Познавательно-исследовательский проект "Наш огород"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Воробьева Оксана Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskiy_proekt_nash_ogorod.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «Надежда» городского округа Ступино

Познавательно-исследовательский проект

 «Наш огород»

для детей старшей группы

                                                                                       

Составил: Воробьева О.С.

г. Ступино

2019 г.

Актуальность проекта:

 Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создали мини - огород, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста.

    Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, петрушки, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов.

Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.

Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива.

И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Цель проекта:

Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.

Задачи проекта:

     - приобщать детей к трудовой деятельности;

- учить детей ухаживать за растениями;

- развивать познавательные и творческие способности;

- обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;

- формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;

- формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;

- учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;

- развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.

Тип проекта:  познавательно-исследовательский

      Участники проекта:  дети, воспитатели, родители

Время реализации проекта: с 03.03.2019 г. по 29.08.2019г.

Предполагаемый результат проекта:

• Знания о строении растений, способах ухода за овощами;

• Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;

• Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;

• Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности;

• Формирование социокультурных, личностных компетенций.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Вводный этап:

  • Вовлечение детей в обсуждение темы «Наш огород».
  • Сбор методического материала по теме проекта.
  • Постановка задач.
  • Составление перспективного плана работы над проектом.
  • Перспективный план реализации проект «Наш огород».
  • Привлечь детей к процессу, выращивания, уходу и охране овощей.
  • Предварительная работа с родителями и детьми:

- беседы об условиях роста растений;

- изучение строения растений;

- проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках);

-проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде;

- наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду и на семейных приусадебных участках).

Практический этап

  • Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
  • Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
  • Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.
  • Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.
  • Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.

Заключительный этап

Подведение итогов.

Анализ результативности.

Итоговая беседа.

Выставка поделок.

Планирование мероприятий.

Этапы:

Подготовительный этап

  • Проведение опроса среди детей «Что такое огород?».
  • Сбор и систематизация информации по теме «Наш огород».
  • Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
  • Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
  • Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Наш огород».

Основной этап:

Социально-коммуникативное развитие.

Создание игровых ситуаций:

      Дидактические игры:

«Узнай на ощупь»

«Чудесный мешочек»

«Узнай на вкус»

«Вершки и корешки»

«Приготовь салат».

Познавательное и речевое развитие:

     Беседы с родителями об участии в проекте

     Беседы с детьми:

«Человек и растение»

«Значение овощей в жизни человека»

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «Вершки и корешки»,

Белорусская сказка «Пых»

Украинская сказка «Колосок»

Пословицы и поговорки

«Без капусты щи не густы»

«Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться»

«Щей поел – словно шубу надел»

«Огород – для семьи доход»

Загадки про овощи:

  • В форме капли, цвета сливы,

          Овощ вкусный и красивый.

                                   (Баклажан)

  • Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее. 

                          (морковка).

  • Это овощ, а не куст.

          В слове этом сочный хруст.

          Если очень любишь щи,

          Этот овощ в них ищи.

                                      (Капуста)

  • Вся украшена цветами,

          На нее взгляните сами.

          Эти белые соцветья

          В сухарях обжарим детям.

                       (Цветная капуста)

  • Он похож на светофор:

           Красный, желтый иль зеленый.

           Всем известен с давних пор

                Фаршированный, соленый.

           Ты в салат его клади

           И в приправы добавляй.

           Ты без дела не сиди,

           Овощ этот называй.

                                                  (Перец)

  • Под листком лежит на грядке.

          Он пупырчатый, не гладкий.

          И зеленый, наконец.

          А зовется. 

                                                (Огурец).

Наблюдение за:

- Ростом и развитием растений;

- Строением растений;

- Движением растений за солнцем в течении дня;

- Составом почвы.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Условия, необходимые для жизни растений»

«Размножение, рост, развитие растений»

 «Сравнение плодов разных культур».

Трудовая деятельность:

Освобождение грядок от старой травы, рыхление земли, полив растений, прополка.

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование, аппликация, поделки.

Физическое развитие:

Подвижные игры и игровые упражнения:

«Съедобное - несъедобное»

 «Найди пару»

 «Огуречик-огуречик».

Результаты  реализации  проекта:

Так как наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать о том, как выращиваются овощи, цветы.

Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности.

Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками, и с взрослыми.

Участие детей в экологическом проекте «Наш огород» способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности.

 Проект расширил диапазоны живого общения с природой, воспитал в детях бережное отношение к природе, к окружающему миру, к труду взрослых, открыл возможность формирования собственного жизненного опыта.

Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.

5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.

6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Чудо огород"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....

Познавательно-исследовательский проект "Веселый огород"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях в условиях Крайнего Севера, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности че...

Познавательно-исследовательский проект "Вырастим огород на окне"

Цель проекта:Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работы. Познавательно-исследовате...

Познавательно – исследовательский проект «ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД "

В проекте рассматриваются следующие проблемы:Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений.О пользе чеснока детям.Пос...

Познавательно – исследовательская деятельность Тема: Огород на подоконнике

Детям очень интересно знать о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Для этого в нашей группе мы расположили мини-огород на подоконнике.Выращивание растений в помещениях полезно...

Краткосрочный познавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»

Краткосрочныйпознавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»...

Познавательно-исследовательский проект «ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД»

Цель – создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.Проектная идея – создать в группе детского сада огород на подоконнике.Задачи:•Обобщить и ...