Статья "Информационные проекты в работе с детьми старшей группы детского сада"
статья по окружающему миру (старшая группа)

В данной статье рассматривается проекная деятельность как современная образовательная технология дошкольного образования. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

• Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.

• Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные проекты в работе с детьми старшей группы детского сада

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала  технология проектной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

•         Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.

•         Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

  1. Постановка цели;
  2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  4. Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  5. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Нами были реализованы следующие информационные проекты:

Проект «Квест «Осенние находилки» Цель: создание условий для совместной исследовательской деятельности взрослых и детей по формированию представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, накопления личного опыта познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей.

Проект «Самая лучшая в мире Агния» Цель: формировать представление детей о творчестве А. Л. Барто, как средству развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. 

«Лучик добра» проект  Цель: формировать представление детей  о творчестве писательницы В.А. Осеевой, воспитание у дошкольников положительных качеств характера, мотивация детей на свершение добрых поступков на благо других людей, способствовать развитию чувства ответственности за общее дело. 

Проект «Здравствуй, книга!» Цель: формирование представлений о книге, книгоиздательстве, приобщение к книжной культуре. 

Мини-музея «Моя первая игрушка» Цель: формировать представление детей о погремушке как о средстве познания окружающего мира.

Проект "Квест "Зимние находилки" Цель: формировать представление детей о зимних явлениях природы

Проект "Космос - наш" Цель: формировать представление детей о космосе, познакомить с профессией "космонавт" и транспортом "ракета", познакомить детей с понятиями "звезда", "космос", "планета".

Проект «Мосты в жизни города и человека» Цель: способствовать развитию творчества и исследовательских умений детей, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками;

Проект «Здоровым быть - здорово» Цель: создание здоровьесберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса к здоровому образу жизни. Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. 

В ходе проекта наибольшее место отводится совместной деятельности педагога и детей. Для этого взаимодействия используются разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд, поисковую деятельность, моделирование, продуктивную деятельность, мастер-классы, беседы, а также праздники. Полученный опыт обобщается в ходе непрерывной образовательной деятельности и переносится детьми в собственную, самостоятельную деятельность.

В проекте принимают участие педагоги дошкольного учреждения, дети и родители. Реализуя проект, мы помогаем себе и окружающим понять, что в любом возрасте существует потребность самостоятельно познавать окружающий мир, путем получения информации и позитивного поискового опыта постижения неизведанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...

Педагогический проект. "Наши четвероногие питомцы".(для работы с детьми старшей группы детского сада)

Планирование работы по проекту. Интеграция образовательных областей....

Кружковая работа с детьми средней группы детского сада

Направления работы с детьми:Восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.Развитие зрительного восприятияРазв...

Презентация опыта работы "Опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшей группы детского сада"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, активизируются его мыслительные процессы, формируются обнаруженные закон...

Перспективное планирование работы с детьми средней группы детского сада по конструированию из строительного материала. Разработано на основе технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости".

Перспективное планирование работы с детьми средней группы по конструированию из строительного материала (по технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости». Средн...

Методическая разработка "Информационные проекты в работе с детьми старшей группы детского сада"

Информационные проекты в работе с детьми старшей группы детского сада...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...