Информационно-исследовательский проект «Нам дорог этот мир».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Целью данного проекта является формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства, его мирном освоении. Проект призван систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе, формировать понятия о себе, как жителе планеты Земля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.docx | 50.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Круглякова Юлия Николаевна
Воспитатель ГБДОУ комбинированного вида детский сад №77 Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Информационно-исследовательский проект
«Нам дорог этот мир»
Цель: формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства, его мирном освоении.
Задачи:
Для детей:
- Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о звездах и созвездиях.
- познакомить с созвездиями Зодиака.
- расширить знания детей о государственных праздниках (12 апреля день Космонавтики);
- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
- овладение способами налаживания межэтнического общения и использование их при решении поблемно-игровых и реальных ситуаций.
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
- воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
- воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
- воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, поделок и других форм работы;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
- установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики
Для педагогов
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемый результат
Дети
- Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
- Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта.
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Вид проекта: исследовательско-творческий, коллективный.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Продолжительность: краткосрочный.
Социальные партнеры: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Конечный продукт: праздник «Нам дорог этот мир».
Этапы реализации проекта
1 этап
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
- Информация родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
2 этап
- Накопление у детей познавательного содержания по теме, развитие диалогической речи.
- Работа с родителями по заданной теме
- Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап
- Развитие творческих способностей детей, освоение монологической речи и творческого рассказывания.
- Организация выставки детско-родительских работ.
- Познавательно-тематический праздник «Нам дорог этот мир».
- Презентация модели Солнечной системы
- Коллективные панно «Космический коллаж» .
Предварительная работа:
- Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
- Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?
- Чтение с детьми литератур о космосе: Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" , "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе” и т.д.
- Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
- Изготовление и дидактических игр и наглядных пособий.
- Оформить самодельную книгу «первый полет на Землю».
Основные методы, приемы.
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности)
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
- эвристический (развитие находчивости и активности)
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.
1 этап
Изучение и активизация личного опыта и знаний детей о космосе и о космических профессиях.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» (Маша)
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?» (Петя)
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?» (Даша)
«Почему нельзя достать до неба?» (Вова)
«Почему Солнце горячее?» (Ярослав)
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?» (Лиза)
«Почему Луна то толстеет, то худеет?» (Никита)
«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?» (Артем)
«Почему Луна не падает, а звезды падают?» (Юля)
Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? (Настя)
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд выводов.
- Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
- Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
- Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
- Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- Юля предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- София сказала, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
- Миша решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.
2 этап - реализация проекта
Накопление познавательного содержания по теме.
Был составлен план реализации проекта в соответствии с образовательными областями, а также тематический план распределения деятельности детей и взрослых в соответствии с особыми названиями образовательных центров. Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях (с детьми и их родителями) познавательной - «Космическая лаборатория. Детское моделирование», «Космокинозал»; игровой - «Космическая игральдия»; чтение художественной литературы - «Читальный зал. Поэтическая гостиная»; художественно-творческой – «Космическая мастерская»; физкультурно-оздоровительной «Космический спортзал»; музыкальной - «Космическая музыка».
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.
При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси, о звездах и созвездиях, в том числе созвездиях Зодиака. Узнали имя первого космонавта Земли. Получили знания о том, как работают люди разных национальностей на международной космической станции. В ходе пластических этюдов и игр-драматизаций учились общаться и договариваться вербальными и невербальными способами. Произошло обогащение словаря за счет новых слов: «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп» и.т.д. , развитие диалогической речи.
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:
- при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
- все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
- родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
- праздники, досуги, викторины не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных).
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть принципы дошкольной дидактики:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
- Принципы последовательности.
- Принцип систематичности.
- Принцип повторности.
- Принцип наглядности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Для познавательного развития с детьми проводились беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Как устроена ракета?», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
Занимаясь художественной деятельностью, ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, ткани и фольги на тему «Звезды и кометы», изображали свои представления о полете в космос. Создавали макеты «Ракета на старте», панно « Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».
Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Космическая мозаика», «Найди пару», «Звездное лото», цель которых - закрепление полученных знаний.
Творчество по теме «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: рассказы, сказки и стихи о космосе и космонавтах разных авторов, рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Лепка по темам «В далеком космосе», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» завершилась большой коллективной работой « Космическая панорама». Мы собрали все поделки на космическую тему. Эти работы не просто стали выставкой, но и возможностью «оживить» созданный самими детьми «космос». Под руководством воспитателей были изготовлены скафандры в технике папье-маше, одевая которые, дети перевоплощались в настоящих космонавтов. Был создан Центр управления полетами, из которого дети могли «управлять космическими экспедициями». Космические корабли запускались в открытый космос, там же совершают свои полеты спутники. Космонавты готовятся к полету, летят, выходят в открытый космос или высаживаются на Луне. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках. Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые. Вместе с детьми были изготовлены атрибуты для поведения мини-спектаклей, в которых дети могли развивать диалогическую речь. Придумывать различные способы общения с представителями иных цивилизаций.
