Мир вокруг нас
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)

Филиппова Полина Сергеевна

Мир вокруг нас. Наблюдения за расстениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_okruzhayushchiy_mir.docx9.29 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое окружающий мир? Ответ так же прост как и вопрос. Это мир, который нас окружает. Как только мы появляемся на всет, во круг нас появляется новый мир! Всё новое, неизведанное и очень пугающее и интересное.

Мы помогаем с рождения, нашему малышу познавать мир. С помощью прикосновений, рассказов итд

Хотелось бы отдельно остановиться на теме окружающий мир в детском саду.

А точнее на уголке природы в детском саду.

К.Д.Ушинский писал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа…а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень разве не были нашими воспитателями?»

Формы организации детей, приемы и методы ознакомления их с природой очень разнообразны, но самым результативным и наглядным методом являются наблюдения.

    Наблюдение- это сложный вид психологической деятельности. Он включает различные сенсорные и мыслительные процессы и опирается на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Наблюдать за природой интересно во все времена года. В природе всегда происходит много интересного, необычного и нужно только помочь детям увидеть это. Нужно учить их смотреть, видеть, наблюдать. Систематическое планомерное проведение наблюдений в природе, особенно циклических, дает возможность осмыслить их, достигнуть более высокого уровня познания детьми природы. В процессе непосредственных наблюдений в сознании ребенка закладывается ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все взаимосвязано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга.

    Самостоятельно и целенаправленно  наблюдать дети чаще всего не умеют или делают это спонтанно и кратковременно. Этому нужно их научить. Научить видеть, слышать и понимать природу такой, какой она есть в действительности.

    Наблюдения по этапам усвоения знаний подразделяются на 1) первичные; 2) повторные; 3) сравнительные; 4) обобщающие ( итоговые).

    Первичные наблюдения используются с целью ознакомления с новым объектом ( растениями, животными, явлениями неживой природы), формирования знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения.

    Повторные наблюдения используются для уточнения, дополнения, расширения представлений детей о животных, растениях, явлениях неживой природы.

    Сравнительные наблюдения проводятся с целью сравнения знакомого объекта с новым, выявления примет отличия и сходства.

    Обобщающие наблюдения проводятся для систематизации, обобщения знаний детей, полученных в процессе прежних наблюдений.

    По продолжительности наблюдения подразделяются на 1) кратковремен-

ные или эпизодические и 2) длительные в течение нескольких дней, недель, месяцев.

   В последнее время много внимания уделяется цикличности наблюдениям. Это ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом природы в течение недели, месяца. Это могут быть наблюдения за явлениями неживой природы, за объектами растительного и животного мира. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.

Подготовка к наблюдениям включает несколько видов деятельности:

Подбор объекта для наблюдения.

Определение цели наблюдения.

Выбор форм организации наблюдения.

Выбор методов и приемов для проведения наблюдений.

При выборе объекта для наблюдения следует учитывать следующее:

- растения и животные должны быть доступны для детских наблюдений, соответствовать возрасту детей и требованиям программы;

- растения и животные должны быть типичными для данной местности;

- объект для наблюдения должен быть совершенно безвредным.

  Объектами для наблюдений могут быть:

   а) предметы и явления неживой природы (песок, вода, дождь, ветер, солнце, снег и т. д.) ;

   б) растения парка, цветника, участка, поля и т.д.;

   в) домашние животные и птицы, дикие животные, насекомые, птицы зимующие и перелетные, земноводные и пресмыкающиеся;

   г) труд взрослых и детей в природе.

    Организация наблюдений по количеству участников могут быть:

   - индивидуальные;

   - подгрупповые;

   - фронтальные.  

     Организация наблюдений по месту проведения:

   - непосредственная образовательная деятельность;

   - прогулки;

   - работа в уголке природы;

   - работа на участке ( цветник, огород)

  Таким образом, наблюдения являются очень важным методом экологического воспитания, которые позволяют пробудить чувства к природе, развивать наблюдательность, сенсорные ощущения, развивать кругозор детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...