главные вкладки

    Конспект ОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Хлеборобы"
    план-конспект занятия по окружающему миру

    Шувалова Марина Викторовна

    Познакомить дошкольников с профессиями: комбайнер, агроном, тракторист. Обобщить понятием- хлебороб.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hleboroby.docx22.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  ОД  в старшей группе по  познавательно – исследовательской  деятельности .

    Тема: «Хлеборобы»

    Цель: познакомить с профессиями: агроном, комбайнер, тракторист. Обобщить понятием – хлебороб.

    Задачи:

    -развивать монологические формы речи;

    - развивать умение соблюдать этику общения;

    - закрепить названия профессий людей, выращивающих  хлеб;

     - воспитывать уважение к труду хлеборобов;

    - обогащать познавательный и эмоциональный опыт детей по теме: «Профессии»

    Оборудование: колоски, хлебобулочные изделия, зерна пшеницы и ячменя,

    Презентация «Профессии людей, выращивающих хлеб»

    Предварительная  работа: разгадывание загадок о  профессиях хлеборобов, чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций.

    Интеграция  ОО: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

    Ход  НОД.

    1.Вводная  часть (мотивация).

    -Хотите узнать, о чем мы будем сегодня говорить? Тогда попробуйте на вкус и угадайте (дети пробуют хлебобулочные изделия).

    -Да, сегодня мы вспомним и  узнаем много нового и интересного о профессиях, связанных с выращиванием хлеба.

    -Мы давно привыкли к тому, что дома у нас всегда есть вкусный, румяный, душистый хлеб. И часто не задумываемся, кто трудится  для этого.

    2.Основная часть.

    СЛАЙДЫ - рассказ воспитателя

    -Появился хлеб много лет назад. Первобытные люди начали собирать хлебные злаки, но они отличались от сегодняшних злаков. Потом они заметили, что, если уронить зерно в землю, оно прорастает и возвращается с большим количеством зерен. Первобытные люди долго употребляли в пищу сырые зерна, но затем начали растирать зерна между камнями. Так появились первые жернова. Расплющенные зерна люди варили, и так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Хлебом очень гордились.

    -А как наши предки выращивали зерно?

    СЛАЙДЫ-  рассказ  воспитателя

    - Сначала крестьяне перепахивали землю, затем вручную засевали зерно. Когда вырастали колосья, их срезали и связывали в снопы. Затем снопы обмолачивали цепами, и только потом зерно везли на мельницу, где его измельчали и получали муку. Труд хлебороба всегда считался очень тяжелым.

     А вы знаете, люди каких профессий работают в поле в наше время?      ……(ответы детей)

    ЗАГАДКА

    Он науку изучил,

    Землю словно приручил,

    Знает он, когда сажать,

    Сеять как и убирать.

    Знает все в краю родном

    И зовется (агроном)

    Давайте вспомним, что делает агроном?

    -Что делает агроном?(он следит за подготовкой семян, организует работы к посеву, следит за состоянием злаковых растений, чтобы не было вредителей) ответы детей

    ПОИСК. ИССЛЕД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Исследуем зерна пшеницы и ячменя……..цвет, форма, величина и тд.

    ЗАГАДКА

    -Упрятав челку под фуражку,

    Веду я с папой в поле вспашку.

    Я горд работой на земле.

    От пота вымокла рубашка,

    Зато ладони – на руле (тракторист).

    -Что делает тракторист?(пашет и рыхлит землю)

    -А на чем тракторист работает?(на тракторе)

    СЛАЙДЫ- РАССКАЗЫВАЮТ ДЕТИ

    -Трактор работает с ранней весны до поздней осени. Вначале он пашет с помощью плуга, потом к нему прикрепляют борону. Борона прочесывает землю как расческой. Потом культиватор – с его помощью рыхлят землю. И, наконец, устанавливают сеялку, чтобы засеять зерновые культуры.

    Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

    В землю зёрнышко попало, (приседают)

    Прорастать на солнце стало (руки над головой)

    Дождик землю поливал,

    И росточек подрастал (медленно встают)

    К свету и теплу тянулся

    И красавцем обернулся. (2 раза)

    Физ. Минутка.

    -Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю.(дети присаживаются)

     Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил.

    Зернышки проросли и стали колосками. (дети встают и поднимают руки вверх)

     Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (дети постепенно опускают сначала руки, потом голову, плечи, туловище)

    Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся они к солнышку.

     В поле выросли замечательные колосья.

    Улыбнитесь друг другу!

    ЗАГАДКА

    -В поле вызреет пшеница,

    День и ночь уборка длится.

    Дорог очень каждый день,

    Всем трудиться там не лень.