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Так нашими общими стараниями был создан макет «Планеты Солнечной системы», который заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос». Также родители вместе с детьми создали портретную галерею «Знаки Зодиака», в которой каждый ребенок может узнать о чертах характера, соответствующих тому или иному знаку Зодиака.
Родители стали нашими активными участниками и помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, значков, сувениров о космосе), изготовлении панно, атрибутов для дидактических игр. «Скафандр» космонавта, «пульт управления», «телескоп» для наблюдения за звездами, забавные «инопланетяне», сделанные из коробок и пластиковых бутылок, никого не оставили равнодушными.
3 этап – развитие творческих способностей детей. Итоговые проекты.
Развитие творческих способностей детей, освоение монологической речи и творческого рассказывания, импровизации.
На этом этапе ярко проявились различные формы свободного творчества детей группы. Дети придумывали сказки и творческие рассказы на различные темы : «Что увидел космонавт?», «Приветствуем инопланетных гостей» на основе игры «Сам себе сказочник», сочинялись загадки, обыгрывались пластические этюды, пантомимы «Придумай приветствие». Придумывались различные игровые ситуации «Встречи в космосе». На музыкальных занятиях дети импровизировали под космическую музыку.
Организована выставка детско-родительских работ «Этот загадочный космос».
Итогом стал познавательно-тематический праздник «Нам дорог этот мир».
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
Познание детское экспериментирование
«Как образуются метеоритные кратеры»; «Почему в космос летают ракете».
Игра-путешествие по созвездиям «Звездная страна» (составление карты звездного неба: узнавание созвездий, рассказывание о них и нахождение их места на карте), составление сказок о созвездиях, полетах в космос, книги космических сказок | Социализация
коммуникативные игры
- из деревянного конструктора «Космодром»; из пластмассового конструктора «Космический корабль»;
|
Чтение художественной литературы
Чтение сказки Н.Носова «Незнайка на Луне» | Художественное творчество
сочинение сказки, волшебное окончание известного рассказа, запоминание наизусть, придумывание загадок, поговорки и стишки, речевые игры совместная композиция: аппликация, панно и др. |
Коммуникация
| Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами
|
Музыка
«Наш звездолёт (песенка про космос)
| |
Труд
| |
Здоровье Беседа «Кого принимают в космонавты?» | Безопасность Занятие «Поможем жителям грустной планеты» Беседа «Что случится с нашей планетой, если…» |
Тематический план работы с детьми и родителями
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми | Взаимодействие с родителями | |
Космокинозал |
Просмотр электронной презентации «Путешествие по солнечной системе»
| Просмотр с родителями и детьми мультфильмов
|
Читальный зал. Поэтическая гостиная | Чтение с детьми произведений о космосе:
Поэтическая гостиная
| Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
|
Детское моделирование |
|
|
Космическая лаборатория |
|
|
Космическая мастерская |
|
|
Космический спортзал |
Раз-два, стой ракета, Три-четыре, скоро взлет Чтобы долететь до солнца Космонавтам нужен год. Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет, Пролетая над землею Ей передаем привет. | |
Космическая игральдия |
«Найди пару» «Космическая мозаика» «Звездное лото»
- из деревянного конструктора «Космодром» - из пластмассового конструктора «Космический корабль»
|
|
Космическая музыка | Разучивание: «Смело в космос я лечу» , «Из чего наш мир состоит». Слушание :
| Совместное прослушивание «Космические песни или песни про космос» |
Используемая в работе с детьми литература и сайты:
- Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига,
- Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига,
- Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
- Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый горд”, М.,
- Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс
- Левитан Е, П. "Твоя Вселенная"
- Левитан Е.П. "Звёздные сказки"
- Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
- Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
- Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
- Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”
- « Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
- Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»
- Талимонова Л. "Сказки о созвездиях"
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
- http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmos
- http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
- http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
http://mults.spb.ru/mults/?id=230
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »
Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...
Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и лю...
Информационно- исследовательский групповой проект. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух!». Старшая группа.
Проект В здоровом теле – здоровый дух.Актуальность темы проекта: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен...
ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО»
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель...
Детско – родительский информационно – исследовательский, творческий проект "Новогодняя игрушка"
Цель: формирование направленности личности родителей на реализацию ценностных ориентаций (семейных ценностей – играем вместе всей семь...
ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства....