Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет "Знакомство со Скопинской керамикой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Это занятие позволяет познакомить детей со Скопинской керамикой, ее мастерами, производством, назначением изделий. В ходе занятия используются загадки, народные потешки, вопросы, игровая физкультурная минутка "Петушок", в ходе которой дети знакомятся с малыми скульптурными формами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_skopinskoy_keramikoy.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

                   Знакомство со скопинской керамикой

Составили воспитатели: Тихонова И.А. и Борискина Г.С.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет.

Программное содержание:

  • уточнить знания детей о народных художественных промыслах, познакомить со скопинской керамикой, ее мастерами, с назначением изделий из нее; 
  • воспитывать интерес к народным промыслам.

Ход занятия:  

Воспитатель  загадывает загадку:                                                                                          «В земле скрывается,

В руках преображается.

Огнем закаляется,

В посуду и предметы превращается»

Выслушивает  ответы детей и  задает  вопросы  детям:

- Как догадались, что это глина?

- Что можно сделать из глины?

- Слышали ли вы что-нибудь о городе Скопине?

- Где он находится?

- Почему так назван город?

- Чем прославился город Скопин?

После обобщения ответов детей на карте Рязанской области находим город Скопин. А предлагаю вам сегодня познакомиться со скопинской керамикой.

Как вы думаете, почему керамика так называется «скопинской»? (ответ детей).

Названа она так потому, что развивалась в г.Скопине.

А как вы думаете, почему этот  город называется именно так? (ответ детей).

 «Город Скопин находится недалеко от Рязани, и  существует легенда, что давным-давно, на месте города были дремучие леса, и водились там большие, сильные птицы с огромными крыльями и называли этих птиц Скопы. А еще в тех местах, в земле было много белой глины. Из разных окрестных сел приходили сюда люди за глиной, чтобы сделать из нее посуду – показываю глину, миски, чашки из белой глины (рассматриваем, сравниваем).

Затем стали в этих местах селиться люди, и возможно, по названию птиц, живших в лесах, и город назвали Скопин. И появились в Скопине мастера, которые лепили из глины различную посуду, да игрушки своим детишкам, свистульки. А чтобы показать свое искусство, мастера выставляли вылепленные изделия на ворота. Каждый мастер украшал свое изделие разными приспособлениями – печатками, по-своему.

Но славу городу дала не птица, жившая в лесах, а ремесленники, которые занимались гончарным ремеслом. Производство Скопинской керамики было основано более ста лет тому назад. Мастера выполняли изделия из местной глины. Если изделия из глины, значит они какие? (ответ детей).

Вначале гончары занимались изготовлением только бытовой посуды и игрушек. Какие же изделия они могли изготавливать? (ответ детей).

Простые миски, крынки, кувшины, кружки .   Посмотрите ребята, а какие цвета преобладают в скопинской керамике?(ответ детей).Правильно изделия украшалась глазурями желтого, зеленого и коричневого цветов. Из игрушек больше всего славились свистульки, сделанные в виде птичек, петушков, курочек, коней, баранчиков. А вы хотите поиграть в одну из таких свистулек? Тогда играем.

Игровая физминутка: «Петушок» с использованием керамической игрушки.

Дети ходят по кругу поют песню:

Трух - трух, трух- трух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит - на весь двор кричит.

Кто услышит – тот бежит.

Петух на свистульке имитирует крик «Ку – ка – ре - ку».

Все изделия делались мастерами вручную, используя различные приемы лепки. Лепили из общего комка, затем ленточным способом, а позднее появился гончарный круг, которым пользуются и сейчас.

Но это было очень  давно, а сейчас на окраине города, построена  скопинская фабрика художественной керамики, где ручной труд заменили машины и электричество, а изделия стали более красивыми, сложными, праздничными.

Подготовка глины - самое сложное дело. Она должна целый год полежать на открытой площадке под дождем и снегом, обдуваемой ветрами, для того, чтобы все камешки размякли, а корешки и листочки перегнили.

Только после этого глина поступает в цех, где ее перемешивают. Как вы думаете чем можно перемешать глину? (ответ детей).

А выполняют эту работу глиномешалки. Как вы думаете, для чего перемешивают глину?(ответ детей).

Для того что бы глина стала мягкой и пластичной. Гончар берет комок, кладет на гончарный круг, и начинает появляться задуманное изделие. Каждый мастер старался сделать   что-то необычное, чтобы удивить людей своим мастерством и выдумкой.

Украшали посуду лепными оборками, косичками, несложными скульптурными деталями. Давайте с вами поближе посмотрим изделия: подсвечник «Птица Скопа», который вылепил мастер Дмитрий Жолобов. В лапах этой птицы мы видим маленькие чашечки, куда вставлялись свечи, а сам подсвечник в виде сказочной гордой птицы. Давайте посмотрим на следующее изделие, как бы вы его назвали? (ответ детей).

А этот сосуд "Полкан". Сказочный Полкан - полуконь-получеловек с добродушным лицом крестьянина, с палицей в руках, с туловищем и ногами коня, а сам Полкан- туловище сосуда.

А какие сложные и красивые вот эти изделия, как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Это сосуд для кваса квасник. Кажется, что это не просто квасник или кувшин, а таинственный сосуд величественный и мудрый.

«Медведь» (мастер Поляков), он в одной лапе держит палку, а в другой - чашку. Через отверстие в голове сосуд наполняется, а через открытую пасть содержимое выливается.

Наконец, давайте рассмотрим посуду, которой мы с удовольствием пользуемся в наши дни - это кофейные чашки, кувшины, миски и т.д. Такая посуда понравится каждому человеку. Обратите внимание, что посуда окрашена в зеленые, синие, желтые и коричневые тона, что характерно для скопинской керамики.

Вот мы и познакомились с промыслом – скопинской керамикой. Кто помнит, откуда появилось это название? На чем гончары делали свои изделия раньше? Что изменилось в наши дни? Какие из рассмотренных изделий вам наиболее понравились, опишите это изделие (описательные рассказы детей).

Итог занятия-экскурсии: где делают керамику? Из какого материала? Для чего можно использовать предметы керамики? Как украшают мастера свои изделия? Как нужно обращаться с керамическими изделиями? Дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 2 -3 лет Тема: «Поможем друзьям»

Цель: •    Продолжать знакомить детей с домашними животными: кошка, собака, учить сравнивать их по внешнему виду, источнику питания, издаваемым звукам, выделять общие и отличительные ч...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 1 младшей группы "Дети идут на праздник"

Цели занятия: • Создать праздничное настроение.• Расширить словарь (праздник, барабан).• Развивать слуховое восприятие....