    Кто в уборке хлеба спор?

    Кто же это?(комбайнер)

    СЛАЙДЫ- рассказ воспитателя

    Посмотрите на эту картинку. Чем занимаются люди?

    (Комбайны убирают пшеницу)

    А как называют тех, кто работает на комбайне? (Комбайнер)

    Комбайны косят колосья, обмолачивают их и грузят полученное зерно в машины (показать пшеницу)

    Работа комбайнера очень трудная. Они работают с утра до ночи, чтобы вовремя успеть убрать урожай. Комбайнеры даже на обед не приезжают домой, а обедают прямо в поле.

    Из зерна получают муку, а в городе из муки пекут хлеб, печенье, булочки и привозят в села и города. Так осуществляется связь между городом и селом.

    поднимают руки).

    Эстафета: «Комбайнеры»

    Давайте с вами представим, что мы попали на поле, а на нем растет пшеница, а мы с вами комбайны. Посмотрите – у нас выросла пшеница. А комбайнерам ее надо собрать, и засыпать в грузовик (игрушки). В обруче  (поле) лежит пшеница – дети по очереди подбегают с ложкой зачерпывают из кучки зернышки и уносят в машину (игрушка). Кто больше соберет зерна.

    Эстафета: «Перевези зерно»

    Комбайнеры пока перевозили – рассыпали зерна по дороге. Сейчас мы все вместе соберем зернышки и увезем их на мельницу, что бы там получилась мука. Зерна рассыпаются на полу в обруч в одну общую кучу. Дети, пока звучит музыка, все вместе подбегают и набирают зерно из общей кучи и увозят его к себе в «мельницу».

    Можно предложить игру  по речевому развитию

    Игра «Один – много»

    батон – батоны

    колос — …

    зерно — …

    булка – …

    комбайн — …

    крошка — …

    трактор -…

    Игра «Узнай профессию»

    Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

    Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

    Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)

    Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

    Кто работает на мельнице? (Мельник.)

    Кто работает в пекарне? (Пекари.)

    Итог: Дидактическая игра «Что с начало, что потом»

    Воспитатель предлагает детям разложить карточки в той последовательности, в какой хлеборобы выращивают хлеб.

    С приходом весны жизнь на полях кипит. Первым делом приходит агроном, осматривает землю и решает, где лучше пшеницу посадить, а где рожь примется быстрее. Дальше за работу берется тракторист: он вспахивает поле, давая земле вдохнуть свежего воздуха и влаги. Затем, сменив плуг на сеялку, он высаживает зерна пшеницы. И с момента, когда прорастет первый росток, и покуда не соберут урожай, за пшеницей следит агроном. Ведь стоит немного проглядеть, и на зерно может напасть болезнь, или жучок появится. Поэтому эти специалисты всегда стоят на страже урожая. Нужно помнить, что хлебороб – это человек, который не работает в одиночку. И следующим в команде идет комбайнер. К слову, именно их сейчас чаще всего называют хлеборобами, ведь от труда комбайнеров зависит очень многое. Например, сколько пшеницы возьмут с поля, успеют ли собрать урожай до сезона дождей и так далее. Как стать хлеборобом? Те времена, когда знания о поле и зерне передавались от отца к сыну, давно прошли. Теперь образование можно получить в техникуме или институте, правда, такой специальности, как хлебороб там нет. Но ближе всего к ней находятся тракторист или комбайнер. Хлебороб – это очень сложная профессия, и про это нельзя забывать. И дело даже не в том, что придется запомнить все тонкости конструкции трактора и освоить езду на комбайне. Нет, сложность профессии в том, что у немногих получается понять землю, а ведь без этого хорошим хлеборобом не стать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

    Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

    Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности "Жизнь внутри клетки"

    Цель данного занятия - знакомство  детей с микроскопом, его назначением. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети знакомятся с понятиям "клетка",получают представление  о том, ч...

    Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию) Тема: «Лес и его обитатели»

    Конспект НОД в старшей группепо познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому  и сенсорному развитию)Тема: «Лес и его обитател...

    Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «История жилища человека».

    Задачи:1.Расширять кругозор детей, дать зримые образы истории жилища человека.2.Продолжать формировать у детей умение находить зависимость вида жилища человека от образа и условий жизни людей.3.Активи...

    "Детская лаборатория" конспект НОД в старшей группе по познавательно - исследовательской деятельности

    Знакомство детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.Познакомить и закрепить знания детей о профессии лаборант, развивать познавательный и...

    Конспект НОД в старшей группе. Развитию познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль»

    Цель: Расширение и систематизация представлений детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предм...