Экспериментальная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исаева Мария Сергеевна

В тексте приведен пример занятия педагога-психолога в старшей группе ДОУ по теме "эмоции" с использованием экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в работе педагога-психолога в ДОУ.

Конспект занятия с детьми 5-6 лет

Педагог-психолог

Грибкова М.С.

 


Пояснительная записка.

В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.».. (ФГОС ДО, п.1.2).

Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста». Т. М. Семенова считает, что «исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познаватьИсследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представления о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.»...

Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования. Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

В работе по реализации направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников мы используем  инновационную технологию социального проблемно-игрового экспериментирования и экспериментирования в области человеческих эмоций, которая позволяет решать следующие задачи:

-        расширение представлений об основных эмоциях;

-        развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

-        развитие социального и эмоционального интеллекта;

-        формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми;

-        развитие любознательности и познавательной мотивации;

-        развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.

Для решения поставленных задач в нашем ДОУ разместили уголок экспериментирования или мини-лаборатория.

В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.».. (ФГОС ДО, п.1.2).

Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста». Т. М. Семенова считает, что «исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать

.

 Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представления о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.»

Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования.

Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Основным оборудованием мини-лаборатории является: пластиковые стаканчики, кисточки, вода, гуашевые краски, трубочки для коктейля, блестки, голубая глина, маски-схемы эмоций (цветной и черно-белый вариант), цветные пластиковые пластинки, прищепки, черно-белые картинки «Петушок», камешки, воздушные шары, булавка, магнит, карточки с характеристиками людей, пластиковые тарелочки, изображения злого и доброго мальчика. Эксперименты могут выступать как часть занятия по социально-эмоциональному развитию, а могут проводиться как отдельное занятие.

В организации и проведении экспериментов можно выделить условно несколько этапов:

1.      Организационный (введение в тему занятия (игровая ситуация, чтение художественной литературы, беседа, с целью актуализации личного опыта детей), постановка проблемного вопроса, выдвижения предположений о причинах поступка, поведения, отношений, явления и т.д).

2.      Экспериментирование (проведение исследования, решение проблемной ситуации, установление причинно-следственной связи).

3.      Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Эксперимент «Школа волшебников»

Возраст детей: 5–6 лет.

Задачи: расширить представление о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть);

развивать внимание к соответствующим переживаниям;

развивать творческие способности.

Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики для каждого ребенка, трубочки для коктейля, кисти, салфетки, блестки, голубая глина, красная и желтая гуашевые краски, вода, маски эмоций.

Ход эксперимента.

Психолог:

Сегодня я вас приглашаю посетить «Школу волшебников». Сейчас мы все превратимся в волшебников. Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик с водой, трубочка. При помощи простых, самых обычных материалов мы превратим прозрачную воду в настроение. Какое настроение вы знаете, каким бывает настроение? (Ответы детей, демонстрация масок-схем).

Молодцы! А теперь приступаем к волшебству. Внимательно посмотрите на воду в стаканчике. Какая она? (чистая, прозрачная). Как вы думаете, на какое настроение похожа вода в стаканчике? (спокойствие). Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем наше настроение похоже на прозрачную воду. А теперь давайте в стаканчики бросим блестки, размешаем трубочкой. Посмотрите, какая красота! А теперь устроим салют (подуть в трубочку). На какое настроение сейчас похожа вода в стаканчиках? (радость). Скажите, а когда вы радуетесь? (Ответы детей). Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют.

Но бывает ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение. Возьмите маленькие стаканчики и высыпите глину в стаканчик, размешайте палочкой. Какая стала вода? (мутная, грязная, темная). Наша радость потерялась. На какое настроение стала похожа вода в стаканчике? (грустное). Когда нам бывает грустно? Ответы детей. Когда мы грустим, наши мысли становятся неприятными, мы плохо себя чувствуем, и наше настроение похоже на темную, мутную воду. Как можно вернуть веселье, радость? Ответы детей. А еще можно раскрасить настроение яркими красками. Возьмите кисточки и яркими красками раскрасьте настроение в своих стаканчиках. Какое настроение мы наколдовали в школе волшебников? (спокойное, радостное, грустное). Какие материалы мы для этого использовали? На что похоже радость? Грусть? Спокойствие? Как мы с вами победили грусть?

 Вывод: сегодня мы узнали, как превратить обычную воду в настроение; «изготовили» грустное, спокойное, радостное настроение; узнали еще один способ как победить грусть — раскрасить ее яркими красками.

Вывод

Таким образом, технология социального проблемно-игрового экспериментирования  является инновационной в детском саду. Задачи, решаемые при помощи данной технологии, соответствуют требованиям ФГОС ДО и способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. И. А. Пазухина отмечает: «В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Он учиться совместно со взрослыми и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Элементы театральной деятельности в работе педагога - психолога"

Данный проект включает в себя тематическое и практическое планирование, упражнения, анкеты для работы педагога-психолога в коррекционных группах ДОУ....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...

Анализ результатов опытно-экспериментальной группы в работе педагога-психолога

Цель - создание идеальной модели работы с семьями воспитанников, оптимизация детско-родительских отношений и развитие разнесторонней личности ребенка....

«Использование опытно-экспериментальной методики в работе педагога-психолога ДОУ»

Как считает известный академик Н.Н. Поддъяков, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружаю...

"Развитие игровой деятельности в работе педагога-психолога в условиях ФГОС ДО"

Развитие игровой деятельности в работе педагога-психолога в условиях ФГОС ДО...

Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ Кукольный театр для будущих первоклассников Тема занятия: «Лесная школа»

Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ «Лесная школа» Поступление в школу — это новый этап в жизни ре­бенка. Многие дети с трепетом и волнением ...