Методическая разработка конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности "Удивительные свойства воздуха"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кремнева Людмила Михайловна

Эта разработка содержит материал по экспериментально-исследовательской деятельности, где в занимательной форме знакомит детей со свойствами воздуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе            

                     «Удивительные свойства воздуха».

Цель: расширение познавательного интереса и познавательной активности детей средствами экспериментирования с воздухом

Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха

              - развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на  основе элементарного эксперимента и делать выводы

              - воспитывать интерес к исследовательской деятельности

                                        Ход занятия:

Вос-ль: - Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать в нашей волшебной лаборатории. Вот перед вами настоящие ученые-исследователи и сегодня они вам расскажут и покажут удивительные опыты с… А вот чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить я предлагаю вам отгадать загадку:
«Через нос проходит в грудь и обратно держит путь. Он невидимый, но всё же без него мы жить не сможем».

Гости: - это воздух.

Вос-ль: - Мы с вами уже много говорили о воздухе, давайте вспомним, что мы о нем знаем.

Дети: прозрачный, бесцветный, невидимый, не имеет форму.( на фланелеграфе выложены алгоритмы свойств воздуха)

Вос-ль: а сегодня мы  с вами будем делать интересные опыты, тоже связанные с воздухом

 Воспитатель: Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать при проведении экспериментов

(Дети вспоминают правила по мнемотаблице)

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, , можем ли мы почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

- Сегодня нам пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили. Возьмите веер и помашите веером перед лицом. Помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы почувствовали?

Дети: ветер

Вос-ль: веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок. Какой делаем вывод?

Дети: Когда воздух движется, получается ветер.

Вос-ль: мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем понаблюдать, как красиво ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите им над бумажками. Почему бумажки двигаются?

Дети: веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться бумажки.

Вос-ль: Что показал наш опыт?

Дети: опыт показал, что ветер – это движение воздуха.

(Выставляем карточку-схему – ветер)

 Люди научились его использовать (фен,вентилятор, обогреватль), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (буря, ураган, тайфун). Интересно, а можно ли увидеть бурю в группе?

Опыт «Буря в стакане»

Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

      Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

Вос-ль: - Ребята, а где находится воздух? (везде). Воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. Давайте это проверим. 

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Стеклянная кастрюля с водой.

4.     Губка, камень, сахар-рафинад, мелок, пластилин

      Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода. Подумайте, где больше всего пузырьков? От чего это зависит? (Чем плотнее материал, тем меньше в нем воздуха, чем он рыхлее, мягче, тем больше воздуха)

      Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах. (поставить картинку-схему)

. Плавающий апельсин.

 Оборудование:

1.     2 апельсина.

2.     Большая  миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды, как спасательный круг

 Пузырьки- спасатели

Посмотрите, у меня на столе 2 стакана воды: один стакан с простой водой, а  другой – с минеральной  газированной водой. На подносе лежит виноград. Попросите малыша бросить виноградинку в стакан с простой водой. Что происходит?.(Она тонет). А теперь опустите виноградинку в стакан с газированной водой. Посмотрите, она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывает. Но на поверхности и пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не выдохнется.По такому принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: воздух легче воды. Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.( выставляем картинку воздух легче  воды)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Вос-ль: - А что это здесь за листы бумаги, вода?.

Дети: -А вы может сделать так, чтобы бумага осталась в воде сухой.

Вос-ль: - Конечно! (Опускает бумагу в воду. Бумага намокает)
Ребенок: - А у меня бумага будет сухой.

Вос-ль: - Как это?

Ребенок: - Смотрите. Возьму листок бумаги, сомну его как следует и плотно положу в стакан.. Переверну банку вверх дном и медленно опускаю её в контейнер с водой. Банку надо держать прямо. Продолжайте погружать банку в воду, пока она не коснется дна. Затем достаньте банку из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети: в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте бумагу снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила бумаги».

Вывод: воздух занимает место (Поставить картинку воздух занимает место)

Вос-ль: - А имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? (нет)
Какой запах у воздуха? (нет запаха) .
Воспитатель: - У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ. Попробуйте догадаться, в какой банке, что находится.
Игра: «Угадай по запаху»
Дети по запаху определяют, какие вещества находятся в банках (чеснок, лимон, чистый воздух, св.огурец,душ.герань,жевачка, духи, кофе, клубника, лак для ногтей, лавровый лист, стир.порошок)
Вос-ль: Получается, что собственного

запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Вос-ль: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет: на улице один запах, в помещении другой. А это воздух виноват – присваивает себе чужие запахи.

РЕЛАКС «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

ВОС-ЛЬ; - Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух уходит из шарика. Сделайте паузу, досчитайте до 5. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

 

Вос-ль:, - мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

Воспитатель: «Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)

 Значит внутри нас есть воздух.

 Вос-ль: -Шла я сегодня утром по улице, а мимо машина проехала, и я давай чихать, и так долго, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?

Дети:

Вос-ль: - Это получается, что я подышала грязным воздухом и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам: закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?

Дети:

Вос-ль: - А мы сейчас это проверим. Я предлагаю вам проверить, сколько времени может человек обойтись без воздуха. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами, а я засеку время с помощью песочных часов.
Почему вы убрали руку и открыли рот?
(начали задыхаться)
Чего вам не хватало?
(воздуха)
Хорошо вам было без воздуха?
(нет)
Дети: «Человек не может жить без воздуха».

Воспитатель:
Вот видите, ребята, воздух важен и нужен для всего живого: людям, растениям, животным и даже рыбам. Поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его выхлопными газами и дымом.
Вос-ль: - Спасибо, ребята. Сегодня я узнала много нового, интересного про воздух и помогли мне в этом вы

(Дети говорят по карточкам-схемам о свойствах воздуха)

Вос-ль: А чтобы вы и дальше продолжали совершать удивительные открытия, я хочу вам подарить мыльные пузыри, ведь они тоже имеют отношение к воздуху. (Какое)
Вос-ль: Ребята! Теперь вы много знаете о воздухе и можете дома родителям не только рассказать о нём, но и показать им удивительные опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.

Дети внимательно рассматривают предметы: прозрачный, непрозрачный. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, четко называют слова. С помощью исследовательских действий с предметам...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха»

Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения....

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные свойства магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита...